Раздел представляем в виде сравнительного анализа, экономя время на представление каждой из концепций.
Теория черт и факторов, по большому счёту - общенаучный подход. Он же - анализ, иными словами. Есть сведения, что с помощью теории черт и факторов мир пытались изучать ещё в глубокой древности. Подход статичен.
Этой теорией занимался Ф. Парсонс в 1889-90 гг. Цель его исследований - обоснование методологии профориентации и кадрового отбора с точки зрения теории черт и факторов. Начало психофизиологии труда не вполне корректро связывают с психофизиологической теорией Вундта потому, что Парсонс изначально базировался на ней. Парсонс поставил вопрос с точки зрения конкретной практики: какие требования предъявляет профессия к человеку, как их можно оценить, как он может проявить в ней свои качества, как можно измерить эти качества у претендента, и как предугадать его развитие в избранной профессии.
В 1901-03 открылись первые профориентационные лаборатории - потому эти годы можно считать первым временем практического применения теории черт и факторов.
1927 год в Ленинграде открыта первая биржа труда, в основу работы которой была положена трёхфакторная теория Парсонса.
Этой теорией занимался Ф. Парсонс в 1889-90 гг. Цель его исследований - обоснование методологии профориентации и кадрового отбора с точки зрения теории черт и факторов. Начало психофизиологии труда не вполне корректро связывают с психофизиологической теорией Вундта потому, что Парсонс изначально базировался на ней. Парсонс поставил вопрос с точки зрения конкретной практики: какие требования предъявляет профессия к человеку, как их можно оценить, как он может проявить в ней свои качества, как можно измерить эти качества у претендента, и как предугадать его развитие в избранной профессии.
В 1901-03 открылись первые профориентационные лаборатории - потому эти годы можно считать первым временем практического применения теории черт и факторов.
1927 год в Ленинграде открыта первая биржа труда, в основу работы которой была положена трёхфакторная теория Парсонса.
Парсонс: "Человек должен соответствовать требованиям профессии".
Лазурский: "Это ещё большой вопрос, кто кому должен соответствовать: человек профессии или профессия человеку".
Лазурский: "Это ещё большой вопрос, кто кому должен соответствовать: человек профессии или профессия человеку".
Отсюда, грубо говоря, теория черт и факторов - "приспособиться к профессии", а теория развития - "развивать, модифицировать профессию".
Е. А. Климов - отечественный последователь теории черт и факторов, в то время как уже начал развиваться подход развития, противопоставляя себя теории черт и факторов. Климов сформулировал идею "как найти свою профессию", его тезисы: "что ты умеешь делать" и "кому эти умения нужны".
Т. П. Зинченко и А. А. Фрумкин - метод двух портретов, первоначально позиционировались как метод инженерно-... Выделили идеальный и реальный профиль профессии (два портрета). Идеальный профиль - психограмма, реальный - реальный профиль претендента. Третий профиль в редакции Парсонса звучал как реальное правильное соответствие претендента идеальному профилю профессии. Зинченко и Фрумкин отказались от этого третьего "портрета" ввиду его несостоятельности. Коммерческий фактор этих двух исследователей в целом включает элементы и теории развития.
Т. П. Зинченко и А. А. Фрумкин - метод двух портретов, первоначально позиционировались как метод инженерно-... Выделили идеальный и реальный профиль профессии (два портрета). Идеальный профиль - психограмма, реальный - реальный профиль претендента. Третий профиль в редакции Парсонса звучал как реальное правильное соответствие претендента идеальному профилю профессии. Зинченко и Фрумкин отказались от этого третьего "портрета" ввиду его несостоятельности. Коммерческий фактор этих двух исследователей в целом включает элементы и теории развития.
Теория развития.
Отдельно самостоятельно развивается и психология развития. А для психологии труда нужен именно общетеоретический подход рассмотрения становления человека (в редакции Ананьева) как субъекта труда - т. е., превращение человека в действии в субъекта труда.
1950-е годы. Исследования Д. Сьюпера - ему принадлежит идея реализации Я-концепции в профессиональной деятельности. До него подобные работы были, но больше в структуре возрастной психологии. А Сьюпер, таким образом, выделил профессиональную Я-концепцию, или Я-концепцию в труде.
