НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ
Это одна из наиболее информативных
рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего
дошкольного возраста (с пяти — шести лет).
Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально.
Инструкция:
«Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как
ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное,
которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не
придумал — ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Если обследуемый
говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать
и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно
ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на
самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если
обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует
посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать
по ходу рисования.
Когда обследуемый кончает рисовать, его просят
придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если
придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть
задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или
какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
Бывает,
что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что
отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно
попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное,
которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью
повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение
реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного
животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно
необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание
считается успешно выполненным и повторять его не нужно.
Выяснив
название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него,
про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по
возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека
можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного
животного самостоятельно.
Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
• Чем оно питается?
• Где живет?
• Чем обычно занимается?
• Что любит делать больше всего?
• А чего больше всего не любит?
• Оно живет одно или с кем-нибудь?
• Есть у него друзья? Кто они?
• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
• Чего оно боится, или оно ничего не боится?
• Какого оно размера?
Затем
обследуемому предлагают представить, что это животное встретило
волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают,
какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.
Беседа
о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от
особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список
вопросов — не обязательный, а ориентировочный.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕСТУ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»
Разработанные
задания «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное»
позволяют выявить: скрытые агрессивные или депрессивные тенденции,
реакцию на угрозу («Злое животное»), ценности и стремления обследуемого
(«Счастливое животное»), характер имеющихся опасений, сознаваемые и
неосознанные представления обследуемого о его наиболее острых проблемах
(«Несчастное животное»). Задания «Злое животное» и «Несчастное животное»
хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного
рода.
Проведение тестирования.
Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым горизонтально.
Инструкция
к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно
несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное,
которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В
чем проявляется то, что это животное — самое злое и страшное?». Могут
быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.
Инструкция
для задания «Счастливое животное»: «Теперь нарисуйте самое счастливое
несуществующее животное, какое вам удастся придумать». Инструкция, для
задания «Несчастное животное»: «Нарисуйте самое несчастное
несуществующее животное, какое вам удастся придумать».
По завершении
рисунка выясняют, почему нарисованное животное — самое счастливое
(несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).
АНАЛИЗ РИСУНКА:
ТИП ЖИВОТНОГО
-
Реально существующее — интеллектуальное или эмоциональное нарушение;
острая тревога; иногда психическое заболевание (с семилетнего возраста).
-
Существовавшее раньше (например, динозавр) или существующее в культуре
(например, дракон)— бедность воображения; низкий общекультурный уровень;
иногда педагогическая запущенность (с семилетнего возраста).
-
Сконструированное из частей разных животных, соответствующее стандартной
схеме животного — рационалистический, нетворческий подход к задаче.
-
Целостное, построенное по стандартной схеме с головой, туловищем,
конечностями — художественный, но в целом стандартный подход к задаче.
- Построенное по оригинальной схеме, не напоминающее обычных животных — творческий подход к задаче; низкая конформность.
- Сверхоригинальное, вычурное — демонстративность; шизоидность.
- Человекообразное — высокая неудовлетворенная потребность в общении; типично для подросткового возраста.
-
Механическое, угловатое, машинообразное или включающее отдельные
механические детали — интровертность; аутизация; иногда шизоидность.
- С конечностями, направленными вовне — экстравертность.
- Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу — интровертность.
ДЕТАЛИ
• Избыток органов чувств — тревожность.
• Глаза
- отсутствуют — аутизация; астения ; субдепрессия; иногда шизоидность;
- пустые, без радужки и зрачков - астения; аутизация; иногда асоциальность; страхи (с шестилетнего возраста);
- большие зачернененные или с зачерненной радужкой — страхи;
• Форма грубо искажена — невротическое состояние; асоциальность; иногда психическое заболевание.
• Уши, подчеркнутые нажимом или особо большие — тревожность; иногда подозрительность, настороженность.
• Зубы — вербальная агрессия.
• Голова на рисунке, в целом соответствующем схеме животного,
- отсутствует — импульсивность; иногда психическое заболевание;
- форма грубо искажена — органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание;
- две или более головы — иногда внутренний конфликт, противоречивые желания.
• Толстый хвост — высокая значимость сексуальной сферы.
• Чешуя, панцирь — потребность в защите, боязнь агрессии.
• Иглы, шипы и т.п. — защитная агрессия.
• Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты — агрессивность.
•
Отсутствие ног, их недостаточное количество или явная слабость на
рисунке, в целом соответствующем схеме животного или человека — низкая
бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях.
•
Особо большие (толстые) ноги или их избыточное количество —
потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных
отношениях.
• Крылья — мечтательность, романтичность, склонность к компенсаторному фантазированию.
• Тело, покрытое густыми волосами — значимость сексуальной сферы.
• Оружие, режущее, колющее или рубящее орудие — агрессивность.
• Украшения: узор на шкуре, павлиний хвост, ресницы — демонстративность.
• Раны, шрамы — невротическое состояние; иногда психическое заболевание.
•
Внутренние органы, анатомические детали, кровеносные сосуды, в
частности, сосуды глаза — ипохондрия, невротическое состояние; иногда
психическое заболевание.
• Половые органы, женская грудь, вымя или
детали, напоминающие их по форме, независимо от того, как они названы —
высокая значимость сексуальной сферы.
ОПИСАНИЕ ОБРАЗА В ЖИЗНИ
• Соответствие рисунку — показатель логичности мышления.
• Несоответствие рисунку — иногда нарушения логического мышления
•
Особо подробное, с идеализацией, указанием на красоту или
исключительность животного — демонстративность; склонность к
компенсаторному фантазированию.
