«Таксономия» обозначает классификацию и
систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной
взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно,
по нарастающей сложности, то есть по иерархии.
К настоящему времени известно большое количество разнообразных
вариантов таксономий. Наибольшую известность получили
подходы Б. Блума, В.П.
Беспалько, Д.
Толингеровой.
Бенджамин Блум (Benjamin Bloom),
психолог Университета в Чикаго, предложил свою таксономию в 1956 году как метод
оценки успешности обучения.
Уровень
|
Навыки
|
Задания
|
Знание
|
Повторение или распознавание информации
|
Назовите …
В каком году … Где происходит … Напишите формулу … Перечислите … |
Понимание
|
Схватывание (понимание) смысла информационных
материалов
|
Закончите фразу …
Что вы узнали … Почему … Преобразуйте выражение … Объясните взаимосвязь … Расскажите своими словами |
Использование
|
Применение в сходной ситуации
|
Объясните цель применения
Решите домашнюю задачу несколькими способами … Какая теория позволит объяснить данное явление Проверьте предложенную гипотезу … Выводы … |
Анализ
|
Определить части и структуру
|
Какова структура …
Классифицируйте … Что является следствием … Сравните … Проанализируйте причины … |
Синтез
|
Соединить части по-новому
|
Найдите собственное решение …
Предложите алгоритм … Найдите альтернативу … Каковы возможные изменения … Систематизируйте … Исследуйте … |
Оценка
|
Оценить значимость на основе критериев
|
Оцените логику …
Опишите достоинства … Выделите критерии … Соответствуют ли … Что вы думаете о … Сделайте выводы … |
Уточненная Таксономия Блума.
В 1999 году Лорин Андерсон и его коллеги опубликовали
обновленную версию Таксономии Блума, которая учитывает более широкий набор
факторов, которые оказывают влияние на преподавание и обучение. В уточненной
таксономии сделана попытка исправить некоторые ошибки первоначальной
таксономии. Новая Таксономия проводит различие между «знанием о том, что», т.е.
содержанием мышления, и «знанием того, как», то есть, процедурах, используемых
в решении проблем.
Измерение Знания – это «знание того, что». У него есть
четыре категории: фактическое, концептуальное, процедурное и метакогнитивное.
Фактическое знание включает в себя изолированные
фрагменты информации, такие, как словарные определения и знание специфических
деталей. Концептуальное знание состоит из систем информации, таких, как
классификации и категории.
Процедурное знание включает алгоритмы, эвристики,
эмпирические методы, техники и методы, а также знание о том, когда следует
использовать эти процедуры. Метакогнитивное знание относится к знанию о
процессах мышления и информации о том, как эффективно управлять этими
процессами.
Измерение Когнитивных Процессов уточненной Таксономии
Блума, так же, как и оригинальная версия, насчитывает шесть навыков. Они
включают в себя – от простейших к наиболее сложным: (a) помнить, (b) понимать,
(c) применять, (d) анализировать, (e) оценивать, и (f) создавать.
В соответствии с этой таксономией каждый уровень
знания может соотноситься с каждым уровнем когнитивного процесса, так что
учащийся может помнить фактическое или процедурное знание, понимать
концептуальное или метакогнитивное знание или анализировать метакогнитивное или
фактическое знание.
Измерение Когнитивных Процессов:
Когнитивный процесс
|
Примеры
|
Помнить – Извлекать необходимую информацию из памяти
|
|
Узнавание
|
Узнавать
лягушек на рисунках с различными видами амфибий.
Найти
предметы, имеющие форму равнобедренного треугольника, вокруг вас.
|
Припоминание
|
Назвать
трех английских писательниц девятнадцатого века.
Написать
по памяти таблицу умножения.
|
Понимать – Создавать значения на базе учебных
материалов или опыта
|
|
Интерпретация
|
Нарисовать
схему процесса пищеварения.
Пересказать
Второе иннаугурационное обращение Линкольна.
|
Приведение
примеров
|
Нарисовать
параллелограмм.
Назвать
млекопитающее, которое живет в вашей местности.
|
Классификация
|
Назвать
четные и нечетные числа.
Перечислить
типы правления в современных африканских странах.
|
Обобщение.
|
Придумать
заголовок для короткого абзаца.
Перечислить
основные аргументы в защиту смертной казни, приводимые на данном Веб сайте.
|
Умозаключение
|
Догадайтесь
о значении незнакомого термина из контекста.
Решите,
какое число должно стоять следующим в числовой последовательности.
|
Сравнение
|
Объясните,
почему сердце работает как насос.
Проиллюстрируйте
сходство и различие между двумя книгами Чарльза Диккенса с помощью диаграммы
Венна.
|
Объяснение
|
Нарисуйте
схему, поясняющую, как давление воздуха влияет на погоду.
Объясните
с помощью конкретных фактов, почему произошла Французская революция.
|
Применять – использовать процедуру
|
|
Исполнение
|
Добавьте в
столбик двухразрядные числа
Прочитайте
вслух абзац на иностранном языке
Выполните
штрафной бросок.
|
Применение
|
Отредактируйте
фрагмент текста.
