скачать билет 27
1. Психология способностей.
Способности — это то, что не
сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение,
закрепление и эффективное использование на практике.
В
отечественной психологии наибольший вклад в развитие психологии способностей
внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов.
Б.М.Теплов
выделил следующие три основных признака понятия «способность»:
1. Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
1. Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
Потенциальные и
актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных
условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных
условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей,
обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.
1)
одаренность – совокупность общих и специальных способностей, свойственных
конкретному человеку. Обуславливает успешную деятельность человека в
определенной области и выделяет его среди других людей, обучающихся в данном
направлении или выполняет работу в тех же условиях.
2)
талант – высокая степень одаренности, реализованный человеком в определенной
области.
3)
высшая степень развития одаренности, выражается в результатах, достигнутых
одновременно в ряде областей деятельности. Творчество гениальность человека
имеет для общества историческое значение и, в отличие от таланта, различается
не только степенью одаренности, сколько тем, что гений создает эпоху, новое
направление деятельности.
Способности:
1) общие: благоприятные возможности развития особенностей психики человека,
одинаково важные для многих видов деятельности (находчивость,
сообразительность, любознательность), 2) специфические: возможность к развитию
определенных психических процессов и качеств личности человека, характерных для
конкретного вида деятельности (педагогич., наблюдат., эмпатия)
Отсутствие
способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной
деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации
отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только
тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек
вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно
будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей
личности.
2. Психологические особенности возрастных кризисов взрослости
Взрослость
– это
период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет и
характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных,
интеллектуальных и физических способностей человека.
Выделяют:
1. раннюю взрослость – 20–40 лет
2. среднюю взрослость – 40–60 лет.
Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов – обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. Основное новообразование этого периода – достижение личностной зрелости.
Выделяют:
1. раннюю взрослость – 20–40 лет
2. среднюю взрослость – 40–60 лет.
Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов – обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. Основное новообразование этого периода – достижение личностной зрелости.
Кризис 30 лет. Приблизительно в
возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное
состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в
полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых
случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Кризис 30 лет возникает
вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит
«переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том,
что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран
верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу
жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот,
развивает его Личность.
Кризис
30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно
связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом,
знаменуют переход от молодости к зрелости.
Кризис 40 лет. Человек остро
переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными
планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется
изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было
считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует
необходимость «оплаты векселей».
Помимо
проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко
вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей,
утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в
жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию
характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для
них обоих не связывает, семья может распасться.
В
случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать
свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим
кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены
профессии и создания новой семьи.
Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно
сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с
острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью,
возможностью принести пользу и их невостребованностью. Снижение своего
социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма
иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического
состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.
Усугубляется потерей супругов, близких друзей, одиночеством, материальной
необеспеченностью, немощностью.
.
3. Субъект труда и его структура.
Понятие
«субъект труда» является фундаментальной категорией психологии, которая
характеризует способность человека действовать осознанно, активно,
целенаправленно, т.е. на основе психического отражения предметного мира и в
интересах познания и преобразования окружающей действительности. Субъектом
труда может быть не только конкретный человек (индивид), но и группа людей,
если они объединены не механически (как толпа), а органически, системно
(рабочий коллектив).
Субъект
– носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно,
руководствуясь образом требуемого результата (замыслом)
Изучение
человека как субъекта труда – предполагает исследование тех его сторон,
свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием,
сформированы трудом.
У
субъекта труда мы исследуем те качества личности, индивидуальные
характеристики, которые необходимы для труда, либо они являются результатом
труда, как-то детерминированы трудом (может деформировались из-за труда).
· Субъектом труда человек не рождается,
но становится в процессе социализации
· Люди проявляют свои уникальные качества
в труде, т.е. не рассматриваются как формальные единообразные звенья
производственного процесса
· Психологи изучают человека как субъекта
труда на разных уровнях регуляции (личностно-смысловом, на уровне действий и
операции, на уровне когнитивных процессов, психомоторики, на уровне
психофизиологических функций, комплексно)
· Субъект труда может быть индивидуальным
(отдельный человек) или групповым при совместных формах труда
Психологические
признаки сознания субъекта труда:
1. Осознания социальной ценности продукта
труда (понимание и отношение)
2. Осознание обязательного,
социально-нормативного характера труда (понимание (человек мог словами описать,
что означает выполнение, как приемы выполнения, что можно и чего нельзя) и
отношение (д.б. позитивным)).
