Интегра́льная индивидуа́льность — термин, используемый для обозначения индивидуальности, когда она понимается как сложный, междисциплинарный объект исследования, не сводящийся к сумме своих частей. Исследование индивидуальности как интегрального явления на данный момент затруднено отсутствием единой научной парадигмы, в рамках которой оно могло бы исследоваться: различные направления и разделы психологии понимают индивидуальность очень по разному.
Уровни интегральной индивидуальности
Вольф Соломонович Мерлин проводит подробный анализ характера взаимосвязей и взаимозависимостей различных уровней интегральной индивидуальности. Каждый уровень он определяет набором индивидуальных свойств. Например:- Биохимический
- Общесоматические (например, анатомо-морфологические)
- Нейродинамические (например, свойства нервной системы)
- Психодинамические (например, свойства темперамента, эмоционально-волевые свойства)
- Психические свойства личности (например, направленность личности, качества личности, содержательные отношения личности с её окружением)
- Социально-психологические (например, социальные роли)
- Социально-исторический
Б. Г. Ананьев рассматривал человека как индивида, личность и субъекта деятельности. Все эти человеческие формы существования он считал открытыми для внешнего воздействия, изменяющимися в постоянном активном взаимодействии человека с окружающей действительностью. Индивидуальность он понимал как систему, образованную этими формами существования человека.[2][3] Ананьев предлагает рассматривать индивидуальность как нечто интегрирующее все человеческие свойства, его взаимосвязи с окружением, его роли. Результатом формирования индивидуальности он считал формирование самосознания и «я» — ядра человеческой личности. Как пишет Ананьев, сознание человека есть не только отражение действительности, но и внутренний мир человека, в котором происходит определённая работа, которая затем экстериоризируется в процессе деятельности.
Таким образом каждая личность производит уникальный своеобразный вклад в общественное развитие путём экстериоризации своего внутреннего мира. С точки зрения Ананьева, в продуктах экстериоризации внутреннего мира, в частности творчестве, возможно наблюдение индивидуальности.[источник не указан 876 дней]
Не используя слово «интегральная», Борис Герасимович Ананьев определеняет индивидуальность как интеграцию (взаимосвязь) свойств личности, относящихся к различным системам:
Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.
— Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Питер. — Санкт-Петербург, 2001.
Знание основных свойств интегральной индивидуальности (в целом) и такой ее составляющей как темперамент (в частности) используется в спорте, педагогике, медицине, в политике, бизнесе и в других областях жизнедеятельности человека.[источник не указан 876 дней]
Особого внимания исследователей заслуживают попытки описания личностного уровня индивидуальности с системных позиций и других, более нижележащих уровней, например, биохимического уровня.
Одной из основных проблем в изучении индивидуальности является взаимоотношение уровней темперамента и личности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.