Составьте
бюджет.
|
Анализировать – Вычленять из понятия несколько
частей и описывать то, как части соотносятся с целым.
|
|
Дифференциация
|
Вычленить
существенную и несущественную информацию в математической задаче.
Нарисовать
схему с указанием основных и вспомогательных персонажей романа.
|
Организация
|
Рассортировать
книги в классной библиотеке по категориям.
Нарисовать
схему часто используемых метафор и объяснить их действие.
|
Соотнесение
|
Опишите
мотивацию поступков персонажей в романе или коротком рассказе.
Прочитайте
предвыборную программу кандидата на политический пост и сделайте
предположения относительно его позиции по проблемным вопросам.
|
Оценивать – делать суждения, основанные на критериях
и стандартах
|
|
Проверка
|
Участие в
работе в группе, оценивание организации идей и логики аргументации своих
коллег.
Прослушайте
политическое выступление и отметьте все противоречия в ней.
Проанализируйте
план работы по проекту на предмет наличия в нем всех необходимых шагов.
|
Критика
|
После
разработки критериев оценки проекта, проанализируйте, насколько хорошо проект
соответствует критериям.
Выберите
наилучший способ для решения комплексной математической проблемы.
Оцените
убедительность аргументов за и против астрологии.
|
Создать – соединить части, чтобы появилось что-то
новое и определить компоненты новой структуры.
|
|
Генерация
|
Разработайте
несколько научных гипотез, объясняющих то, почему растениям нужен свет.
Предложите
набор альтернатив ископаемому топливу, которые позволят решить ряд
экономических и экологических проблем.
|
Планирование
|
Создайте
раскадровку для мультимедийной презентации о насекомых.
Разработайте
план исследовательской работы по взглядам Марка Твена на религию.
|
Производство
|
Создайте
среду обитания домашней водной птицы.
Создайте
пьесу на основе главы из романа, которую вы читаете.
|
Измерение Знания
Фактическое знание – базовая информация
|
|
Знание
терминологии
|
Словарные понятия,
математические символы, музыкальная нотация, алфавит
|
Знание
специфических деталей и элементов
|
Элементы
пищевой цепочки, имена конгрессменов, основные сражения Второй мировой войны.
|
Концептуальное – знание – Отношения между частями
большой структуры, позволяющие им действовать как единое целое.
|
|
Знание
классификаций и категорий
|
Виды
животных, различные виды аргументов, геологические эры.
|
Знание
принципов и способов обобщений.
|
Типы
конфликтов в литературе, Ньютоновские законы механики, принципы демократии
|
Знание
теорий, моделей и структур
|
Теория
эволюции, экономические теории, модели ДНК
|
Процедурное знание – Как делать что-либо
|
|
Владение
специфическими навыками и алгоритмами
|
Формулы
для решения квадратных уравнений, правила смешения красок, умение выполнять
волейбольную подачу.
|
Владение
специфическими техниками и методами
|
Литературная
критика, анализ исторических документов, методы решения математических задач
|
Знание
того, когда следует применять соответствующие процедуры
|
Методы,
подходящие для различных опытов, процедуры статистического анализа,
используемые в различных ситуациях, стандарты различных литературных стилей.
|
Метакогнитивное Знание – Знание мышления в целом и
вашего собственного мышления в частности
|
|
Стратегическое
знание
|
Способы
запоминания фактов, стратегии понимания прочитанного, методы создания Веб
страниц.
|
Знание о
когнитивных задачах, включая соответствующее контекстное и условное знание.
|
Различные
требования при чтении учебников и художественной литературы, планирование
заранее при использовании компьютерных баз данных, различия в стилях
написания делового и электронного письма.
|
Самопознание
|
Необходимость
использования диаграмм и схем для понимания комплексных процессов, лучшее
усвоение информации в тишине, необходимость обсуждать с кем-либо свои идеи,
прежде чем выразить их в письменной форме.
|
Сравнительная таблица уровней усвоения учебного
материала
Б. Блум
|
В.П. Симонов
|
В.П.
Беспалько |
В.Н. Максимова
|
М.Н.
Скаткин |
О.Е.
Лебедев |
В.И.
Тесленко |
Знание
|
Различение
|
Ученический (узнавание)
|
Узнавание
|
Воспроизведение понятия
|
Информированность
|
Информационный
|
Понимание
|
Запоминание
|
Алгоритмический (решение типовых задач)
|
Запоминание
|
Узнавание понятия
|
Функциональная грамотность
|
Репродуктивный
|
Применение
|
Понимание
|
Эвристический (выбор действия)
|
Понимание
|
Применение понятия
|
Грамотность
|
Базовый
|
Анализ
|
Простейшие умения и навыки
|
Творческий (поиск действия)
|
Применение
|
Воспроизведение системы понятий
|
Компетентность
|
Повышенный
|
Синтез
|
Перенос
|
Применение системы понятий
|
Творческий
|
|||
Оценка
|
Хорошая картина цифоровой таксономии от блога КМ
школа. Такая таксономия связывает описанные таксономии и инструменты web
2.0.
Автор:
Бугайчук Константин (Buga) на 20:43
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.