Т. о., из зарубежной практики мы назвали имена, скорее, основоположников. К сожалению, не нашим соотечественникам принадлежит концептуальное оформление подходов.
Мельников в 50-е годы, в противовес Парсонсу представил подход "Практическая проба сил в естественных условиях", в котором попытался представить сжатую процедуру практическому отбору специалистов. Однако, его идея не была воспринята и не получила широкого применения. Предложенная Мельниковым теория была всё же с упором на теорию развития. Общий смысл в следующем: человеку даётся серия испытаний, состоящая из наиболее трудоёмких профессиональных ситуаций, и чем лучше он справился с заданием, теб больше он, значит, профессионально пригоден.
На экзамене, кстати вопрос:
что будет прогностичнее - тестовый контроль или испытательный срок. Т. е., мы разводим сразу испытательный срок и пробу в тестовом режиме. Если деятельность предъявляет требования не к психофизиологическому здоровью, а к ..., к тем качествам, которые не даются при рождении, а воспитываются, то методом пробы (по теории черт и факторов) профессиональную пригодность не опредеылить. В этом случае нужен испытательный срок, причём сокращение времени невыгодно в подобных случаях.
что будет прогностичнее - тестовый контроль или испытательный срок. Т. е., мы разводим сразу испытательный срок и пробу в тестовом режиме. Если деятельность предъявляет требования не к психофизиологическому здоровью, а к ..., к тем качествам, которые не даются при рождении, а воспитываются, то методом пробы (по теории черт и факторов) профессиональную пригодность не опредеылить. В этом случае нужен испытательный срок, причём сокращение времени невыгодно в подобных случаях.
1913-1917 гг. - исследования Вахтерова и Рыбрикова - альтернативный подход предложенному Парсонсо. Рыбников предлагал дифференцировать первичную и вторичную профориентацию
Рыталко(1070-е годы).
Пряжников.
Рыталко(1070-е годы).
Пряжников.
Основные концепции, идеология подходов.
Теория черт и факторов важно жёсткое соответствие человека требованиям профессии - рассматривается кк условие прогноза успешности деятельности. В структуре этого подхода впоследствии возникло понятие "професионльно важных качеств". Концепция отбора и оценки "человек для профессии". Оценочная процедура - отбор. Как альтернатива может рассматриваться подбор (?).
В теории развития же взаимосоответсвтвие человека и профессии формируется в процессе деятельности, условием личностного формирования выстурпает личностная активность, или мотивация к деятельности (т. е., внутренняя мотивация). В зависимости от особенностей мотивации и личностной активности и формируется успешность деятельности. И должность - для человека. Оценочная процедура при подходе развития - испытательный срок. Подходит для деятельностей, в которых отсутствует риск витальной (жизненной) угрозы - есть основание полагать, что не только личные качества, но и средовые влияния - влияют на деятельность.
Достижения (достоинства) подходов.
В теории черт и факторов - профессиографические исследования, критерии отбора и оценки специалистов, что может рассматриваться как методологические достижения в кадровой работе
Кроме того - классификации профессий и систематизиация требований к рабочим местам, что может выступать информационным фундаментом; а также - дифференциация видов деятельности по специфике требований и формирование понятий "проф. готовность" и "пригодность" специалистов.
Кроме того - классификации профессий и систематизиация требований к рабочим местам, что может выступать информационным фундаментом; а также - дифференциация видов деятельности по специфике требований и формирование понятий "проф. готовность" и "пригодность" специалистов.
Альтернатива испытательному сроку - практическая проба. Чем больше и шире были практические пробы, тем быстрее разворачивается профессиональная адаптация.
В теории развития - развитие концепции индивидуального стиля деятельности. В этом пальма первенства принадлежит отечественным исследователям. Индивидуальный стиль как путь достижения вершин в профессии - засчёт снижения затрат, повышения адаптации и т. д. А также - изучение вопросов профессиональной адаптации, в том числе и деструктивных изменений личности (н-р, синдром эмоционального выгорания). Интерес к этому - в 1950-е годы.
Развитие вопросов активизации профессионального самоопределения.
Развитие вопросов активизации профессионального самоопределения.
Недостатки подходов.
В теории черт и факторов.
1. Невозможность учесть уже имеющийся профессиональный и личностный (жизненный) опыт как субъективную категорию.
