понедельник, 22 ноября 1999 г.

Таксономия



 «Таксономия» обозначает классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, то есть по иерархии.
К настоящему времени известно большое количество разнообразных вариантов таксономий.  Наибольшую известность получили подходы Б. Блума, В.П. БеспалькоД. Толингеровой.

Бенджамин Блум (Benjamin Bloom), психолог Университета в Чикаго, предложил свою таксономию в 1956 году как метод оценки успешности обучения.

Уровень
Навыки
Задания
Знание
Повторение или распознавание информации
Назовите …
В каком году …
Где происходит …
Напишите формулу …
Перечислите …
Понимание
Схватывание (понимание) смысла информационных материалов
Закончите фразу …
Что вы узнали …
Почему …
Преобразуйте выражение …
Объясните взаимосвязь …
Расскажите своими словами
Использование
Применение в сходной ситуации
Объясните цель применения
Решите домашнюю задачу несколькими способами …
Какая теория позволит объяснить данное явление
Проверьте предложенную гипотезу …
Выводы …
Анализ
Определить части и структуру
Какова структура …
Классифицируйте …
Что является следствием …
Сравните …
Проанализируйте причины …
Синтез
Соединить части по-новому
Найдите собственное решение …
Предложите алгоритм …
Найдите альтернативу …
Каковы возможные изменения …
Систематизируйте …
Исследуйте …
Оценка
Оценить значимость на основе критериев
Оцените логику …
Опишите достоинства …
Выделите критерии …
Соответствуют ли …
Что вы думаете о …
Сделайте выводы …


Уточненная Таксономия Блума.

В 1999 году Лорин Андерсон и его коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума, которая учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на преподавание и обучение. В уточненной таксономии сделана попытка исправить некоторые ошибки первоначальной таксономии. Новая Таксономия проводит различие между «знанием о том, что», т.е. содержанием мышления, и «знанием того, как», то есть, процедурах, используемых в решении проблем.

Измерение Знания – это «знание того, что». У него есть четыре категории: фактическое, концептуальное, процедурное и метакогнитивное.

Фактическое знание включает в себя изолированные фрагменты информации, такие, как словарные определения и знание специфических деталей. Концептуальное знание состоит из систем информации, таких, как классификации и категории.
Процедурное знание включает алгоритмы, эвристики, эмпирические методы, техники и методы, а также знание о том, когда следует использовать эти процедуры. Метакогнитивное знание относится к знанию о процессах мышления и информации о том, как эффективно управлять этими процессами.

Измерение Когнитивных Процессов уточненной Таксономии Блума, так же, как и оригинальная версия, насчитывает шесть навыков. Они включают в себя – от простейших к наиболее сложным: (a) помнить, (b) понимать, (c) применять, (d) анализировать, (e) оценивать, и (f) создавать.

В соответствии с этой таксономией каждый уровень знания может соотноситься с каждым уровнем когнитивного процесса, так что учащийся может помнить фактическое или процедурное знание, понимать концептуальное или метакогнитивное знание или анализировать метакогнитивное или фактическое знание. 

Измерение Когнитивных Процессов:

