воскресенье, 11 апреля 1999 г.

Эксперименты. ГОРМОНЫ И ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ИГРУШКИ

источник
Маленькие мальчики играют с автомобилями-самосвалами, а маленькие девочки — с куклами. Хотя изредка предпочтения в игрушках меняются на противоположные: некоторые девочки предпочитают автомобили, а некоторые мальчики — куклы. Однако если подобные ролевые перестановки происходят в раннем возрасте, они зачастую получают негативную реакцию со стороны окружающих: девочек могут дразнить и называть «мальчишками», а мальчиков — «неженками», причем иногда выражения могут быть еще более откровенными и грубыми. Однако рано или поздно большинство маленьких детей научаются играть с игрушками, обычно ассоциируемыми с их полом.
Некоторые психологи с усердием разрабатывают теории социального научения, согласно которым ген-дерно-ролевое поведение является в основном результатом процесса социализации, а генетика и/или гормоны незначительно влияют на выбор типичных для пола игрушек. Но, в полном противоречии с этими теориями, Беренбаум и Хайнз (Berenbaum & Mines, 1992) представляют экспериментально подтверждаемые доказательства, что гормоны (в частности, уровень андрогенов у маленьких девочек) оказывают определенное влияние на то, с какими игрушками играют девочки.

Иногда такой путь является целесообразным с практической точки зрения в исследованиях, оценивающих различия между двумя или боле группами испытуемых, которые могут реагировать различным образом на какой-то тест или эксперимент. Возможно, наиболее часто используемая характеристика испытуемых — пол. В этом эксперименте, осуществленном Беренбаум и Хайнз, исследователи ставят вопрос: «Связаны ли типичные для пола игровые предпочтения с андрогенами?» Чтобы ответить на него, они использовали мальчиков и девочек с определенным генетическим нарушением, которое вызывало повышенный уровень андрогенов. Другие специалисты могли бы выбрать для исследования шизофреников, гомосексуалистов, американцев мексиканского происхождения, имеющих различные звания военных (см. главу 12), хорошо успевающих студентов, игроков в футбол, людей, живущих в штате Коннектикут, малоимущих людей, заик, людей, не способных читать, и т. д. Хотя некоторые экспериментальные психологи утверждают, что выбор группы испытуемых, которые обладают определенными характеристиками, порождает специфические проблемы контроля, во многих случаях этот метод является единственно возможным. Более того, если его использовать разумным образом, он способен принести надежные данные, на основании которых исследователи могут сделать валидные выводы.

«Политически некорректные» открытия

Некоторые научные открытия могут быть социально или политически непопулярными. Но важно помнить, что в идеальном случае научные исследования проводятся с «шорами на глазах».


АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
УРОВЕНЬ АНДРОГЕНОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ СВЯЗАН
С ТИПИЧНЫМИ ДЛЯ ПОЛА ИГРОВЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ ДЕТЕЙ
Шери А. БеренбаумУниверситет валеологииМелисса Хайнз
Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе

Девочки с врожденной гиперплазией надпочечников (congenital adrenal hyperplasia- САН), подвергшиеся воздействию высокого уровня андрогена в пренатальный и ранний постнатальный периоды, проявляли большее желание играть с игрушками мальчиков и меньшее желание играть с игрушками девочек по сравнению со своими родственницами — девочками в возрасте от 3 до 8 лет,- которые не подвергались подобному воздействию. Мальчики с САН в игре с игрушками мальчиков и девочек не отличались от своих родственников-мальчиков. Эти результаты показывают, что раннее гормональное воздействие на девочек оказывает маскулинизирующее влияние на типичные для пола игровые предпочтения.

Половые различия в игровых предпочтениях детей демонстрировались неоднократно. Мальчики предпочитают конструктор и игрушечные машинки, а девочки — куклы, наряды для кукол и игрушечные кухонные а принадлежности (Connor & Serbin, 1977; Liss, 1981). По-видимому, эти предпочтения отчасти прививаются через подражание и подкрепление. Например, дети на разных стадиях развития чаще подражают Источник: Psychological Science, 1992, 3, 203–206.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Авторы начинают с изложения общепринятой гипотезы, касающейся того, почему мальчики предпочитают играть с машинками, а девочки — с куклами. «По-видимому, эти предпочтения отчасти прививаются через подражание и подкрепление» (а). Вместе с тем в (Ь) Беренбаум и Хайнз высказывают предположение, что гормоны, по-видимому, также играют важную роль в возникновении половых различий, особенно у животных (например, у крыс). Мы представляем доказательства того, что типичные для пола игровые предпочтения также связаны с воздействием гормонов (андрогенов) в пренатальный или неонатальный период.

