четверг, 18 марта 1999 г.

Особенности физиологии подростков

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ.

период жизни с 12—13 до 17—18 лет. В это время происходит по­ловое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. Принято условно считать, что П. в. заканчивается с прекращением бурного роста. Условно в П. в. выделяют собственно под­ростковый возраст (у девочек с 12 до 16 и у маль­чиков с 13 до 17 лет) и юношеский (у девочек от 16, у мальчиков от 17 лет). В физиологическом отношении П. в. обусловлен увеличением выработ­ки целого ряда гормонов, основные из к-рых гор­мон роста, половые гормоны, гормоны щитовид­ной железы, инсулин. Только их одновременное и сочетанное (взаимодополняющее) действие обеспечивает своевременное и правильное разви­тие ребенка. В П. в. происходят постепенная под­готовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам, не только количест­венные (увеличение длины и веса тела), но и ка­чественные изменения (окончательное созревание и перестройка всех органов и систем).

В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано. Половое созревание начинается с появления так называемых вторичных половых признаков: пигментации наружных половых орга­нов, оволосения на лобке и в подмышечных впа­динах и т. д. При этом девочки вступают в пери­од полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают то­же быстрее,



Девочки вступают в период полового созрева­ния в 10—12 лет. Но уже в 8—10 лет отмечаются округление бедер и ягодиц, расширение таза; в 9—10 лет околососковый кружок выступает над кожей груди; в 10—11 лет проявляются единичные волосы на лобке и в подмышечных впадинах, от­мечается дальнейшее развитие молочных желе (начало их роста); в 11 —12 лет может быть первая менструация (у большинства в 13—14 лет) в 15—16 лет устанавливаются регулярные менструации, наблюдается дальнейшее оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, увеличиваются молочные железы. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост } пик скорости роста в среднем прихо­дится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 16—18 лет наступает постепенная остановка роста.

У мальчиков сроки начала и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще начало полового созревания отмечается в 12—14 лет. Ниже приводятся усредненные сроки появления вторичных половых признаков у мальчиков: 10—11 лет—увеличение размеров яичек и полового члена; 11 —12 лет — пигментация мошонки, начало оволосения на лобке; 12—13 лет—рост волос на лобке, дальнейшее увеличение полового члена и яичек; 13—14 лет — начало изменения голоса, появление оволосения в подмышечной области, на верхней губе, развитие мускулатуры; М—15 лет—дальнейшее прогрессирование полового созревания, первые, поллюции; 18—20 лет — завершение полового со­зревания, оволосение по мужскому типу. Пик ско­рости роста приходится на 14 лет и достигает 10—12 см в год. В 18—20 лет отмечается постепенная остановка роста.

Как у мальчиков, так и у девочек одно временно с увеличением роста нарастает вес тела, в среднем до 3—5 см в год. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы.

У мальчиков и девочек продолжительность полового созревания составляет в среднем около 5 лет. Сроки начала и продолжительность полового созревания, как указывалось, колеблются, особенно у мальчиков, в широких пределах. Если отмечается отставание или опережение этих процессов по отношению друг к другу или к возрасту ребенка, необходимо посоветоваться с врачом. Задержка роста и полового созревания а иногда наследственно обусловлена, когда у одного из родителей или других кровных родственников тоже запаздывали сроки полового созревания. Задержка только роста часто бывает семейной и наблюдается при невысоком росте родителей причем чем меньше по росту отличаются друг от друга родители, тем меньше отличаются от них по этому показателю и дети. Ускоренное половое созревание чаще связано с акселерацией. При иск­лючении наследственных, семейных особенностей полового созревания крайними сроками его на­чала у девочек можно считать период не ранее 8 лет и не позднее 12 лет, у мальчиков 10 лет и 14 лет соответственно. При любом сомнении следует обратиться к врачу эндокринологу.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы роста не­одинаковы. Больше всего заметно увеличение дли­ны рук и ног. Напр., туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и размеры таза в поперечнике достигнут своего макси­мума. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации (движений — появляются неуклюжесть, неповорот­ливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят. Рост истинных голосовых связок особенно ин­тенсивен на первом году жизни и в 14—15 лет; к 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем У девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также с гормональной пере­стройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению ; объемом легких новорожденного. Тип дыхания у мальчиков с 10 лет брюшной, а у девочек — рудной и брюшной.

