В 1925 Зейгарник оканчивает университет и продолжает работать в нем, а в 1927 после публикации работы о прерванных действиях ей была присвоена степень доктора. В 1931 Зейгарник переезжает из Германии в Москву и начинает работать научным сотрудником Института высшей нервной деятельности, который в 1932 был реорганизован в отдел Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ).
В те годы она знакомится с Л.С. Выготским, который оказал на нее так же, как и К. Левин, огромное влияние. Их двоих она считала величайшими психологами своего времени.
В ВИЭМе Блюма Вульфовна почти полностью поглощена патопсихологией. Интерес к ней, по ее словам, возник еще в Берлине, когда вместе с Левиным она посещала клинику соматических заболеваний Гольдшейдера. Начиная с 1930-х годов медицинская психология становится главной областью интересов.
В 1935 Зейгарник была присвоена степень кандидата биологических наук. Немецкая степень доктора философии в СССР, не была признана.
В 1940 муж Блюмы Вульфовны Альберт Янкелевич Зейгарник арестован по обвинению в шпионаже и осужден на десять лет без права переписки. Она остается с двумя детьми, одному из которых меньше года, другому - шесть лет. События этих лет отложили глубокий отпечаток на всю последующую жизнь Блюмы Вульфовны. Основным в ее жизни стал страх, прежде всего за судьбу своих детей, внутренняя цензура. Блюма Вульфовна не оставила после себя почти ничего, ни автобиографий, ни архивов, записных книжек, воспоминаний, ею все было уничтожено. В годы Великой Отечественной войны Зейгарник занималась восстановлением высших психических функций после черепно-мозговых ранений в восстановительном госпитале г. Кисегач под руководством А.Р. Лурия. После войны (1943-1967) Зейгарник возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ Психиатрии Минздрава РСФСР одновременно (с 1949) на преподавательской работе в МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1958 Блюма Вульфовна подготовила свою третью (после Берлинской и украденной Кисегачской) докторскую диссертацию, и ей была присвоена степень доктора педагогических наук. В 1965 ей присваивают звание профессора по специальности психология.
В 1967 ее избирают на должность профессора кафедры психофизиологии и нейропсихологии МГУ. Зейгарник - организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны, руководитель Всероссийских патопсихологических семинаров (с 1960), почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии. Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии. Выдающийся вклад Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). Блюма Вульфовна Зейгарник - один из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. В течение более 40 лет ею разрабатывались проблемы патологии психики при душевных заболеваниях. Опираясь на теоретические положения отечественной психологической школы Выготского-Леонтьева-Лурии, создала новую научную область - экспериментальную патопсихологию, имеющую свой предмет, понятийный аппарат и методический инструментарий. Ею подготовлено большое число специалистов, работающих в настоящее время в различных областях психологии. Труды Зейгарник в области патопсихологии открыли возможность для становления новой сферы психологической практики.
В 1978 профессору Зейгарник была присуждена Ломоносовская премия (1-й степени) за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации психически больных (работы опубликованы в 1962-1976). В работах этого цикла дано теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показано, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных - основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях Зейгарник показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения. Последнее важно как для решения исследовательских задач в области патопсихологии, так и для практической работы психологов в этой области.
Результаты исследования патологии познавательной деятельности (мышления, прежде всего) при психических заболеваниях обобщены в монографии "Патология мышления", М., 1962 (издана во многих странах). В ней впервые дано развернутое теоретическое обоснование подхода к изучению психологической феноменологии нарушений мышления, описан комплекс методических приемов, адекватных для решения этой задачи, представлена оригинальная систематизация нарушений мышления. Последняя дает в руки исследователей и практиков ключ к пониманию генеза этих нарушений, открывает возможности для их более дифференцированной диагностики, позволяет использовать эти данные для установления нозологического диагноза в психиатрии. Данная типология широко используется как в нашей стране, так и за рубежом. Исследования патологии личности при психических заболеваниях, обобщенные в монографии "Личность и патология деятельности". М., 1971. Показано, что психологическое изучение аномалий личности важно как для познания природы психических болезней, так и для анализа структуры нормально протекающей психической деятельности. Дано описание различных типов мотивационно-личностных нарушений, теоретически обоснована и эмпирически доказана роль личностного фактора в строении патологически измененных психических процессов, намечены пути и средства возможной психологической реабилитации больных за счет использования сохранного личностного потенциала; намечены перспективы изучения патологии личности, необходимые для понимания природы сложных психопатологических явлений.
Среди работ Зейгарник особое место занимает учебник "Патопсихология"(1986 год), адресованный студентам, обучающимся психологии. В этом учебнике на основе большого фактического материала, полученного автором, сотрудниками психологического факультета МГУ и другими отечественными патопсихологами, излагаются важнейшие теоретические и прикладные проблемы патопсихологии, проведен критический анализ положений зарубежной психологии. Дается исторический обзор развития патопсихологии, большое внимание уделяется принципу построения патопсихологического исследования психически больных, роли психолога в решении диагностических, экспертных и психокоррекционных вопросов, представлена систематизация нарушений личности и познавательной деятельности. На факультете психологии МГУ Зейгарник читала курс патопсихологии, спецкурсы по патологии мышления, зарубежным теориям личности.
Основные научные труды:
К проблеме понимания переносного смысла слов или предложения при патологических изменениях мышления// Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии. (1934); Нарушения мышления при психических заболеваниях (1957); Патология мышления. (1962); Введение в патопсихологию (1969); Личность и патология деятельности (1971); Основы патопсихологии. (1973); Патопсихология. (1986); Очерки по психологии аномального развития личности. (1980, в соавт.); Теория личности К.Левина. (1981); Теории личности в зарубежной психологии. (1982).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.