Гормоны половых желез играют важную роль в возникновении половых различий в поведении и структуре головного мозга у самых разных видов, включая грызунов, певчих птиц и приматов (Arnold & Gorski, 1984; Beatty, 1979; Goy & McEwen, 1980; MacLusky & Naftolin, 1981). Уникальная возможность исследовать воздействия гормонов на типичное для пола человеческое поведение появляется благодаря такому генетическому нарушению, как врожденная гиперплазия надпочечников (САН). Из-за ферментативного дефекта у индивидов с САН обнаруживается высокий уровень андрогенов в надпочечниках начиная с утробного периода. Если в постнатальный период проводить лечение кортикостероидами (и минералокортикоидами в 75% случаев с низким содержанием соли в организме), гормональный уровень нормализуется (White, New & Dupont, 1987).

Если гормональное воздействие в раннем возрасте влияет на развитие у людей типичного для пола поведения, подобно тому как это происходит у других видов, то поведение девочек с САН должно напоминать поведение здоровых мальчиков. Предыдущие исследования показали, что у девочек с САН наблюдаются интенсивный расход физической энергии, поведение мальчишеского типа, любовь к шумным уличным играм и традиционно маскулинным игрушкам и занятиям (Ehrhardt & Baker, 1974; Ehrhardt, Epstein & Money, 1968) и что они лучше ориентируются в пространстве, чем их родственницы-девочки (Resnick, Berenbaum, Gottesman & Bouchard, 1986). В (с) мы обнаруживаем, что можно изучать воздействие андрогенов надпочечников на поведение, исследуя детей, которые родились с патологией, называемой «врожденной гиперплазией надпочечников» (САН). Это нарушение вызывает высокий Уровень андрогенов (мужских гормонов) у людей, им страдающих. В (d) представлена рабочая гипотеза (формальная гипотеза (I) Также приведена), в которой авторы знакомят нас с общим планом исследований. В разделе (dt) авторы дают обзор литературы, которая в целом поддерживает идею, что САН обусловливает поведете мужского типа.


АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Хотя предыдущие исследования девочек с САН и показывают, что гормоны могут оказывать влияние на поведение детей, их методологические ограничения подтолкнули нас к дальнейшей проработке этого вопроса. В частности, в предыдущих исследованиях:

а) поведение детей оценивалось скорее на основании интервью, чем путем непосредственного наблюдения;
б) данные собирались в условиях, когда было известно, болен ли испытуемый или входит в контрольную группу;
в) особенности поведения обычно оценивались как наличествующие или отсутствующие, а не как постоянные характеристики и
г) маскулинные и фемининные особенности поведения часто не оценивались порознь, а трактовались как противоположные полюса единого континуума.

Поэтому настоящее исследование индивидов с САН было сосредоточено на объективных количественных оценках типичных для пола игровых предпочтений, причем оценки выставлялись людьми, не знавшими о том, что больны ли испытуемые или входят в контрольную группу. Мы предположили, что девочки с САН проявят большее предпочтение к игрушкам мальчиков, чем их здоровые родственницы-девочки, и меньшее предпочтение к игрушкам девочек. Мы не предсказывали, каковы будут результаты для мальчиков с САН, поскольку экспериментальное воздействие андрогенами на животных-самцов дало противоречивые результаты (Baum & Schretlen, 1975; Diamond, Llacuna & Wong, 1973).


МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Испытуемые

Отбирали детей с САН в возрасте от 3 до 8 лет в педиатрических эндокринных отделениях 8 больниц Среднего Запада и Калифорнии и проверили 26 девочек и 11 мальчиков. В разделе (е) указываются существующие проблемы, а в (f) Беренбаум и Хайнз излагают свою формальную гипотезу.

