При оценке методического подхода Дж. Гилфорда и Р. Торренса (Guilford, 1950; Torrance, 1965) мы опираемся не только на теоретический анализ, но и на данные сопоставительных исследований. По тесту Торренса нами проведена диагностика более 1300 человек, из них 600 из различных регионов России и 700 — москвичей (430 детей от 5 до 9 лет и 270 взрослых). На региональных выборках использовались также тесты Равена и Венгера. Московские выборки диагностировались дополнительно по методикам «Креативное поле».
Данные по регионам демонстрируют резкие различия в содержании рисунков экспериментальных бланков. Эти различия прослеживаются даже в протоколах учащихся разных районов одного города, что, безусловно, требует учета при национальной валидизации и стандартизации американского теста.
Во всех без исключения выборках, как взрослых, так и детей, коэффициент корреляции данных по тестам «на креативность» Торренса и «Креативное поле» не значим (см. табл. 3).
Отсутствие связи между двумя показателями, как и ожидалось, говорит о направленности методик на разные явления или, на языке Гилфорда, разные факторы. Но ограничиться таким выво-
Таблица 3 Коэффициенты корреляции (R) ИА и Сг по выборкам
№ п/п Выборка Год R Р
1 Студенты МГУ (физики и журналисты) 1975 0,347 <0,05
2 Научные работники в возрасте до 30 лет 1977 0,4 <0,05
3 Учащиеся школы-лицея № 646 1990 0,015 <0,01
4 Старшие группы и нулевой класс д/с № 1115 1991 0,45 <0,05
5 Второй класс школы-лицея № 45 1992 0,04 <0,01
6 Первый и третий классы школы № 12 1994 0,37 <0,01
7 Третий класс школы № 1265 1997 0,07 0,01
8 Пятый класс УВК № 1679 1998 0,07 0,01
9 Седьмой класс школы № 1 265 1999 0,004 0,01
_'» Третий класс УВК № 1679 2000 0,02 0,01
дом означало бы уйти от проблемы, поскольку тесты «на креативность» в определенной степени удовлетворяют существующей практике. Поэтому сопоставительный анализ по двум методикам должен быть продолжен в целях качественного анализа традиционных критериев оценки креативности, для выделения психологической природы процесса, стоящего за ними (аналогичную работу в свое время проделала Н.Ф.Талызина с тестами на IQ).
Данное исследование имеет определенное преимущество по сравнению с другими работами, проводимыми с той же целью. Использование в нем результатов по независимой методике диагностики творческих способностей в качестве сопоставительного критерия — вместо просто жизненных показателей (интерпретация которых неоднозначна) — позволяет увидеть и анализировать данные по креативности с новой стороны и выйти из замкнутого круга понимания креативности как того, что измеряется тестами «на креативность».
Сопоставление с данными по «Креативному полю» впервые позволяет расщепить, дифференцировать группы испытуемых, имеющих примерно одинаковый балл по креативности. Сравнение характера продукта, полученного в методике измерения креативности у испытуемых, способных и неспособных к проявлению познавательной самодеятельности, должно продвинуть нас в понимании природы этого продукта.
Анализ данных по всем выборкам показывает, что лишь в некоторых из них эвристы имеют высокий балл по креативности. Но там, где они попадают в среднюю группу, их подход к процессу создания образов (по методике Торренса) принципиально отличается от действия испытуемых стимульно-продуктивного уровня, имеющих высокий балл. Различия носят здесь не количественный, а качественный характер, поскольку у эвристов не доминирует мотивация достижения. Их ориентация на процесс обеспечивает полноту раскрытия возможностей стимульного материала и, главное, поиск и нахождение более глубокого видения, а отсюда — оригинального ракурса. Одновременно с тотальной разработкой идеи они осваивают все пространство листа. Однако именно поглощенность идеей, привязанность к теме часто приводят к снижению остальных показателей (по беглости, гибкости). Чем старше возраст испытуемого, тем чаще у эвристов мы сталкиваемся с меньшей разработанностью рисунка. В нем находится все самое необходимое, без излишеств фантазии. Очень часто эвристов задание просто не увлекает в силу своей «детскости».
Вместе с тем у очень сильных детей, дающих нетривиальный, яркий результат, мы сталкиваемся с трудностями объективной оценки рисунка. Даже такой, казалось бы, технический вопрос, как отнесенность к категориям, решается далеко не однозначно-Вероятно, это связано с отсутствием удовлетворительной национальной адаптации теста Торренса. Но возможно, что это следствие статистического подхода, несомненно работающего, но лишь на больших выборках и достаточно приближенно.
Высокую креативность (по Гилфорду и Торренсу) мы обнаруживаем у эмоциональных, «подвижных», импульсивных детей, с легкостью продуцирующих различные ассоциации по поводу данной тестовой фигуры. У детей стимульно-продуктивного уровня оригинальность рисунка выступает как самоцель и достигается чаще всего не за счет продуктивных механизмов. Поэтому в отличие от эвристов она носит чаще всего случайный характер, что определяет низкую надежность теста.
Диагностический эффект теста объясняется тем, что в нем находит отражение уровень общего психического развития ребенка (богатство воображения, культура и т.д.), хотя он, как и тесты на IQ, «не улавливает» самых ярких, творческих испытуемых. Думается, что в качестве единственного критерия для определения индивидуальной судьбы ребенка при отборе в учебные заведения он использоваться не может.
Даже цитаты уже попадаются все про творчество :)
ОтветитьУдалитьЧтобы почувствовать себя творческим человеком, совершенно необязательно делать что-то из того, что люди называют творчеством. Жизнь — это тоже творчество, упражняться в котором приходится каждый день.
© Вигго Мортенсен