скачать билет 26
1. Свойства, структура и типология личности.
Известные
структуры личности З.Фрейда (ид. эго, суперэго) К.Юнга (сознание, личное
бессознательное, коллективное бессознательное).
Структура
личности по Рубинштейну
1) направленность к чему человек
стремится? - проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях,
доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;
2)знания, умения, навыки Что человек
может? - приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;
3) индивидуально – типологические
особенности
Что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности? -
проявляются в темпераменте, характере, способностях
Наиболее
обособленную и развернутую структуру личности предложил К. К. Платонов
Название
подструктуры
|
Элементы,
входящие в подструктуры
|
Соотношение
социального и биологического
|
Специфические
виды формирования
|
|
1
|
Направленность
личности
|
Убеждения,
мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения
|
Биологического
очень мало
|
Воспитание
|
2
|
Опыт
личности
|
Умения,
навыки,
Знания,
привычки
|
Значительно
больше социального
|
Обучение
|
3
|
Особенности
Психических
процессов
|
Воля, чувства,
восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память
|
Чаще
больше социального, однако, заметно влияние биологического и даже генетически
обусловленных свойств личности
|
Упражнение
|
4
|
Биопсихические
свойства
|
Темперамент,
половые, возрастные, патологические свойства
|
Социального
очень мало
|
Тренировка
|
Устойчивые свойства личности:
темперамент, характер, способности, мотивация
Типология акцентуаций личности К. Леонгард (12
типов): дистимный, педантичный, гипретимный, эмотивный, циклотимный, тревожный,
экзальтированный, возбудимый, демонстративный, конформный, интровертированый,
застревающий
Типология Личко:
гипертимный (неугомонный, шумливый), психастенический (самокритичный, робкий,
тревожный), шизоидный (замкнутый, раздвоенный, эгоист), элептоиный (гневный,
жестокий, педантичный, бережливый), циклоидный (с колебаниями настроения от
подъема к депрессии, цикл 1-2 недели), лабильный (неустойчивость настроения в
течении 1 дня и даже часа), сензитивный (впечатлительный, интеллектуал, низкая
самооценка), астеноневротический (капризный, ипохондрик, меланхолик),
параноидальный (подозрительный, напряженный), истероидный (эгоцентричен, позер,
лжец), конформный (растворение личности в окружении, нет своего мнения)
Типология Юнга и Майерс-Бригс.
Экстраверсия
— интроверсия (источник энергии — внешнее/ внутреннее)
Сенсорика
— интуиция (тип мышления — конкретность/отвлеченность)
Этика —
логика (способ принятия решения — чувства/мысли)
Рациональность
— иррациональность (способ деятельности — план/ситуация)
Карл
Юнг разработал психологические типы, основанные на двух парах функций (Мышление
[T] и Чувство [F], Ощущение [S] и Интуиция [N]) и двух видах установки
(Экстраверсия [E] и Интроверсия [I]). В его теории существует восемь базовых
психологических типов, каждый из которых обладает собственной доминирующей
функцией.
Доминирующая функция |
Юнговский тип |
Типы Майерс-Бриггс |
Fe |
Экстравертный Чувствующий
(Extraverted Feeling) |
ESFJ - Этико-сенсорный
экстраверт (Гюго)
ENFJ - Этико-интуитивный
экстраверт (Гамлет)
|
Fi |
Интровертный Чувствующий
(Introverted Feeling) |
ISFP - Сенсорно-этический
интроверт (Дюма)
INFP - Интуитивно-этический
интроверт (Есенин)
|
Ne |
Экстравертный Интуитивный
(Extraverted Intuition) |
ENFP - Интуитивно-этический
экстраверт (Гексли)
ENTP - Интуитивно-логический
экстраверт (Дин Кихот)
|
Ni |
Интровертный Интуитивный
(Introverted Intuition) |
INFJ - Этико-интуитивный
интроверт (Достоевский)
INTJ - Логико-интуитивный
интроверт (Робеспьер)
|
Se |
Экстравертный Ощущающий
(Extraverted Sensing) |
ESFP - Сенсорно-этический
экстраверт (Наполеон)
ESTP - Сенсорно-логический
экстраверт (Жуков)
|
Si |
Интровертный Ощущающий
(Introverted Sensing) |
ISFJ - Этико-сенсорный
интроверт (Драйзер, хранитель)
ISTJ - Логико-сенсорный
интроверт (Горький, инсперктор)
|
Te |
Экстравертный Мыслительный
(Extraverted Thinking) |
ESTJ - Логико-сенсорный
экстраверт (Штирлиц)
ENTJ - Логико-интуитивный
экстраверт (Джек Лондон, предприниматель)
|
Ti |
Интровертный Мыслительный
(Introverted Thinking) |
ISTP - Сенсорно-логический
интроверт (Габен)
INTP - Интуитивно-логический
интроверт (Бальзак, критик)
|
2. Психологические особенности протекания поздней зрелости.