Методологический раздел начинается с описания испытуемых, участвовавших в исследовании (g), контрольных групп (&) и ценности исследуемого возрастного диапазона и количества родственников только у 16 больных детей (43%) оказалась контрольная пара того же пола. Поэтому при формировании наших контрольных групп мы объединяли родственников больных девочек и мальчиков. Контрольные группы состояли из 15 здоровых родственниц-девочек (10 родных и 5 двоюродных сестер) и 18 здоровых родственников-мальчиков (14 родных и 4 двоюродных брата). Между больными и здоровыми испытуемыми не было статистически значимых различий в порядке рождения или возрасте. Средний возраст в месяцах был следующим: больные девочки — 66,54 (диапазон: 36–99); девочки из контрольной группы — 61,80 (диапазон: 36–93); больные мальчики — 64,18 (диапазон: 41–101); мальчики из контрольной группы -69,78 (диапазон: 33–99).


Характеристики болезни

Хотя поведенческие изменения у девочек с САН могут быть вызваны влиянием андрогена на развивающийся головной мозг, было сделано предположение, что подобные изменения могут быть вызваны социальными или нозологическими (связанными с болезнью) факторами (Quadagno, Briscoe & Quadagno, 1977; Slipjer, 1984). Например, в силу высокого уровня андрогена в утробный период девочки имеют маскулинизированные гениталии. Часто бывает необходимо хирургическое вмешательство, хотя постнатальное лечение препятствует дальнейшей вирилизации. Реагируя на мускулинный внешний вид родившегося ребенка, родители могут обращаться со своей дочерью, страдающей САН, как с мальчиком. Поэтому мы просили родителей заполнить вопросник, в который входил следующий пункт: «Я побуждаю своего ребенка вести себя так, как это свойственно девочке». Этот вопросник был роздан 24 родителям девочек с САН и 11 родителям девочек из контрольной группы.

Мы также изучили характеристики заболевания ребенка: возраст на момент постановки диагноза, степень генитальной вирилизации на момент диагноза и степень обессоливания организма. Эта информация была получена из медицинских отчетов о состоянии 25 девочек и раста детей (gj). Заметьте, что исследователи, формируя контрольные группы, использовали близких родственников детей из экспериментальной группы. Таким образом, по генетическим характеристикам и характеристикам среды эти группы приближались к экспериментальной группе. В разделе «Характеристики болезни» Дается дальнейшее описание САН и особенностей этой болезни.

Медицинское тестирование проводилось двумя исследователями-ассистентами, которые не имели сведений о поведенческих оценках ребенка. Возраст на момент постановки диагноза и степень обессоливания организма были зафиксированы с исключительной надежностью. Многим больным детям диагноз был поставлен в ранний неонатальный период: средний возраст на момент постановки диагноза был 11 дней для девочек (диапазон: 0 дней — 64 месяца) и 30 дней для мальчиков (диапазон: 14 дней — 54 месяца). Степень вирилизации оценивалась по шкале с диапазоном от 0 (здоровая девочка) до 6 (здоровый мальчик), а промежуточные значения отражали различные степени увеличения клитора и сращения половых губ (Prader, 1954). Межоценочная надежность была 0,82; использовались средние оценки. Все девочки имели один и тот же уровень генитальной вирилизации: средняя оценка по шкале Прейдера была 3,0 (диапазон: 1–5). Одну девочку растили в течение одного месяца как мальчика.

Игрушки мальчиков включали в себя игрушечные машинки (вертолет, два автомобиля и пожарную машину) и конструкторы (кубики и бревнышки). Игрушки девочек включали в себя 3 куклы, игрушечные кухонные принадлежности, игрушечный телефон, мелки и бумагу. Нейтральными игрушками, которые использовались как контрольные, были книги, две настольные игры и картинка-загадка.

В (h) дается операциональное определение зависимой переменной. Из (i) мы узнаем, что игровые занятия записывались на видеопленку для последующих подсчетов. Видеозаписи могут также обеспечить необходимую регистрацию фактических игровых занятий, если другие исследователи захотят перепроверить полученные данные в отношении иных поведенческих характеристик.

В (j) авторы сообщают, что поведение детей фиксировали независимо друг от друга два человека, которые не знали, к какой группе относились дети. Хотя логика подсказывает, что оценка поведения произведена достаточно точно — время, в течение которого ребенок играл с определенным типом игрушек, оставляло немного возможностей для ошибок.

