Объём выборки
Объём выборки — число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не менее 30—35.Зависимые и независимые выборки
При сравнении двух (и более) выборок важным параметром является их зависимость. Если можно установить гомоморфную пару (то есть, когда одному случаю из выборки X сооветствует один и только один случай из выборки Y и наоборот) для каждого случая в двух выборках (и это основание взаимосвязи является важным для измеряемого на выборках признака), такие выборки называются зависимыми. Примеры зависимых выборок:- пары близнецов,
- два измерения какого-либо признака до и после экспериментального воздействия,
- мужья и жёны
- и т. п.
- мужчины и женщины,
- психологи и математики.
- Соответственно, зависимые выборки всегда имеют одинаковый объём, а объём независимых может отличаться.
- t-критерий Стьюдента
- T-критерий Вилкоксона
- U-критерий Манна-Уитни
- Критерий знаков
- и др.
Репрезентативность
Выборка может рассматриваться в качестве репрезентативной или нерепрезентативной.Пример нерепрезентативной выборки
В США одним из наиболее известных исторических примеров нерепрезентативной выборки считается случай, происшедший во время президентских выборов в 1936 году. Журнал «Литрери Дайджест», успешно прогнозировавший события нескольких предшествующих выборов, ошибся в своих предсказаниях, разослав десять миллионов пробных бюллетеней своим подписчикам, людям, выбранным по телефонным книгам всей страны, и людям из регистрационных списков автомобилей. В 25 % вернувшихся бюллетеней (почти 2,5 миллиона) голоса были распределены следующим образом:57 % отдавали предпочтение кандидату-республиканцу Альфу Лэндону
40 % выбрали действующего в то время президента-демократа Франклина Рузвельта
На действительных же выборах, как известно, победил Рузвельт, набрав более 60 % голосов. Ошибка «Литрери Дайджест» заключалась в следующем: желая увеличить репрезентативность выборки, — так как им было известно, что большинство их подписчиков считают себя республиканцами, — они расширили выборку за счёт людей, выбранных из телефонных книг и регистрационных списков. Однако они не учли современных им реалий и в действительности набрали ещё больше республиканцев: во время Великой депрессии обладать телефонами и автомобилями могли себе позволить в основном представители среднего и верхнего класса (то есть большинство республиканцев, а не демократов).
Виды плана построения групп из выборок
Выделяют несколько основных видов плана построения групп:- Исследование с экспериментальной и контрольной группами, которые ставятся в разные условия.
- Исследование с экспериментальной и контрольной группами с привлечением стратегии попарного отбора
- Исследование с использованием только одной группы — экспериментальной.
- Исследование с использованием смешанного (факторного) плана — все группы ставятся в разные условия.
Стратегии построения групп
Отбор групп для их участия в психологическом эксперименте осуществляется с помощью различных стратегий, которые нужны для того, чтобы обеспечить максимально возможное соблюдение внутренней и внешней валидности- Рандомизация (случайный отбор)
- Попарный отбор
- Стратометрический отбор
- Приближённое моделирование
- Привлечение реальных групп
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.