Статья отнесена к разделу:
Социальная педагогика
В школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно.
В условиях средней школы был создан ряд условий для повышения эффективности оказания индивидуальной помощи девиантному подростку с целью его социальной коррекции.
Одним из таких условий является разработка системы взаимодействия специалистов, которые занимаются решением проблемы социальной коррекции.
Схема 1. Взаимодействие специалистов, занимающихся
социальной коррекцией агрессивного поведения подростков.
Специалисты школы создали и апробировали комплекс социально-коррекционных методик, приемов и упражнений, реализуемых во внеурочное время.
Индивидуальная коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития отдельных категорий подростков.
Для эффективного проведения коррекционной работы мы организовали работу по определению и объединению усилий субъектов по оказанию помощи подростку с девиантным поведением.
Эффект коррекционной работы с подростками с девиантным поведением в средней школе №6 обычно определяют следующие факторы:
- установка подростка и семьи на помощь специалиста;
- учет характерологических особенностей подростка;
- возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения;
- взаимодействие субъектов реализации работы по коррекции девиантного поведения подростков (психолог, врач, педагоги).
- реализация индивидуального подхода.
Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у подростка или группы в поведении, прогнозирование развития личности подростка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников.
Основное содержание социальной коррекции в средней школе можно сформулировать следующим образом:
Таблица 1. Основное содержание социальной коррекции в
средней школе.
Субъекты реализации работы с девиантным поведением подростков в средней школе. | Содержание деятельности специалистов. |
Классный руководитель |
|
Педагог дополнительного образования |
|
Социальный педагог |
|
Психолог |
|
Школьный врач |
|
- классным руководителем;
- социальным работником;
- социальным педагогом;
- психологом, врачом.
- диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;
- проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
- содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения (психолого-педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями), где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
- реализация разрабатываемых программ на уровне школы;
- информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне школы.
Рассмотрим основное содержание деятельности каждого специалиста школы.
Важнейшим принципом деятельности психолога является учет индивидуальных особенностей подростка, уровень развития его психических процессов, адекватности самооценки, эмпатийности, автономности личности с целью коррекции этих качеств.
Психолог в индивидуальной коррекционной работе с девиантными детьми использует следующие методы:
- профилактическую индивидуальную беседу;
- интервью;
- психологическое консультирование;
- индивидуальную психотерапию;
- групповую психотерапию.
Рассмотрим более подробно особенности психологического консультирования девиантных подростков в средней школе.
Таблица 2. Особенности психологического консультирования
агрессивных подростков в школе.
Виды деятельности. | Содержание психологического консультирования. | Особенности психологического консультирования в школе. |
Назначение | Психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений. | Создание адаптационных механизмов, позволяющих приобрести определенную социальную роль в классе. |
Предмет | Внутренний психологический мир подростка: эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития. | Воспитание новых ценностей, соответствующих
ценностям группы, класса; идентификация подростка с одноклассниками. |
Условия использования | Желание консультироваться – получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность подростка принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации. | Мотивация подростка на общение со специалистами. |
Основные принципы |
|
Индивидуальный подход,взаимодействие с
различными социальными институтами. |
Характер | Совместная деятельность психолога и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе затруднительной для подростка ситуации. | Определенная индивидуально для данного подростка траектория развития. |
Цель | Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей подростка за счет преодоления психологических затруднений. | Обозначение социальной роли подростка в сообществе одноклассников для его успешной адаптации. |
Профессиональные (психологические) задачи | Меры (шаги), планируемые для достижения поставленной цели (задачи) конкретного консультирования, обуславливаются поставленной целью, индивидуальными особенностями, в том числе уровнем и характером девиации и возможностями подростка. | Определённая технологизация процессас учетом особенностей личности. |
Результат | Изменения (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующие адаптации и самореализации подростка. Результатом конкретной консультации могут быть понимание причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов – сил и средств поведения в сложных ситуациях, изменение самооценки, самоуважения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив. | Поэтапное изменение установок и
мотивов личностного поведения. |
В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др.
Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в социальной коррекции девиантных подростков.
Метод разговорной психотерапии – логотерапия - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.
Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.
Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.
Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.
Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.
Моритатерапия – метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.
Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка.
Немаловажную роль в коррекции девиантного поведения подростков играет школьный врач.
Формирование девиантного поведения у подростков наиболее часто проявляется в семьях, где материальный уровень жизни низкий, родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. У подростков из таких семей выявлены нарушения нервно-психической сферы в виде неврозов, энуреза, девиаций поведения. С низким уровнем жизни семьи связаны повышенная заболеваемость, травматизм подростков, высок риск эмоциональных нарушений. Сведения о таких детях подаются школьному врачу детскими поликлиниками, другими учреждениями с целью наблюдения за ними и лечения в соответствующих медицинских учреждениях.
Система лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию девиантного поведения, проводимая в нашей школе включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности подростка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов в генезе девиации. Эти данные определяют условия оказания помощи (амбулаторно, стационарно, полустационарно). Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Проводится тщательное соматическое обследование.
Особое внимание в социальной коррекции мы уделяем индивидуальному подходу к девиантному подростку в условиях его взаимодействия с медицинскими работниками. Они состоят в том, что лечебное воздействие на подростков с агрессивным поведением возможно тогда, когда, с одной стороны, медицина тесно сливается с педагогикой, а с другой – когда поведенческие отклонения устраняются при помощи педагогических методов и приёмов. Успех возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.
Социально-педагогические задачи решаются большой группой специалистов: учителя-предметники, классные руководители, социальный –педагог, педагоги дополнительного образования.
При осуществлении индивидуального подхода к детям задачи социального работника заключаются в следующем:
- хорошо знать каждого ребенка, его индивидуально-психологические особенности и условия их формирования;
- при выборе приёмов воспитательного воздействия на подростков учитывать их индивидуальные особенности;
- проявлять педагогический такт и уметь предвидеть последствия того или иного подхода к ребенку.
Индивидуальная помощь девиантному подростку классе – это специальная деятельность классного руководителя, социального педагога и педагогов предметников, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с воспитанником или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.
При оказании индивидуальной помощи девиантному подростку необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- Выявление возрастных и индивидуальных проблем подростка с помощью наблюдения и психолого-педагогической диагностики.
- Классификация выявленных проблем по:
- принадлежности к естественно-культурным, социально-культурным или социально-психологическим задачам;
- источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного подростка, ближайший к нему социум, группы сверстников (в том числе и класс) и школа как воспитательная организация;
- степени их осознанности подростком и его эмоциональному отношению к ним.
- Ранжирование проблем подростка по степени значимости их с точки зрения его социализации.
- Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в школе в соответствии с первоочередными проблемами школьника.
- Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем.
- Выбор основного пути индивидуальной помощи девиантному подростку на данном этапе решения той или иной проблемы: через классный коллектив, через семью школьника или через непосредственное взаимодействие с ним педагога.
- Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи.
- Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте со школьником).
- Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы подростка.
- Коррекция индивидуальной помощи, основанная на анализе полученных результатов.
Таким образом, особо значимой в обществе является деятельность по социальной коррекции девиантного поведения в средней школе, где имеется необходимый кадровый ресурс (учителя, педагоги дополнительного образования, психолог, медики), способный реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи подростку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.