Игрушки были разложены обычным образом на полу педиатрического отделения или в доме ребенка, на площади примерно 8×10 футов, окруженной ширмами. Детей приводили по одному в игровую зону и предлагали им поиграть с теми игрушками, которые им нравятся. 12-минутное занятие записывалось на видеопленку для последующих подсчетов. Как правило, результат подсчитывался по первым 10 минутам; дополнительные 2 минуты учитывались только в том случае, если какие-то отрезки начального 10-минутного периода не давали результатов (например, если ребенок начинал интересоваться видеомагнитофоном). Порядок тестирования больных детей и детей из контрольной группы был случайным. Мы подсчитывали время, в течение которого ребенок играл с каждой игрушкой, а затем суммировали время, проведенное в игре с игрушками, принадлежавшими к каждой из трех категорий, с тем чтобы определить общий итог для игры с игрушками мальчиков, игрушками девочек и нейтральными игрушками. Все видеозаписи просматривались двумя j людьми, которые не принимали участия в тестировании детей и не знали, кто из них болен, а кто входит в контрольную группу. Межоценочная надежность была очень высокой: средняя корреляция 0,99 для отдельных игрушек и 0,99 для итоговых результатов. Приведенные здесь данные представляют собой средние значения подсчетов обоих экспертов.

Два ребенка (обе девочки с САН), которые вообще не играли с игрушками во время занятий, были исключены из всех видов анализа. По характеристикам болезни эти девочки не отличаются от других испытуемых. Анализ, включающий этих испытуемых, не влияет на интерпретацию результатов.

В примечании (k) авторы упоминают другую проблему — отсев испытуемых. В экспериментальной работе в области психологии испытуемых часто «теряют» по той или иной причине. Под «потерей» мы имеем в виду то, что по разным причинам данные испытуемого могут оказаться непригодными.

Вот некоторые их таких причин:
1) испытуемые выбывают из эксперимента;
2) испытуемые не следуют или не могут следовать инструкциям, и поэтому их данные. Нельзя использовать;
3) данные по невнимательности теряются, повреждаются или уничтожаются. Следует предвидеть эти потери и систематически с ними бороться, до того, как начнется эксперимент (в тех случаях, когда такое дальновидное планирование возможно).



РЕЗУЛЬТАТЫ

В статистике используются проверки с односторонним критерием, когда гипотезы имеют направленный характер (половые различия и сравнения больных девочек с контрольной группой по такому показателю, как время, проведенное за игрой с игрушками мальчиков и девочек), и проверки с двусторонним критерием, когда не предполагается никаких различий (все сравнения для игры с нейтральными игрушками) или когда направленность различий не оговорена (сравнение больных мальчиков с контрольной группой).