3. Осознание и владение орудиями труда
(понимание, умение и отношение к использованию орудий). Как пользоваться
орудиями и распоряжаться ими, и позитивное отношение
4. Осознание межличностных производственных
отношений и своего места в них (понимание и отношение)
Компоненты
субъекта труда?
1)Психические
регуляторы труда (макродинамика в
онтогенезе) Опыт, знания-умения-навыки, чувственные представления. Ценностные
ориентиры, интересы, мотивы, склонности, сознание Я, профессиональное
самосознание.
2)Функциональные
состояния в труде (микродинамика в течение дня, недели) Работоспособность,
трудоспособность, особые психические состояния: стресс, утомление, монотония и
пр.
3)Индивидуально-личностные
свойства (относительно устойчивы) ПВК,
способности, свойства интегральной индивидуальности разных уровней, характер,
пол, возрастные особенности и т.п.
Е.А. Климов характеризует субъекта труда как активно действующего, познающего и преобразующего реальность индивида, обладающего сознанием и волей. В структуре субъекта труда он выделяет следующие уровни:
1. Уровень деяний. Деяние – целостный цикл трудовой деятельности, характеризующийся полной психологической структурой и включающий ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели. Деяние как характеристика субъекта определяется иерархией целей, особенностями его мысленных перспектив. Содержание данного уровня составляют мотивы, жизненные цели, ценностные представления, профессиональные личные планы, общие и
специальные способности, характер, волевые качества, ориентировка в конкретной жизненной ситуации и в области непосредственной деятельности, общая трудоспособность, особенности здоровья.
2. Уровень действия. Действие – совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели. Содержание данного уровня составляют саморегуляция мотивов, элементов действий, актов внимания, способность усвоить и осуществить определенные исполнительские операции на двигательном, сенсорно-перцептивном, интеллектуальном, социально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и их саморегуляции.
3. Уровень макроэлементов действия. Включает в себя способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях, способность к осуществлению исполнительских актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне (укорить темп, усилить нажим).
4. Уровень микроэлементов действия. Включает в себя бессознательные и ускользающие от произвольной регуляции особенности познавательных и исполнительных действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамлитуд движений, тремора), которые обеспечивают физиологический баланс организма с внешней средой.
Становление субъекта труда является следствием прохождения человеком сложного пути своего развития, подготовки к вхождению в мир профессий, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и совершенствования профессионального мастерства.
В отечественной психологической науке развитие субъекта в ходе выполнения трудовой деятельности рассматривается как процесс овладения определенными знаниями, умениями и навыками, развития профессионально важных качеств (В.Д. Шадриков), становления субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.А. Головей), достижения вершин профессионального развития (А.А. Деркач, А.К. Маркова).
Е.А. Климов характеризует субъекта труда как активно действующего, познающего и преобразующего реальность индивида, обладающего сознанием и волей. В структуре субъекта труда он выделяет следующие уровни:
1. Уровень деяний. Деяние – целостный цикл трудовой деятельности, характеризующийся полной психологической структурой и включающий ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели. Деяние как характеристика субъекта определяется иерархией целей, особенностями его мысленных перспектив. Содержание данного уровня составляют мотивы, жизненные цели, ценностные представления, профессиональные личные планы, общие и
специальные способности, характер, волевые качества, ориентировка в конкретной жизненной ситуации и в области непосредственной деятельности, общая трудоспособность, особенности здоровья.
2. Уровень действия. Действие – совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели. Содержание данного уровня составляют саморегуляция мотивов, элементов действий, актов внимания, способность усвоить и осуществить определенные исполнительские операции на двигательном, сенсорно-перцептивном, интеллектуальном, социально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и их саморегуляции.
3. Уровень макроэлементов действия. Включает в себя способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях, способность к осуществлению исполнительских актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне (укорить темп, усилить нажим).
4. Уровень микроэлементов действия. Включает в себя бессознательные и ускользающие от произвольной регуляции особенности познавательных и исполнительных действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамлитуд движений, тремора), которые обеспечивают физиологический баланс организма с внешней средой.
Становление субъекта труда является следствием прохождения человеком сложного пути своего развития, подготовки к вхождению в мир профессий, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и совершенствования профессионального мастерства.
В отечественной психологической науке развитие субъекта в ходе выполнения трудовой деятельности рассматривается как процесс овладения определенными знаниями, умениями и навыками, развития профессионально важных качеств (В.Д. Шадриков), становления субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.А. Головей), достижения вершин профессионального развития (А.А. Деркач, А.К. Маркова).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.