пятница, 1 апреля 2011 г.

Теория интегральной индивидуальности В.С. Мэрлина

Вольф Соломо́нович Ме́рлин (22 января 1898, Могилёв, Российская империя — 6 апреля 1982, Пермь, СССР) — российский психолог, доктор психологических наук (1950), профессор, основатель Пермской психологической школы; ученик и последователь М. Я. Басова и А. Ф. Лазурского в теоретической и экспериментальной разработке системной методологии междисциплинарных исследований личности и и ее развития в разных видах деятельности; автор теории индивидуальных стилей деятельности и жизнедеятельности; автор и разработчик системной методологии трансдисциплинарных исследований интегральной индивидуальности.


Интегра́льная индивидуа́льность — термин, используемый для обозначения индивидуальности, когда она понимается как сложный, междисциплинарный объект исследования, не сводящийся к сумме своих частей. Исследование индивидуальности как интегрального явления на данный момент затруднено отсутствием единой научной парадигмы, в рамках которой оно могло бы исследоваться: различные направления и разделы психологии понимают индивидуальность очень по разному.

Уровни интегральной индивидуальности

Вольф Соломонович Мерлин проводит подробный анализ характера взаимосвязей и взаимозависимостей различных уровней интегральной индивидуальности.[источник не указан 876 дней] Каждый уровень он определяет набором индивидуальных свойств. Например:
  • Биохимический
  • Общесоматические (например, анатомо-морфологические)
  • Нейродинамические (например, свойства нервной системы)
  • Психодинамические (например, свойства темперамента, эмоционально-волевые свойства)
  • Психические свойства личности (например, направленность личности, качества личности, содержательные отношения личности с её окружением)
  • Социально-психологические (например, социальные роли)
  • Социально-исторический
В рамках отдельной области научного знания невозможно охватить все подсистемы, относимые к интегральной индивидуальности. При построении методологии исследований обычно вычленяют часть этой системы и исследуют ее, стараясь учитывать имеющиеся у неё множественные связи с другими частями.[источник не указан 876 дней] В таких случаях принято говорить об относительной автономности входящих в систему уровней, которые можно описать с помощью специальных теорий. Например В. М. Русалов описывает темперамент как самостоятельное, относительно автономное образование, но рассматривает его как элемент структуры индивидуальных свойств человека.[1]

Б. Г. Ананьев рассматривал человека как индивида, личность и субъекта деятельности. Все эти человеческие формы существования он считал открытыми для внешнего воздействия, изменяющимися в постоянном активном взаимодействии человека с окружающей действительностью. Индивидуальность он понимал как систему, образованную этими формами существования человека.[2][3] Ананьев предлагает рассматривать индивидуальность как нечто интегрирующее все человеческие свойства, его взаимосвязи с окружением, его роли. Результатом формирования индивидуальности он считал формирование самосознания и «я» — ядра человеческой личности. Как пишет Ананьев, сознание человека есть не только отражение действительности, но и внутренний мир человека, в котором происходит определённая работа, которая затем экстериоризируется в процессе деятельности.

Таким образом каждая личность производит уникальный своеобразный вклад в общественное развитие путём экстериоризации своего внутреннего мира. С точки зрения Ананьева, в продуктах экстериоризации внутреннего мира, в частности творчестве, возможно наблюдение индивидуальности.[источник не указан 876 дней]

Не используя слово «интегральная», Борис Герасимович Ананьев определеняет индивидуальность как интеграцию (взаимосвязь) свойств личности, относящихся к различным системам:

Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.

— Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Питер. — Санкт-Петербург, 2001.

Знание основных свойств интегральной индивидуальности (в целом) и такой ее составляющей как темперамент (в частности) используется в спорте, педагогике, медицине, в политике, бизнесе и в других областях жизнедеятельности человека.[источник не указан 876 дней]

Особого внимания исследователей заслуживают попытки описания личностного уровня индивидуальности с системных позиций и других, более нижележащих уровней, например, биохимического уровня.

Одной из основных проблем в изучении индивидуальности является взаимоотношение уровней темперамента и личности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.