Половые различия

Как и ожидалось, мальчики и девочки из контрольной группы отличались по количеству времени, которое ушло у них на игру с игрушками мальчиков и игрушками девочек, но не с нейтральными игрушками (рис. 1). Величины различий (в единицах стандартного отклонения, или d; Cohen, 1977) согласуются с результатами, полученными другими исследователями. Кроме того, мальчики из контрольной группы предпочитали игрушки мальчиков игрушкам девочек, t (17) = 4,58, р Как и ожидалось, мальчики и девочки из контрольной группы отличались по количеству времени, которое ушло у них на игру с игрушками мальчиков и игрушками девочек, но не с нейтральными игрушками (рис. 1). Величины различий (в единицах стандартного отклонения, или d; Cohen, 1977) согласуются с результатами, полученными другими исследователями. Кроме того, мальчики из контрольной группы предпочитали игрушки мальчиков игрушкам девочек, t (17) = 4,58, р < 0,001. Девочки из контрольной группы демонстрировали противоположное предпочтение, но разница здесь была статистически не значимой, f (14) =–1.17. Сравнение больных детей с детьми из контрольной группы Девочки. Как и предполагалось, девочки с САН провели за игрой с игрушками мальчиков значительно больше времени, чем девочки из контрольной группы, (о =0,89), t (37) = 2,66, рДевочки. Как и предполагалось, девочки с САН провели за игрой с игрушками мальчиков значительно больше времени, чем девочки из контрольной группы, (о =0,89), t (37) = 2,66, р< 0,01, и почти столько же времени, сколько мальчики из контрольной группы (см. рис. 1). рисунок в тему Рис. 1, Время, проведенное за игрой с типичными для попа игрушками девочками и мальчиками с САН и детьми из контрольной группы в течение 10-минутного игрового отрезка. Результаты представляют собой суммарное время игры с отдельными игрушками и потому могут превышать 600 с. Столбики отражают средние значения по группе, линии- стандартные погрешности, точки — индивидуальных испытуемых; d-разница между средними по группе среднее стандартное отклонение. Поскольку распределения подсчетов по игре асимметричны, мы провели все виды анализа на данных, преобразованных различными способами (например, использовали арксинус, квадратный корень), и с непараметрическими процедурами. Все аналитические процедуры дали схожие результаты. Исследователь должен иметь план замены или определенной компенсации (например, статистической) потерянных данных. В этом эксперименте две маленькие девочки вообще не играли с игрушками; в результате по ним не получено никаких данных. Данные этих двух испытуемых были исключены из всех видов анализа. В этой статье не дается определения слову анализ; оно может означать статистический анализ (скорее всего) или проверку данных. Кроме того, подобно мальчикам из контрольной группы, девочки с САН играли значительно больше с игрушками мальчиков, чем с игрушками девочек, t (23) = 2,93, р Кроме того, подобно мальчикам из контрольной группы, девочки с САН играли значительно больше с игрушками мальчиков, чем с игрушками девочек, t (23) = 2,93, р < 0,01. Этот эффект также виден при сравнении больных детей с детьми того же пола из контрольной группы, приходившимися им родственниками (Л/ = 11 пар): среднее время игры с игрушками мальчиков было 327,23 секунды для девочек с САН и 166,55 секунды для девочек, составлявших с ними пару, t (10) = 2,20, р < 0,05. Девочки с САН также меньше играли с игрушками, предназначенными для девочек, чем девочки из контрольной группы, t (37) = –2,02, р Девочки с САН также меньше играли с игрушками, предназначенными для девочек, чем девочки из контрольной группы, t (37) = –2,02, р < 0,05, но этот эффект не столь заметен, как в случае игрушек, предназначенных для мальчиков (о* = 0,65). Возможно, из-за низкой статистической мощности критерия не была обнаружена статистически значимая разница в попарном анализе 11 пар больных и здоровых детей, f (10) = –1,09. Поскольку общее время игры было ограничено, игра с одним набором игрушек, как правило, уменьшала время игры сдружим набором. Поэтому непродолжительное время игры с игрушками девочек может частично объясняться более длительной игрой с игрушками мальчиков. Фактически все корреляции между играми с игрушками мальчиков, девочек и нейтральными игрушками являются умеренно отрицательными, находясь в диапазоне от -0,30 до -0,69 (все р < 0,01, критерий односторонний). Однако в этом контексте важно отметить, что не было различий между девочками с САН и девочками из контрольной группы в игре с нейтральными игрушками (значения t при попарном и непопарном анализе < 1,0). Не было обнаружено статистически значимых различий между девочками с САН и девочками из контрольной группы в ответах родителей на пункт «Я побуждаю своего ребенка вести себя так, как это свойственно девочке», на который соответственно 59,1% и 63,6% ответили «да». Продолжительность времени, проведенного за игрой с типичными для пола игрушками, не была статистически значимо связанной с какой-либо характеристикой болезни. В случае игры с игрушками мальчиков коэффициенты корреляции г ~ -0,10 для вирилизации, -0,29 для возраста на момент постановки диагноза и -0,25 для обессоливания организма (1 = больной с пониженным уровнем соли, 0 = больной с ярко выраженной вирильностью). В случае игры с игрушками девочек соответствующие i= 0,09, –0,14 и -0,06. Однако обратите внимание, что маленький размер выборки и ограниченный диапазон (например, только две девочки имели ярко выраженную вирильность) уменьшают возможности этого анализа. Мальчики. 8 отличие от различий, обнаруженных между девочками с САН и девочками из контрольной группы, не отмечено статистически значимых различий между мальчиками с САН и мальчиками из контрольной группы по типичной для пола игре (р > 0,20 для игр с игрушками мальчиков и девочек). Анализ медицинских характеристик в связи с типичной для пола игрой у мальчиков малозначим из-за отсутствия различий между экспериментальной и контрольной группами и ограниченной вариабельности выборки.


