Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения в условиях образовательного учреждения
Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения в условиях образовательного учреждения
автор: Родивилова Е.
дата публикации: 10.04.2010
рубрика: Выступления студентов на конференции 2008 года
Руководитель:Веткина О.Н(педколледж №8)
Проблема девиантного поведения детей и подростков продолжает сохранять свою острую социальную значимость. Наиболее ярко она проявляется в школах, где практически в каждом классе имеется учащийся, чье поведение отклоняется от принятых в обществе норм. В последнее время наметилась тенденция изменения проявления отклонений в поведении от шалостей и недисциплинированности к поведению, являющемуся опасным как для общества, так и для самого индивида (склонность к алкоголю, наркотикам, агрессивное и аутагрессивное поведение, противоправные проступки). Свой вклад в разработку данной проблемы внесли следующие отечественные ученые: Василькова Юлия Валерьевна, рассмотревшая методы работы с детьми девиантного поведения; Галагузова Минненур Ахметхановна, изучавшая девиантное поведение в подростковом возрасте и специфику работы социального педагога с этой категорией детей; Загвязинский В.И, Кудашов Г. Н, Селиванова О. А, выделившие свой подход к определению девиантного поведения и его профилактику; Щипицина Л.М., осветившая воспитание детей группы социального риска, Клейберг Юрий Александрович, описавший психологию девиантного поведения и особенности его исправления; Личко А.Е, разработавший теорию возникновения девиантного поведения подростков под воздействием патологических нарушений психики и акцентуаций характера; Овчарова Раиса Викторовна, рассмотревшая технологию работы социального педагога с подростками девиантного поведения и другие. Девиантное поведение – проблема, представляющая неограниченный характер заинтересованности (на уровне школы и семьи), а широко распространенная, затрагивающая все общество. Многие ученые считают, что рост девиантного поведения среди детей обусловлен не только издержками воспитания в семье или школе, не только индивидуальной предрасположенностью самого ребенка (наличие акцентуаций в подростковом возрасте, социальная незрелость, незнание норм поведения), но и находится в тесной взаимосвязи с современной ситуацией в социуме. Проблему изучения девиантного поведения осложняет не только то, что оно является последствиями трудной социальной ситуации в обществе, неэффективной социальной политики, но и неразрывность понятия «отклонение» с понятием «социальная норма». Рассмотрение проблемы девиантного поведения начинается с раскрытия взаимосвязи понятий «девиация» и «норма» и критериев социальной нормы. Необходимо отметить, что термин «девиантное поведение» имеет междисциплинарный характер, но в основном используется учеными в двух значениях. В значении «поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики, психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В нашей работе мы опираемся на определение, предложенное Змановской Еленой Валерьевной. Оно носит описательный характер и ориентировано на практическую работу с людьми, имеющими отклоняющееся поведение. Змановская считает, что девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Среди видов и форм проявления девиантного поведения ученые выделяют как негативные формы, такие как агрессивное поведение, алкогольная, наркотическая зависимости и другие формы аддикций, в том числе, Интернет-зависимость и гэмблинг, суицидальное поведение, «черный юмор», сексуальные девиации, так и позитивные девиации, к которым относится одаренность. Галагузова рассматривает подростковый возраст как сензитивный к формированию девиантного поведения, вследствие того что незрелый организм подростка сталкивается с различными проблемами физического, психологического и социального развития, являющимися непривычными для подростка ранее. Выделяются биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические и морально-этические факторы, влияющие на развитие девиантного поведения, например, такие, как состояние физиологического здоровья, наличие акцентуаций характера, неудовлетворенность насущных потребностей и другие. Можно выделить следующие группы причин, вызывающих девиантное поведение. 1. Социально-педагогическая запущенность; 2. Глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, систематическими неуспехами в учебе, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса; 3. Отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другие причины физиологического и психоневрологического свойства; 4. Отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов; 5. Безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. Организуя работу с подростками девиантного поведения в ОУ, социальный педагог, в первую очередь, осуществляет профилактическую, защитно-охранную, организационную и коррекционно-развивающую функции. Чаще всего в работе с данной категорией детей социальный педагог использует технологию профилактики девиантного поведения (особенно – первичную профилактику) и технологию коррекции негативных последствий проявления девиаций, а также осуществляет развивающую работу, направленную на развитие социально одобряемых форм поведения и социальное воспитание подростков. В целом, Платонов Н.