В П. в. могут возникать функциональные рас­стройства различных органов, что во многом обу­словлено перестройкой нервной и эндокринной систем. Напр., нагрузка на эндокринную систему может способствовать развитию заболеваний щи­товидной железы, сахарного диабета. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, сер­дечным шумом, выявляемым при выслушивании сердца. Чаще изменения сердечно-сосудистой системы отмечаются у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся ре­гулярно спортом, или наоборот — при чрезмер­ных, не соответствующих возрасту физических нагрузках. Нередко наблюдаются также повыше­ние артериального давления (так наз. «юношеская гипертензия»), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс урежаться), иногда одышка, головная боль в области лба. Могут отмечаться изменения и со стороны желудочно-кишечного тракта. В П. в. особенно лег­ко возникают нарушения сокращения кишечника и продвижения по нему пищи (ускорение или за­медление). Часты заболевания желчевыводящих путей. При переохлаждении поясничной области у девочек-подростков развиваются воспалительные заболевания мочевыводящих путей. Нередко именно в П. в. при интенсивном чтении и умственной нагрузке появляются различные на­рушения зрения, поэтому необходимо следить за строгим соблюдением подростком режима дня, правил чтения.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении у подростков могут возни­кать головокружение, неприятное ощущение в об­ласти сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии иногда развиваются даже обморочное со­стояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холод­ные, могут приобретать синюшный оттенок. Эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдаются повышенная потливость, красный дермографизм (при проведе­нии ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих рас­стройств часто является неустойчивость вегета­тивной нервной и эндокринной систем, характер­ная для этого возраста, а также психическое и физическое перенапряжение. С возрастом все эти симптомы обычно проходят самостоятельно, если же они появились вновь, надо обратиться к врачу для выяснения их истинной причины.

Психология подросткового воз­раста. П. н.— один из ответственных этапов психического развития человека, становления его личности. Перестройка, происходящая в централь­ной нервной системе подростка, усиленная воз­действием половых гормонов, лежит в основе из­менений его психики. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способ­ность к анализу окружающих явлений, возраста­ет интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немоти­вированные колебания настроения, сочетание по­вышенной чувствительности, ранимости в отноше­нии собственных переживаний и известной черст­вости и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. По­вышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические заме­чания по этому поводу. В мышлении подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наб­людается склонность к фантазированию, вымыс­лам. Именно в этом возрасте пробуждется сексу­альное влечение, что нередко влечет за собой сложные конфликтные переживания.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, связанная с неравномерностью психического и физического созревания. Черты «детскости» сочетаются у них с проявлениями «взрослости» и потому поведение часто выглядит непоследовательным, возможны и его нарушения.

Одна из характерных форм реакции подрост­ка — желание освободиться от опеки или контроля взрослых В основе подобных реакций обычно лежит утрированное, стремление к самоутверждению, достижению са­мостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему,, старается как можно раньше отделиться от ро­дителей и семьи, поступить на работу или учиться| в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Это может стать причиной тяжелых конфликтных ситуаций в семье, страдают и родители, и подростки, у к-рых легко развиваются неврозы с различной тяжестью проявлений. Но и потакать любым желаниям под­ростка недопустимо. Порой требуется много так­та и терпения для восстановления здоровой об­становки.

Нередки и так называемые реакции компенсации, ког­да подростки на глазах у окружающих стремятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведе­ния играет свойственное этому возрасту стрем­ление к образованию подростковых групп, подчи­няющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитет­ный и сильный, но не всегда достойный подра­жания.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо из­вестным явлением акселерации. При этом дело не только и ускорении темпов физического развития и полового созревания, но и в диспропор­ции между физическим и социальным со­греванием подростка. В результате подростки, зрелые и физическом и полоном отношении, в те­чение некоторого периода времени нередко обнаруживают черты психической инфантильности, «дет­скости» (повышенную внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию и т. д.). Эта дис­пропорция нередко способствует нарушению пове­дения у подростков, а отсутствие необходимых условий воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования личности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.