ОБСУЖДЕНИЕ

Большие различия между девочками с САН и их здоровыми родственницами свидетельствуют о маскулинизации игровых предпочтений у девочек, подвергшихся сильному воздействию андрогена на раннем этапе развития. Эти результаты согласуются с данными, полученными на подопытных животных, и с предыдущими исследованиями девочек с САН и других девочек, подвергшихся воздействию маскулинизирующих гормонов в утробный период. Полученные нами данные подкрепляют выводы предыдущих исследований игр у девочек с САН, поскольку мы использовали объективные, количественные показатели и поведенческие оценки, выставлявшиеся людьми, которые не знали, к экспериментальной или к контрольной группе принадлежит испытуемый. Эти данные также указывают на относительную дефеминизацию игровых предпочтений,

хотя этот результат был менее устойчивым. В (I) представлены основные результаты по двум группам девочек. Также приведен уровень статистической значимости (р). В (т) авторы проводят статистическую проверку результатов, показывая, сколько времени девочки с САН играли с игрушками девочек и сколько времени они играли с игрушками мальчиков. Далее осуществляются проверки данных, и их детали представлены в следующих двух параграфах.

Раздел «Обсуждение» начинается с повторного перечисления изученных данных и вывода (п). Затем результаты соотносятся с Данными предыдущих исследований (о). Авторы также указывают на строгость настоящего исследования обращаясь тем самым к некоторым вопросам, поднятым при Формулировке проблемы (е). Хотя в случае САН уровень других гормонов, таких, как ксипрогестерон-17 и кортикостероиды, также аномально высок в пренатальный период, маловероятно, что они обусловливают маскулинизированной поведение у девочек с САН, поскольку эти гормоны оказывают меньшее и менее устойчивое влияние на поведение, чем андроген, и могут даже предотвращать маскулинизацию (Erpino, 1975; Hull, Franz, Snyder & Nishita 1980).

Представляется маловероятным, что поведенческие изменения вызваны социальными или нозологическими факторами. Тот факт, что нам не уда. лось обнаружить связь между типичной для попа игрой и физической вирилизацией, согласуется с другими данными больных САН, указывая на отсутствие связи между степенью вирилизации и гендерно-ролевым поведением (Slipjer, 1984). Хотя и возможно, что вирилизация влияет на отношение родителей к ребенку, этот аргумент ослабляют ретроспективные сообщения родителей, как в этом, так и в других исследованиях (Ehrhardt & Baker, 1974; Resnick, 1982) указавших, что они не обращались с девочками с САН как с мальчиками, а также данные, полученные во время опытов с макаками-резус и свидетельствующие, что маскулинизация игр неполовозрелых особей не связана с генитальной вирилизацией или с материнским поведением (Goy, Bercovltch & McBrair, 1988). Тем не менее, учитывая непропорциональность возврата вопросников родителями девочек с САН и девочек из контрольной группы, а также другие проблемы, присущие оценкам с помощью вопросника, полезно провести непосредственное наблюдение поведения родителей.

Наши данные не свидетельствуют о каких-либо изменениях в типичных для пола игровых предпочтениях у мальчиков с САН, что согласуется с предыдущими исследованиями, проводившимися на животных и людях. Как правило, сообщалось, что мужские особи с САН не отличаются от контрольной группы в том, что касается типичного для пола поведения или способностей (Ehrhardt & Baker, 1974; Resnick et a!.. 1986).

В следующих разделах представлены дополнительные данные. В разделе (р) авторы излагают свой взгляд на то, как результаты их эксперимента вписываются в более широкий вопрос влияния гормонов на поведение.

Особенно примечательно, что исследователи не выходят за рамки своих данных — они ограничивают свои выводы конкретными результатами, полученными в этом исследовании. У неопытного исследователя может возникнуть искушение перенести полученные результаты на взрослых женщин, демонстрирующих маскулинные характеристики. Хотя наши данные подтверждают влияние андрогена на выбор типичных для пола игрушек, вовсе не обязательно, что гормоны оказывают непосредственное влияние на этот выбор. Гормоны могут обусловливать выбор игрушек косвенным путем, возможно, путем влияния на Р уровень активности, моторные навыки, способности или темперамент. Например, девочки с САН могут проявлять больше активности, чем девочки из контрольной группы, а игрушки мальчиков могут облегчать активную игру (O'Brien & Huston, 1985).