М. отмечает, что социально-педагогическая коррекция включает в себя совокупность воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка, и формирование новых, более адекватных моделей поведения. Макартычева Галина Ивановна считает, что работу с подростками, имеющими девиантное поведение, целесообразно организовывать в соответствии со следующими этапами: 1) информационный этап, связанный со сбором первичной информации о среде жизнедеятельности ребенка; 2) диагностический этап, на котором происходит изучение причин возникновения девиантного поведения; 3) организационный этап, на котором на основании данных диагностики разрабатывается план сопровождения подростка; 4) реабилитационный этап, на данном этапе осуществляются мероприятия в соответствии с планом сопровождения; 5) завершающий этап – проведение повторной диагностики с целью определения результативности проделанной работы. Прикладное исследование проводилось на базе 327 общеобразовательной школы Невского района в 8 «б» классе. Целью прикладного исследования является определение методов, форм и содержания работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению. Методами исследования являются различные виды диагностик, направленные на выявление у подростков склонности к девиантному поведению, изучение уровня и вида агрессии подростков, выявление уровня социализированности учащихся, изучение уровня и характера школьной тревожности подростков, выявление акцентуаций характера, социометрическое исследование с целью определения социального статуса учащихся; методики диагностики познавательных потребностей, мотивов в учебной деятельности. Так, например, были использованы методика оценки склонности к девиантному поведению, методика изучения агрессивности Басса-Дарки, методика оценки тревожности Филипса и другие. Анализ школьной и учебной документации, беседы с классным руководителем, наблюдение позволили составить социальный портрет класса. В 8 «б» обучается 17 человек (10 мальчиков, 7 девочек). В классе присутствуют дети из алкоголизированных, многодетных и неполных семей. У 4 человек нарушено общение с учителями, у 3 школьников нарушено общение со сверстниками, трудности в учебе испытывают 5 человек, серьезные жилищные проблемы и отсутствие необходимых условий для развития наблюдается у 1 подростка, 7 человек проживает в семьях, уровень дохода в которых ниже прожиточного минимума. Обобщив результаты изучения проявлений девиации и склонности к девиантному поведению, было выявлено, что в классе нарушены межличностные отношения, наблюдается повышенная конфликтность в общении мальчиков и девочек, у 90% учащихся класса отмечается тенденция к нарушению норм и правил поведения, высокий негативизм к выполнению социальной нормы, присутствует повышенный уровень агрессии во взаимоотношениях (особенно – физическая и вербальная агрессии), отмечается завышенный уровень самооценки и чрезмерная агрессия по отношению к другим у подростков с высоким социальным статусом в группе, выявлено, что уровень школьной мотивации не соответствует познавательным потребностям у 65% учащихся. Среди причин склонности подростков к девиантному поведению были выделены следующие: влияние группы сверстников асоциальной направленности, конфронтация в отношениях внутри класса, семейное неблагополучие и усвоение асоциальных паттернов поведения в семье, повышенный уровень негативизма, наличие в классе учащихся другой национальности, агрессивно настроенных по отношению к одноклассникам, пренебрежительное отношение к учащимся со стороны некоторых учителей. Исходя из полученных данных, коррекционно-развивающая деятельность включала в себя десять занятий, которые были направлены на: * Снятие агрессивных проявлений; * Сплочение группы, оптимизацию межличностных отношений; * Обучение конструктивному взаимодействию учащихся; * Формирование адекватной самооценки; * Понижение тревожности. Использовались следующие формы работы: беседы («о дружбе», «о неповторимости людей», «о риске и ответственности», «о конфликтах»); упражнения «Я тебя рисую», «Групповой портрет», «Граффити», «Хочу, могу, умею»; игры «Конфликты по алфавиту», «Тих-тиби-дух», «Вспомнить все», «Агрессивное поведение», тематические классные часы. В конце проведенной работы для получения обратной связи была проведена рефлексия с целью оценки учащимися эффективности и актуальности нашей деятельности. Анализ высказываний подростков показал, что наиболее актуальными темами стали «Мои одноклассники и одноклассницы», «Снятие агрессии», «Способы решения конфликтов», особенно подростки выделили игры и упражнения на сплочение группы. Подростки достаточно высоко оценили проведенную работу, среди рефлексивных ответов были следующие: «понравилось, как все работали!», «было много интересного!», «я приобрел Радость!», «Жизнь – это любовь и понимание!». Результаты включенного наблюдения, беседы с классным руководителем, повторное проведение теста Басса-Дарки показали тенденцию к снижению вербальной, косвенной и физической агрессии. Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, опираясь как на теоретическую, так и на практическую часть, можно сделать следующие выводы. Девиантное поведение выступает междисциплинарной проблемой, привлекающей внимание исследователей разных областей науки. Можно выделить наиболее распространенные формы проявления девиантного поведения, но состояние современного общества провоцирует появление новых форм девиаций. Девиантное поведение вызывается причинами биологического, психологического, социально-педагогического характера. К особенностям работы социального педагога с подростками девиантного поведения можно отнести своевременную диагностику склонности к девиантному поведению, комплексное использование профилактической и коррекционно-развивающей работы, учет ситуации социального развития подростков, развитие позитивных моделей социального поведения, обучение методам снятия негативных состояний, взаимодействие для решения проблем подростков с девиантным поведением со специалистами ОУ, других структур, родителями обучающихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.