четверг, 16 декабря 2010 г.

Самореализация и свойства личности

- Самореализация личности (Автор: Психолог)
Самореализация и свойства личности
Самореализация - это не только процесс, но и результат. О человеке, который сумел себя реализовать в жизни, говорят, что он состоялся. Но результат может быть представлен и в личностном плане - как наличие определенных психологических свойств и качеств.
Люди различаются по своему энергетическому и интеллектуальному потенциалу, по своим способностям и задаткам. Уровень реализации у разных людей будет разным в силу различных жизненных обстоятельств. Нередко существует разрыв между потенциалом и его актуализацией.
Величина внутреннего потенциала, как правило, коррелирует с общественным признанием (хотя бы после смерти или некоторым кругом людей), а степень его реализации может лучше всех оценить сам человек в своих субъективных ощущениях (в конечном счете это - глобальное ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности вообще и прожитой жизнью в частности). Однако стремление к самореализации, если оно становится ведущим мотивом, не только проявляется в ощущениях, но и формирует некоторые свойства личности.

С. Л. Рубинштейн считал, что одним из механизмов формирования черт характера являются мотивы. Возникая в сходных ситуациях, они закрепляются и становятся его составляющими. Эти черты проявляются в поведении человека, его поступках. Если человек ведет себя некомфортно, берет на себя ответственность в различных ситуациях, имеет смелость выявить и разоблачить свою защиту и т. д., он, двигаясь по пути самоактуализации, формирует соответствующие черты своего характера. Одновременно они развиваются и видоизменяются. Принцип развития личности в деятельности говорит нам о том, что в процессе деятельности свойства личности определенным образом трансформируются, связываются друг с другом, т. е. происходит их интеграция. Результатом этого процесса является образование в структуре личности новых, более обобщенных свойств с более сложной структурой - интегральных свойств личности.

Чаще всего в психологии личности под интегральными свойствами подразумевают направленность, ценностные ориентации, роли, статусные характеристики личности и т. д. Они в большей степени характеризуют человека с точки зрения его социальной сущности. Но нельзя забывать и о существовании таких интегральных свойств, как духовность, аутентичность (конгруэнтность), твердость в смысле силы противостояния неблагоприятным обстоятельствам, интернальность-экстернальность, личностное богатство и т. д. Это скорее «индивидуально-психологические» свойства. Некоторые из них тоже могут быть производными от такого ведущего жизненного мотива, как стремление к самореализации.

Общий адаптационный личностный тип, сформированный на основе данного мотива, может быть исследован с точки зрения интегральных характеристик человека, что является самостоятельной теоретической и практической задачей. Под этим углом зрения рассмотрим теперь некоторые известные концепции.
Так, А. Маслоу описывал этот тип людей как прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных и проницательных. И хотя это скорее эмоциональное, чем научное описание, оно дает определенное представление о взглядах Маслоу на самоактуализирующуюся личность.

Более систематизированное описание этих характеристик предложено К. Роджерсом. Теоретик психологии личности С. Мадди считает, что Роджерс выделяет лишь два типа людей: «полноценно функционирующих» и «неприспособленных». Мадди взял на себя труд провести сравнительный анализ теории Роджерса и других теорий личности. Им проводился анализ экспериментальных работ, посвященных изучению таких характеристик полноценно функционирующего человека, как:

Открытость опыту (включающая в себя эмоциональность и рефлексию);
Бытие «здесь и теперь» (включающее в себя подвижность, адаптивность, спонтанность, индуктивное мышление);
Вера в организмический процесс;
Свобода в жизни (чувство свободной воли и контроля над жизнью);
Творчество

По сути, это и есть интегральные характеристики, так как они являются результатом взаимодействия целого ряда личностных свойств более низкого уровня обобщенности. Причем каждая из этих характеристик определяется не суммой отдельных, входящих в нее свойств, а новой системой связей между ними. И каждая подчиняется принципу причинной упорядоченности, т. е. нацелена на достижение какого-либо полезного результата в соответствии с изменениями требований среды.
Неприспособленный человек, по К. Роджерсу, обладает противоположными характеристиками: защитами; жизнью, проводимой по плану; отсутствием доверия к своему организму; чувством, что им управляют. Такой человек конформен.
Шостром Э. указывает четыре основные характеристики, отличающие «актуализаторов». Это:

честность, которая подразумевает способность быть честным в любых чувствах, какими бы они ни были (прозрачность, искренность, аутентичность);
осознанность как способность самостоятельно сформировать свое мнение о произведениях искусства, музыке и всей жизни (отклик, жизненаполненность, интерес);
свобода в смысле выражения своего потенциала, чувство хозяина жизни (спонтанность, открытость);
доверие, т. е. глубокая вера в других и себя, стремление установить связь с жизнью и справиться с трудностями «здесь и теперь» (вера и убеждение).