Результаты этого исследования могут также помочь понять, как формируются типичные для пола игровые предпочтения у здоровых детей. Здоровые мальчики имеют более высокий уровень тестостерона, чем здоровые девочки, в период, длящийся приблизительно с 8-й по 24-ю неделю утробного развития, и в первые 5 месяцев жизни (Smail, Reyes, Winter & Faiman, 1981). Эти половые различия в гормонах могут способствовать последующим половым различиям в поведении, таким, как предпочтения в игрушках. Кроме того, естественные вариации в уровне тестостерона среди здоровых представителей обоих полов могут способствовать индивидуальным различиям в типичном для пола поведении.

Наши данные могут также иметь отношение к фактам, свидетельствующим о том, что типичные для пола игровые предпочтения в раннем возрасте обусловливают последующее поведение, в том числе сексуальную ориентацию {Green, 1987) и пространственное восприятие (Newcombe, Bandura & Jaylor, 1983; Sherman, 1967), а также о том, что пространственное восприятие (Resnick et al., 1986) и сексуальная ориентация (Money, Schwartz & Lewis, 1984) маскулинизированы у девочек с САН (см.: обсуждение у Berenbaum, 1990). В частности, возможно, что влияние гормонов на поведение взрослых людей опосредуется типичными для пола игровыми предпочтениями в детстве, хотя также возможно, что различные типичные для пола модели поведения обусловливаются влиянием гормонов независимо друг от друга (Arnold & Gorski, 1984; Goy & McEwen, 1980; Goy et al., 1988).

