понедельник, 1 ноября 2010 г.

Картина мира у слепых

Слепорожденные — это люди с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У слепорожденных нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы. Они могут анализировать объекты внешнего мира и взаимодействие между ними только с помощью органов обоняния, слуха, осязания и вкуса.

Видеть и «видеть» мир

Давайте порассуждаем над понятием, что такое — «видеть». В понимании тех, кто видит с помощью зрения — это видеть предметы, что нас окружают: определять их величину, цвет, фактуру; видеть их перспективу: что находится ближе к нам, что дальше и пр. Мы видим то, чего не касаемся руками (осязание) и то, что не слышим (слух).
Более того, мы мысленно видим то, что сами хотим представить, или когда слышим название знакомого нам предмета. Например, при слове «зеркало» наше сознание рисует нам его. Для слепого же человека зеркало – это холодная и гладкая поверхность, стекло. Прикосновение к стеклу не дает ему никаких особых ощущений — холодно и твердо.
Если мы начнем говорить слепорожденному о красках, цветах и форме предмета, о небе или звездах, о лице матери, он не поймет нас. Он даже не знает, как выглядят сам, если только ему не потрогать свое лицо: мягкое и выпуклое.

Катя Ф., слепорожденная: «Выйдя в сад, я могу знать, что небо сегодня голубое — по особой ласковости и струящейся теплоте воздуха, по более веселому быстротающему звуку голосов. Солнце я люблю, ловлю его лицом, перекатываю по коже. Воздух при солнце настаивается и густеет».
Мы говорим: «На той горе стоит наш дом!». Для слепого от рождения человека «видеть» дом на горе — это долгий путь, который он проходит, немного наклонившись вперед, по дороге, что ведет к дому. Чем тяжелее и длиннее по времени дорога — тем для него выше гора и дальше дом. И не понимает он, как можно увидеть высокую гору, не поднявшись на неё. Или как можно узнать, что идет человек, не слыша его шагов или голоса.
Слепой не ощущает тьмы непосредственно и вовсе не чувствует себя погруженным во мрак. Слепота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого человека и ощущается им лишь опосредованно, вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта.

Я слышу мир!


С помощью слуха слепой от рождения человек получает самую большую по объему информацию о мире. Живя, он не обращает внимания на формы, но может узнать знакомого по шагам, по звукам его голоса. Он узнает о том, с чем ему предстоит иметь дело с помощью звуков.
Пример. Напротив слепого остановился человек. С помощью слуха он определяет, что тот сел на стул, устроился на нем удобнее, вздохнул, переставил ноги. Вот он слышит, как сидящий стал наливать воду в стакан: о его наполненности слепой узнает по звуку переливаемой жидкости.
У него поразительно развита память на звуки; лица не представляют для нас большего разнообразия, чем для него голоса. Он находит в голосах бесконечное множество оттенков, ускользающих от нас, потому что наблюдение их не представляет для нас такого интереса, как для слепого. И каждый звук, каждая интонация для него имеет огромное значение!

Я осязаю мир!

«Если когда-нибудь какой-нибудь слепой от рождения философ создаст, в подражание Декарту, человека, то осмелюсь вас уверить, что он поместит душу его на концах пальцев, ибо оттуда исходят все его основные ощущения и все его познания». (Д. Дидро)
Слепорожденный знаком с предметами лишь благодаря осязанию. Со слов других людей он знает, что при помощи зрения можно знать предметы так, как он их знает при помощи осязания, — по крайней мере, только такое представление о зрении он может себе составить.

Трогая руками предметы, он не может представить, как они выглядят — он может только понять, мягкое это или колючее, сухое или мокрое. С помощью пальцев он отмечает все неровности предмета, шероховатости, запоминает их. Потому среди всех чашек чайного сервиза он безошибочно определяет свою.
Гладкость тел представляет для него ничуть не меньше оттенков, чем звук голоса. Он очень ценит у других людей красоту кожи, дородность, упругость тела, хорошее сложение, нежность дыхания, прелесть голоса и произношения.
Знаменитая слепоглухонемая Е. Келлер писала, что чувство осязания дает слепому некоторые сладостные истины, без которых приходится жить зрячим, так как у них это чувство не усовершенствовано.

Мир полон запахов

Мир слепого с рождения человека состоит из звуков, запахов и намеков на очертания. Не подходя к букету, не трогая его руками, слепой может по запаху определить, из каких цветов он составлен. Запах дает название цветам: розой он называет запах розы, ромашкой – запах ромашки.
Сидя за обеденным столом, слепорожденный может точно сказать, какие перед ним блюда: его обоняние развито так же исключительно, как и его слух, как и его осязание.

Мир — это гармония и порядок

Благодаря тому, что слепым трудно отыскивать затерявшиеся вещи, они становятся друзьями порядка, и, зачастую, их близкие обладают тем же качеством.
У слепого человека чрезвычайно сильно развита память. Например, не имея возможности отличить один йогурт от другого, как это сделали бы мы по этикетке, он дает ему свое название согласно месту йогурта в холодильнике относительно других предметов: «второй слева». Запахи, звуки заполняют его мир и располагаются знакомыми картинами на экране памяти: комнаты, люди, сад; труднее — улица, то есть ряд шумов и препятствий.

Шестое чувство вместо зрения


Л.С. Выготский указывал на наличие шестого чувства (теплового) у слепого, позволяющего им на расстоянии замечать предметы.
Слепорожденный видит при помощи кожи. Эта оболочка обладает у него исключительной чувствительностью, Слепой судит о близости огня по степени теплоты; о соседстве тел — по действию воздуха на его лицо. Он так чувствителен к малейшим переменам в атмосфере, что может отличить улицу от тупика. Приближение к двери он определяет по возникшему сквозняку, запаху дерева.
Некоторые слепые люди научаются ориентироваться с помощью эхолокации, издавая щелкающие звуки и прислушиваясь к эхо. Исследование показало, что в это время у них активизировалась часть мозга, которая активизируется у зрячих людей, когда они на что-то смотрят. Аналогичный способ используют для ориентирования летучие мыши и дельфины.

Во сне я вижу свой мир

Сны слепых людей — это результат того, как на них влияет окружающая среда. Так же, как и у зрячих людей, во сне ум слепых перерабатывает впечатления, полученные при бодрствовании, их фантазии, поэтому сны слепых содержат слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные образы — так же, как у них это происходит при бодрствовании.
У слепорожденных состояние падения или невесомости во сне переживается как кошмар, что идентично соответствующему проявление в бодрствовании. В своих сновидениях слепорожденные никогда не воспринимают себя другим человеком.

Заключение

Елена Келлер была лишена слуха и зрения. На минутку закройте глаза и уши. Посидите так хотя бы 5 минут. Устали? Скучно? Елена Келлер прожила 87 лет в темноте и тишине. Вот, что она говорит, обращаясь к нам:
«Я благодарю Бога за мои физические недостатки, они помогли мне найти себя, мой труд и моего Бога. За три вещи я благодарю Богу каждый день: за то, что Он благоволил даровать мне познание дел Его рук. Глубоко благодарна за то, что в моей тьме Он зажёг во мне светильник веры. И глубочайше благодарна за то, что Он даровал мне иную жизнь, на которую я могу смотреть с надеждой вперёд — жизнь радостную, со светом, цветами и небесной песней».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.