Можно заметить, что авторы, пропагандирующие идею самоактуализации как первичную и основную ценность человека, подразумевают при этом ее социальную составляющую, но не раскрывают последнюю.
С другой стороны, психотерапевты, ориентированные на формирование устойчивой, психически здоровой личности, значительно большее внимание уделяют собственно социальной интегрированности индивида. Либо включая ее как самостоятельную характеристику в общий перечень свойств, либо рассматривая свойства самореализующейся личности в социальной сфере.



Например, Р. Мэй - один из представителей гуманистически ориентированной психотерапии - выделяет следующие психологические составляющие устойчивой личности, на которые и ориентирует практическую работу психотерапевта.

Первая - это свобода личности. В его понимании она означает возможность «строить свои собственные неповторимые личностные модели из материалов наследственности и среды». Ее оборотной стороной является ответственность за свои поступки и решения.

Вторая составляющая - индивидуальность
. Иначе, это умение быть самим собой. И как бы мы ни относились к себе, взаимодействовать с окружающим миром приходится такими, какими мы являемся. Любой человек уникален и неповторим. Задача в том, чтобы понять собственную природу и найти в себе мужество принять себя таким, а не воевать с самим собой всю жизнь.

Третья составляющая - социальная интегрированность. Р. Мэй утверждает, что «для личности огромное значение имеет умение приспосабливаться к обществу, ибо человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов». Однако это не означает отказа от индивидуальности, так как чем более социально интегрированным становится человек, тем больше у него возможностей реализовать свою неповторимую индивидуальность, установив ограничения для эгоцентрических и антисоциальных инстинктивных побуждений. «От нас зависит, предаться ли разгулу и, потеряв человеческий облик, опуститься на дно или подняться к высотам разума и беседовать с вечностью».

Четвертая составляющая - духовность человека. О самореализации как об основном жизненном мотиве рассуждает и В. Шуте: «Моя цель как человеческого существа и есть жизнь полная радости. Радость - это чувство возникающее от использования моего потенциала - моих способностей думать и чувствовать, моих ощущений, моего тела и моего духа - максимально возможными способами. Я менее счастлив, когда я не использую себя, когда я блокирую себя».

Однако самореализация, как считает В. Шуте, осуществляется в результате баланса трех личностных измерений, присущих любым людям и расположенных главным образом в сфере социального взаимодействия. В качестве основных личностных координат он называет присоединение, контроль и открытость. Так, присоединение, по его мнению, имеет отношение к объединению людей, желанию быть вместе с ними, быть включенным в их взаимодействие, к желанию внимания и желанию быть выделенным, отличным от остальных. Контроль подразумевает принятие решения о распределении власти между людьми, потребность влияния и авторитета. И наконец, поведение в сфере открытости основывается на желании любить и вызывать любовь. Только эффективное разрешение психологических проблем, связанных с каждым из данных измерений, будет способствовать формированию здоровой в соматическом и психическом смысле личности, которая самостоятельно может перейти «из минуса в плюс», т. е. к возможно более полной реализации своего потенциала.

Рассмотрение различных аспектов феномена самореализации и интегральных личностных характеристик приводит к пониманию того, что вопрос о социальной составляющей процесса самореализации человека не вполне осмыслен современной наукой и едва ли может быть решен в рамках оценочной концепции. Если принять точку зрения, что самореализация может осуществляться вне тесной социальной интегрированное™ и даже вопреки ей, то следует признать, что она может служить источником невротических тенденций. Если же самореализация осуществляется в рамках социальной включенности или благодаря ей, в этом случае она будет обеспечивать как собственное психологическое здоровье, так и общественную пользу, но в определенных обстоятельствах может означать отказ от своей «порочной» природы и даже от себя.
Итак, мы проанализировали некоторые важные, на наш взгляд, аспекты феномена самореализации. Все они уходят своими корнями в проблему глубинной сути человеческой природы и неоднозначности ее проявлений и, по нашему мнению, должны рассматриваться в гуманистическом русле, с благоговением перед жизнью и миром в целом, сама же тенденция самореализации - как мотивирующая сила и основа формирования интегральных характеристик личности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.