Хотя подобные вопросы представляют большой интерес, это исследование было посвящено конкретной проблеме (которая в конечном итоге может являться частью какой-то более крупной темы) и принесло вполне определенные результаты, хорошо согласующиеся с гипотезой авторов. Следует также заметить, что Данный пример является наглядной демонстрацией многих особенностей, присущих точному плану эксперимента, о которых говорится на протяжении всей этой книги.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Alien, L. S., Hines, M., Shryne, J. E. & Gorski, R. A. (1989). Two sexually dimor phic cell groups in the human brain. Journal of Neurosdence, 9, 497-506.
Arnold, A. P. & Gorski, R. A. (1984). Gonadal steroid induction of structural sex differences in the central nervous system. Annual Review of Neurosdence 7 413-442.
Baum, M. J. & Schretlen, P. (1975). Neuroendocrine effects of perinatal andro-genization in the male ferret. Progress in Brain Research, 42, 343-355.
Beatty, W. W. (1979). Gonadal hormones and sex differences in nonreproductive behaviors in rodents: Organizational and activational influences. Hormones and Behavior, 12, 112-163.
Berenbaum, S. A. (1990). Congenital adrenal hyperplasia: Intellectual and psy-chosexual functioning. In C. Holmes (Ed.). Psychoneuroendocrinology: Brain, behavior, and hormonal interactions. New York: Springer-Verlag. P, 227-260
Bussey, K. & Bandura, A. (1984). Influence of gender constancy and social power on sex-linked modeling. Journal of Personality and Social Psychology, 47, 1292-1302.
Cohen, J. (1977). Statistical power analysis for the behavioral sciences (rev. ed| New York: Academic Press.
Connor, J. M. & Serbin, L. A. (1977). Behaviorally based masculine- and feminine-activity-preference scales for preschoolers: Correlates with other classroom behaviors and cognitive tests. Child Development, 48,1411-1416.
Diamond, M., Llacuna, A. & Wong, C. L. (1973). Sex behavior after neonatal progesterone, testosterone, estrogen, or antiandrogens. Hormones and Behavior, 4, 73-88.
Phrtiardt А. А. & Baker, S. W. (1974). Fetal andragens, human central nervous system differentiation and behavior sex differences. In R. C. Friedman, r. M. Richart, & R. L. Vande Wiele (Eds.). Sex differences in behavior. New York: Wiley. P. 33-51.
Fhrhardt, A. A., Epstein, R. & Money, J. (1968). Fetal androgens and female gender identity in the early-treated adrenogenital syndrome. Johns Hopkins Medicaf Journal, 122, 160-167.
Ehrhardt, A. A. & Меуег-Bahlburg, H. F. L. (1979). Prenatal sex hormones and the developing brain: Effects on psychosexual differentiation and cognitive function. Annual Review of Medicine, 30, 417-430.
Erpino, M. J. (1975). Androgen-induced aggression in neonatally androgenized female mice, inhibition by progesterone. Hormones and Behavior, 6, 149-158.
Goy, R- W., Bercovitch, F. B. & McBrair, M. C. (1988). Behavioral masculinization Is independent of genital masculinization in prenatally androgenized female rhesus macaques. Hormones and Behavior, 22, 552-571.
Goy, R. W. & McEwen, B. S. (1980). Sexual differentiation of the brain. Cambridge, MA: MIT Press.
Green, R. (1987). The «sissy boy syndrome» and the development of homosexuality. New Haven, CT: Yale University Press.
Hines, M. (1982). Prenatal gonadal hormones and sex differences in human behavior. Psychological Bulletin, 92, 56-80.
Hines, M. & Green, R. (1991). Human hormonal and neural correlates of sex-typed behaviors. Review of Psychiatry, 10, 536-555.
Hull, E. M., Franz, J. R., Snyder, A. M. & Nishita. J. K. (1980). Perinatal progesterone and learning, social and reproductive behavior in rats. Physiology and Behavior, 24, 251-256.
Huston, A. C. (1983). Sex-typing. In P. H. Mussen (Ed.). Handbook of child psychology. Vol. IV, 4th ed. P. 387-467. New York: Wiley.
Liss, M. В. (1981). Patterns of toy play: An analysis of sex differences. SexRofa* 7, 1143-1150.
MacLusky, N. J. & Naftolin, F. (1981). Sexual differentiation of the central nervous system. Science, 211, 1294-1303.
Money, J., Schwartz, M. & Lewis, V. G. (1984). Adult erotosexual status and fetal hormonal masculinization and demasculinization: 46, XX congenital virilizing adrenal hyperplasia and 46, XY androgen-insensitivity syndrome compared Psychoneuroendocrinology, 9, 405-414.
Newcombe, N., Bandura, M. M. & Taylor, D. G. (1983). Sex differences in spatial ability and spatial activities. Sex Rotes, 9, 377-386. O'Brien, M. & Huston, A. C. (1985). Activity level and sex stereotyped toy choice in toddler boys and girls. Journal of Genetic Psychology, 146, 527-534. Prader, A. (1954). Der genitalbefund beim Pseudohermaphroditismus femininus des kongenitalen adrenogenitalen Syndroms. Helvetica Paediatrica Ada, 3,131-148.
Quadagno, D. M., Briscoe, R. & Quadagno, J. S. (1977). Effects of perinatal gonadal hormones on selected nonsexual behavior patterns: A critical assessment of the nonhuman and human literature. Psychological Bulletin, 84, 62-80.
Resnick, S. M. (1982). Psychological functioning in individuals with congenital adrenal hyperplasia: Early hormonal influences on cognition and personality. Unpublished doctoral dissertation. University of Minnesota, Minneapolis.
Resnick, S. M., Berenbaum, S. A., Gottesman, 1.1. & Bouchard, T. J. (1986). Early hormonal influences on cognitive functioning in congenital adrenal hyperplasia. Developmental Psychology, 22, 191-198.
Sherman, J. (1967). Problem of sex differences in space perception and aspects of intellectual functioning. Psychological Review, 74, 290-299.
Slipjer, F. M. E. (1984). Androgens and gender role behavior in girls with congenital adrenal hyperplasia (САН). In G. J. DeVries, J. P. C. DeBruin, H. B. M. Uylings & M. A. Corner (Eds.). Progress in brain research. Vol. 61-Amsterdam: Elsevier. P. 417-422 Small, P. J., Reyes, F. I., Winter, J. S. D. & Faiman, C. (1981). The fetal hormone environment and its effect on the morphogenesis of the genital system. 'n
S. J. Kogan & E. S. E. Hafez (Eds.). Pediatric andrology. The Hague: Martinus Nijhoff. P. 9-19
Swaab, D. F. & Fliers, E. (1985). A sexually dimorphic nucleus in the human brain-Science, 228, 1112-1115.
White, P. C., New, M. I. & Dupont, B. (1987). Congenital adrenal hyperplasia-New England journal of Medicine, 316, 1519-1524.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.