пятница, 3 декабря 1999 г.

Нормирование практики

Срединный путь – это тоже характеристика нашей практики. Очень важно, чтобы мы, практикуя, развивали уравновешенный подход, гармоничный, сбалансированный. Потому что сейчас часто бывает так, что мы впадаем в крайности: либо вообще не практикуем, либо потом начинаем практиковать так усердно, так старательно, что очень быстро устаём и потом опять бросаемся в другую крайность, опять перестаём практиковать, потому что устали, и нам надо отдохнуть. А потом в нас появляется чувство вины. И мы опять начинаем практиковать, потому что надо наверстать всё, что наотдыхали. Такая практика не принесёт результатов. Всегда будет конфликт, всегда будут трудности. Очень важно найти свой срединный путь.



Срединная практика, сбалансированная – это трудная практика. Многие спрашивают, как найти учителя, где можно найти советы, рекомендации, как практиковать, сколько нужно практиковать. Потому что практиковать самостоятельно очень трудно. Срединный путь – это самостоятельная практика. Никто нам не скажет, никто не знает, как нам нужно сегодня
практиковать. Мы должны себя знать, мы должны прислушиваться к себе, чтобы распознать: "Вот это практика, в которой я с одной стороны не потворствую себе, не развиваю лени, вялости, практикую энергично и с энтузиазмом. Но с другой стороны, я не настолько старательно и усердно практикую, чтобы это порождало какую-то жажду или это травмировало меня".

Представьте себе, что кто-то занимается спортом и хочет быстрых результатов достигать. И так старательно занимается, что переусердствовал, и появилась травма. Первоначально он пошёл в спортзал, чтобы быть здоровым. А оказалось, лучше бы вообще не ходил, потому что вышел больнее, чем вошёл. Травмировал себя. Иногда духовная практика тоже может травмировать. Может возникнуть перенасыщение. Может надоесть. Может внутри созревать какой-то бунт. Нужно найти баланс, понять, какой уровень практики является отражением, гармоничным с моей природой. И этот баланс нужно находить каждый день. Практически каждое мгновение.

Не нужно сравнивать себя с другими. Если кто-то практикует на одном уровне, это не означает, что я должен так же. Может, для меня это слишком быстро, слишком глубоко. Или, может, наоборот, я не могу ориентироваться на другого, потому что для него это хороший уровень, а для меня это слишком вяло, слишком медленно. Может, я на лучшее способен. Но не только с другими не нужно сравнивать себя, а даже с
самим собой. Потому что, возможно, вчера я практиковал мягко, а сегодня, может, нужно в два раза больше. Или, наоборот, мы немного устали, и должны сейчас, чтобы была гармония, практиковать более мягко, более спокойно. Срединный путь, всесторонняя практика, уравновешенная.

Аджан Хуберт

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.