• Место жизни
- изолированное (пещера, скалы, другая планета, космос) — недостаток общения, чувство одиночества;
- упоминание о трудной достижимости (непроходимая чаща, горы, в которых нет дороги) — боязнь агрессии, потребность в защите;
- экзотическое (остров Мадагаскар, заколдованный лес) — демонстративность;
- эмоционально неприятное (болото, грязь) — невротическое состояние; низкая социализированность; иногда психическое заболевание.
• Питание
- явно несъедобные вещи (камни, стекло, металл) — низкая социализированность, нарушения общения;
-
особо крупные объекты (горы, деревья, дома) или утверждение о том, что
животное ест все, — импульсивность; низкая социализированность;
- люди — негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность;
- подробное описание поедания жертв — агрессивность;
- эмоционально неприятная пища (червяки, грязь, слизь) — невротическое состояние; иногда психическое заболевание;
- кровь, отдельные части и органы живых существ (сердце, мозг) — невротическая агрессия;
- не питается ничем или питается воздухом, энергией — интровертность; иногда шизоидность.
• Любимое или наиболее обычное занятие
- играет, гуляет, развлекается — прямая проекция своих желаний;
- постоянно занято поисками пищи — ощущение трудности и однообразия жизни;
- ломает деревья, топчет дома — негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность; иногда психическое заболевание;
- много спит <— усталость; астеническое состояние.
• Друзья
- отсутствуют — чувство одиночества;
- все окружающие, без конкретизации — высокая неудовлетворенная потребность в общении;
- злые, агрессивные персонажи (акулы, крокодилы, драконы) — негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность.
• Враги
- большое число или полное отсутствие — боязнь агрессии;
- все окружающие — негативизм; асоциальность или антисоциальность.
• Описание способов защиты от опасности; указание на гигантский ее размер — тревожность, боязнь агрессии.
•
Особо длинный перечень страхов; страхи, нетипичные для животных
(темнота, смерть, насекомые) — страхи, невротическое состояние.
• Тема размножения — значимость сексуальной сферы.
• Бесполые формы размножения — напряженное, внутренне конфликтное отношение к сексуальной сфере.
• Желания:
- иметь друзей — недостаток общения;
- не иметь врагов — боязнь агрессии; иногда настороженность, подозрительность;
- чтобы его не боялись — боязнь агрессии;
- стать обычным животным, стать человеком — эмоциональный дискомфорт, связанный с ощущением своего отличия от окружающих;
- стать больше по размеру — ощущение своей малой значимости; боязнь агрессии, потребность в защите.
ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным
• Лишено признаков агрессивности — стремление скрыть свои агрессивные тенденции, иногда полное отсутствие агрессивности.
• Из признаков агрессивности присутствуют только зубы — склонность к вербальной агрессии: грубости, крику, угрозам.
• Особо выраженная агрессивная символика: острые рога, оружие — высокая агрессивность;
•
то же, в сочетании с признаками высокой тревожности: штриховкой
рисунка, многочисленными исправлениями, штриховой линией —невротическая
агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта.
• Иглы, шипы и другие оборонительные средства — боязнь нападения и склонность к защитной агрессии.
• Большие глаза с зачерненной радужкой — боязнь агрессии.
•
Распад формы, появление невротических признаков: изображение
внутренних органов, кровеносных сосудов — низкая устойчивость к стрессу,
невротическая реакция на стресс; иногда психическое заболевание.
•
Асоциальная символика: сигарета, рюмка, животное в виде черта или
бабы-яги — негативистические, иногда психопатические или
психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию, угрозу агрессии,
стрессовую ситуацию.
• Четкая уверенная линия — высокая сопротивляемость стрессу, способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях.
СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ
•
Всегда обеспечено едой — высокая значимость материальных ценностей;
ощущение бытового неблагополучия; представление о ненадежности своего
материального положения.
• Защищено от любых врагов или не имеет врагов — боязнь агрессии; иногда настороженное отношение к окружающим.
• Способно жить всюду (на земле, в воде, в воздухе) — высокая ценность свободы; стремление к независимости, самостоятельности.
• Живет вечно или очень долго — ипохондрические тенденции; иногда страх болезни, смерти.
• Имеет много друзей — высокая ценность общения; неудовлетворенная потребность в общении.
• Его все любят — высокая ценность эмоциональных связей.
•
Доставляет радость другим — высокая ценность общения; иногда
гиперсоциальность; стремление произвести хорошее впечатление на
проверяющего.
• Красивое, умное — высокая ценность соответствующих качеств; сомнение в наличии этих качеств у себя.
•
Счастливо без определенного повода — низкий уровень понимания себя,
трудности в осознании своих эмоциональных состояний; иногда склонность к
снижению настроения.
НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным
• Размер сильно уменьшен — скрытые депрессивные тенденции; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию.
•
Признаки тревоги: штриховка, множественные линии, распад целостной
формы, появление линий, не относящихся к основному изображению — низкая
устойчивость к стрессу; склонность к сильному повышению уровня тревоги в
неблагоприятных ситуациях.
• Штриховка с сильным нажимом,
зачернение частей рисунка — низкая устойчивость к стрессу; склонность к
появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных
ситуациях.
• Подчеркнутый контур — тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями.
• Живет один, не имеет друзей — чувство одиночества, неудовлетворенная потребность в общении.
• Его никто не любит — неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте.
• Болеет, умирает — ипохондрические тенденции; депрессивные тенденции; иногда страх смерти.
•
Плохо приспособлено к жизни: с трудом передвигается, тратит очень
много времени на добывание еды — ощущение трудности жизни; низкий
уровень социальной адаптации.
• Несчастно без определенного повода —
склонность к снижению настроения; иногда периодические депрессивные
(субдепрессивные) состояния; низкий уровень понимания себя, трудности в
осознании своих эмоциональных состояний.
* по книге А.Л. Венегр "Психологические рисуночные тесты"
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.