Структура общения и функции общения
Структура общения: 1. Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения. 2. Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: Кооперация, сотрудничество и конкуренция. 3. Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга. Функции общения: информационная, самопрезентативная, социально-перцептивная, интерактивная, аффективная.[5]Условия эффективности педагогического общения
Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалев.- Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.
- Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.
- Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.[6]
Качества личности учителя значимые для продуктивного общения
- Глубокое значение психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
- Социальная установка на человека (аттракция).
- Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
- Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
- Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.
- Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения.
- Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
- Речевое развитие.
- Педагогическая интуиция.[5]
Барьеры восприятия в общении
Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по- настоящему понять человека. Эффект первого впечатления — 0бусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое оказаться ошибочным. Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше. Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека. Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным. Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, постарению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.[1]Стиль педагогического общения
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).[7]Виды стилей педагогического общения Перспективные: 1. Общение на основе совместной творческой деятельности. 2. Общение на основе дружеского расположения. Неперспективные: общение-устрашение. Общение заигрывание. В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция — форма выражения отношения.[8] С помощью «языка действий» театральной режиссуры (П. М. Ершов, К. С. Станиславский) в педагогической деятельности можно выделить (для профессионально-осознанного освоения и/или тренировки-шлифовки)подтексты поведения (на основе «классификации словесных воздействий») и параметры поведения: наступательность — оборонительность; деловитость — позиционность; дружественность — враждебность; сила(уверенность) — слабость (безвольность).[9] Уверенное владение учителем своими поведенческими «подтекстами» и «параметрами» позволяет ему своевременно, позитивно и гуманистически решать разнообразные дисциплинарные проблемы, неизбежно возникающие по ходу урока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.