2. Невозможность учесть динамику развития, как профессионального, так и личностного. Этот недостаток связан, в первую очередь, с ограниченностью психодиагностического инструментария. Тестовые диагностики позволяют оценить уровневые характеристики, т. е., достижения или готовность к моменту оценки, но не ресурсные запасы. В свою очередь, тесты достижений оказываются ситуационно зависимыми.
3. Ограниченность диагностического инструментария (вытекает из второго недостатка).
Даже если человек, по всем тестам, обладает необходимыми ресурсами для данной профессиональной деятельности - только изучением его мотивации невозможно наперёд сказать, как он будет эти свои ресурсы использовать.
1. Невозможность учесть уже имеющийся профессиональный и личностный (жизненный) опыт как субъективную категорию.
2. Невозможность учесть динамику развития, как профессионального, так и личностного. Этот недостаток связан, в первую очередь, с ограниченностью психодиагностического инструментария. Тестовые диагностики позволяют оценить уровневые характеристики, т. е., достижения или готовность к моменту оценки, но не ресурсные запасы. В свою очередь, тесты достижений оказываются ситуационно зависимыми.
3. Ограниченность диагностического инструментария (вытекает из второго недостатка).
Даже если человек, по всем тестам, обладает необходимыми ресурсами для данной профессиональной деятельности - только изучением его мотивации невозможно наперёд сказать, как он будет эти свои ресурсы использовать.
В теории развития.
1. Высокая времяёмкость подхода. Ресурсы и жизнь ограничены - много не напробуешься.
Косвенный недостаток - попытка объять необъятное, зарплатные решения и пр. - всё это непродуктивно. Все остальные недостатки будут производными от первого: стереотипизация деятельности, социокультурные факторы и пр.
Мотивы возникают в деятельности, социальный и моральный выбор нередко возникает только в деятельности.
1. Высокая времяёмкость подхода. Ресурсы и жизнь ограничены - много не напробуешься.
Косвенный недостаток - попытка объять необъятное, зарплатные решения и пр. - всё это непродуктивно. Все остальные недостатки будут производными от первого: стереотипизация деятельности, социокультурные факторы и пр.
Мотивы возникают в деятельности, социальный и моральный выбор нередко возникает только в деятельности.
Резюме.
Таким образом, теория черт и факторов максимально продуктивна и прогностична.
Там где теория черт и факторов целесообразна в ситуации:
- первичного выбора профессии в период ранней юности - тогда, когда опыт профессиональной деятельности отсутствует, а стартовая диагностика выполняет функцию ориентации в мире профессий с точки зрения минимальных затрат;
- в ситуации отбора и оценки специалистов в экстримальные виды деятельности - в этом случае критериями отбора будут выступать психофизиологические качества (помимо состояния здоровья), которые могут быть противопоставлены опыту и периоду деятельности (при прочих равных условиях).
Т. о., отбор в крайнем случае будет отбором по психофизиологическим качествам и характеристикам.
Теория развития максимально продуктивна в ситуации кадровой работы в области широких социальных контактов, когда ведущие треббования предъявляются к стилевым особенностям (к личностной активности), вопрос отбора формулируется не в редакции "сможет ли?", а в редакции "какой ценой" или "при каких затратах". Т. е., требования предъявляются не к степени сформированности тех или иных качеств, а к степени их интегрированности.
Там где теория черт и факторов целесообразна в ситуации:
- первичного выбора профессии в период ранней юности - тогда, когда опыт профессиональной деятельности отсутствует, а стартовая диагностика выполняет функцию ориентации в мире профессий с точки зрения минимальных затрат;
- в ситуации отбора и оценки специалистов в экстримальные виды деятельности - в этом случае критериями отбора будут выступать психофизиологические качества (помимо состояния здоровья), которые могут быть противопоставлены опыту и периоду деятельности (при прочих равных условиях).
Т. о., отбор в крайнем случае будет отбором по психофизиологическим качествам и характеристикам.
Теория развития максимально продуктивна в ситуации кадровой работы в области широких социальных контактов, когда ведущие треббования предъявляются к стилевым особенностям (к личностной активности), вопрос отбора формулируется не в редакции "сможет ли?", а в редакции "какой ценой" или "при каких затратах". Т. е., требования предъявляются не к степени сформированности тех или иных качеств, а к степени их интегрированности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.