Когнитивный процесс
Примеры
Помнить – Извлекать необходимую информацию из памяти
Узнавание
Узнавать лягушек на рисунках с различными видами амфибий.
Найти предметы, имеющие форму равнобедренного треугольника, вокруг вас.
Припоминание
Назвать трех английских писательниц девятнадцатого века.
Написать по памяти таблицу умножения.
Понимать – Создавать значения на базе учебных материалов или опыта
Интерпретация
Нарисовать схему процесса пищеварения.
Пересказать Второе иннаугурационное обращение Линкольна.
Приведение примеров
Нарисовать параллелограмм.  
Назвать млекопитающее, которое живет в вашей местности.
Классификация
Назвать четные и нечетные числа.
Перечислить типы правления в современных африканских странах.
Обобщение.
Придумать заголовок для короткого абзаца.
Перечислить основные аргументы в защиту смертной казни, приводимые на данном Веб сайте.
Умозаключение
Догадайтесь о значении незнакомого термина из контекста.
Решите, какое число должно стоять следующим в числовой последовательности.
Сравнение
Объясните, почему сердце работает как насос.
Проиллюстрируйте сходство и различие между двумя книгами Чарльза Диккенса с помощью диаграммы Венна.
Объяснение
Нарисуйте схему, поясняющую, как давление воздуха влияет на погоду.
Объясните с помощью конкретных фактов, почему произошла Французская революция.
Применять – использовать процедуру
Исполнение
Добавьте в столбик двухразрядные числа
Прочитайте вслух абзац на иностранном языке
Выполните штрафной бросок.
Применение
Отредактируйте фрагмент текста.
Составьте бюджет.
Анализировать – Вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым.
Дифференциация
Вычленить существенную и несущественную информацию в математической задаче.
Нарисовать схему с указанием основных и вспомогательных персонажей романа. 
Организация
Рассортировать книги в классной библиотеке по категориям.
Нарисовать схему часто используемых метафор и объяснить их действие.
Соотнесение
Опишите мотивацию поступков персонажей в романе или коротком рассказе.
Прочитайте предвыборную программу кандидата на политический пост и сделайте предположения относительно его позиции по проблемным вопросам.
Оценивать – делать суждения, основанные на критериях и стандартах
Проверка
Участие в работе в группе, оценивание организации идей и логики аргументации своих коллег.
Прослушайте политическое выступление и отметьте все противоречия в ней.
Проанализируйте план работы по проекту на предмет наличия в нем всех необходимых шагов.
Критика
После разработки критериев оценки проекта, проанализируйте, насколько хорошо проект соответствует критериям.
Выберите наилучший способ для решения комплексной математической проблемы.
Оцените убедительность аргументов за и против астрологии.
Создать – соединить части, чтобы появилось что-то новое и определить компоненты новой структуры.
Генерация
Разработайте несколько научных гипотез, объясняющих то, почему растениям нужен свет.
Предложите набор альтернатив ископаемому топливу, которые позволят решить ряд экономических и экологических проблем.
Планирование
Создайте раскадровку для мультимедийной презентации о насекомых.
Разработайте план исследовательской работы по взглядам Марка Твена на религию.
Производство
Создайте среду обитания домашней водной птицы.
Создайте пьесу на основе главы из романа, которую вы читаете.

Измерение Знания
Фактическое знание – базовая информация
Знание терминологии
Словарные понятия, математические символы, музыкальная нотация, алфавит
Знание специфических деталей и элементов
Элементы пищевой цепочки, имена конгрессменов, основные сражения Второй мировой войны.
Концептуальное – знание – Отношения между частями большой структуры, позволяющие им действовать как единое целое.
Знание классификаций и категорий
Виды животных, различные виды аргументов, геологические эры.
Знание принципов и способов обобщений.
Типы конфликтов в литературе, Ньютоновские законы механики, принципы демократии
Знание теорий, моделей и структур
Теория эволюции, экономические теории, модели ДНК
Процедурное знание – Как делать что-либо
Владение специфическими навыками и алгоритмами
Формулы для решения квадратных уравнений, правила смешения красок, умение выполнять волейбольную подачу.
Владение специфическими техниками и методами
Литературная критика, анализ исторических документов, методы решения математических задач
Знание того, когда следует применять соответствующие процедуры
Методы, подходящие для различных опытов, процедуры статистического анализа, используемые в различных ситуациях, стандарты различных литературных стилей.
Метакогнитивное Знание – Знание мышления в целом и вашего собственного мышления в частности
Стратегическое знание
Способы запоминания фактов, стратегии понимания прочитанного, методы создания Веб страниц.
Знание о когнитивных задачах, включая соответствующее контекстное и условное знание.
Различные требования при чтении учебников и художественной литературы, планирование заранее при использовании компьютерных баз данных, различия в стилях написания делового и электронного письма.
Самопознание
Необходимость использования диаграмм и схем для понимания комплексных процессов, лучшее усвоение информации в тишине, необходимость обсуждать с кем-либо свои идеи, прежде чем выразить их в письменной форме.

Сравнительная таблица уровней усвоения учебного материала


Б. Блум
В.П. Симонов
В.П. 
Беспалько
В.Н. Максимова
М.Н. 
Скаткин
О.Е. 
Лебедев
В.И. 
Тесленко
Знание
Различение
Ученический (узнавание)
Узнавание
Воспроизведение понятия
Информированность
Информационный
Понимание
Запоминание
Алгоритмический (решение типовых задач)
Запоминание
Узнавание понятия
Функциональная грамотность
Репродуктивный
Применение
Понимание
Эвристический (выбор действия)
Понимание
Применение понятия
Грамотность
Базовый
Анализ
Простейшие умения и навыки
Творческий (поиск действия)
Применение
Воспроизведение системы понятий
Компетентность
Повышенный
Синтез
Перенос


Применение системы понятий

Творческий
Оценка








Хорошая картина цифоровой таксономии от блога КМ школа. Такая таксономия связывает описанные таксономии и инструменты web 2.0.




Автор: Бугайчук Константин (Buga) на 20:43

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.