Психология
поздней зрелости (55-65 лет) Может сопровождаться кризисом пожилого возраста
или являться некоторым снижением социальной и трудовой активности человека.
В
понятие кризис пожилого возраста
добавляются свои моменты-сокращается временная перспектива, человеку кажется,
что все кончено. Неопределенность жизненной перспективы-основной момент
кризиса.
Появляется
много свободного времени, позитивное влияние оказывает посещение театра,
общение с природой, работа на даче. Люди в этом возрасте становятся чувствительнее
и эмоциональнее.
По Маслоу потребность в
безопасности встает на первый план, люди живут сиюминутными желаниями.
Ш. Бюлер выделила четыре типа
отношения к старости:
1)
старость как продолжение активной жизни;
2)
желание отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие.
3)
недовольство своей жизнью -депрессия.
4)
недовольство жизнью - фрустрация (невозможность удовлетворения значимой
потребности, препятствие, которое невозможно преодолеть).
В
поздней зрелости можно выделить три основных варианта развития: оживание; смена
ведущей деятельности; сохранение основного содержания жизни, бывшего в
зрелости, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.
Согласно
Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от
забот о будущем к прошлому опыту. Происходит психологическое старение, появление
чувства старости. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях
человек может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с
удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности,
общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в
детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не
страшится неотвратимости смерти. Помимо своего прошлого, подчеркивал Э.
Эриксон, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная
вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в
политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п.
В
этом возрасте у людей наблюдается быстрая утомляемость, медлительность,
снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов
поведения и поэтому, проявление «...отдельных странностей, скупость, недоверие,
болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр.
Что
касается интеллектуальной деятельности пожилых людей, то одни исследователи
говорят о снижении интеллекта, другие — об особой «логике» мысли, заметно
увеличение времени реакции (между стимулом и ответом). Скорость и пластичность
психических процессов ниже, медленнее думает и обрабатывает информацию.
Кризис ухода на пенсию.
В
поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию. Сказывается нарушение режима
и уклада жизни. Наблюдается невостребованность принести пользу людям,
ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций
профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и материальное
положение. Кризис может осложниться утратой близких. Основная причина
психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических
духовных и биологических возможностей человека
3. Психологическое
профессиоведение.
Психологическое профессиоведение (психология профессий)
– направление психологии труда, в котором разрабатываются
теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения
конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации.
Процесс
изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием. Итоговое описание профессии называется
термином «профессиограмма».
Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio —
специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную
профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых
этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма
может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны
соответствовать представители конкретных профессиональных групп.
Краткое описание работы в целом (резюме),
включающее четыре пункта:
1.
Что
делает работник (Какие результаты должен получить? С помощью каких действий?
Каковы требования к продукту или результату его действий и процессу их осуществления?)
2. Как выполняется работа?
(Какие технологии и орудия труда используются? В каких условиях протекает
работа?)
3. Почему делает? (Как
связана данная работа с другими видами работ, с другими продуктами? В чем
назначение, смысл, миссия работника?)
4.
Какие
требования предъявляет работа к субъекту труда?
Эти четыре
пункта составляют общую формулу анализа профессий, используемую психологами США
(Укке Ю. В., 1972).
В Росии
разработаны: Принципы
профессиографирования К.К. Платонова (их 9) и Уровни психологического профессиографирования В.Д Шадрикова
(7 уровней анализа): Выбор
уровней исследования определяется ориентацией психолога на поставленные задачи.
В
современную психологию труда прочно вошел термин - Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых
профессией к личностным качествам, психологическим способностям,
психолого-физическим возможностям человека. Применяется для разработки
информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий,
и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и
профессии. Обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения
в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.
По цели:
Профессиография информационная нацелена на обеспечение
профессионально-ориентационной работы и содержит все названные характеристики,
хотя дает их обобщенно, кратко, описательно.
Профессиография коррекционная направлена на повышение
безопасности профессионального труда, она детально и аналитически описывает
только те характеристики, что служат основными источниками опасного поведения
человека в данной сфере.
Профессиография диагностическая обеспечивает
организацию профессиональной психодиагностики и ориентирована на изучение
технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических,
психофизиологических и социально-психологических характеристик труда - только
на тех этапах работы, от коих в большей степени зависит конечный результат и
где требуются самые высокие показатели скорости, точности деятельности и
ответственности за выполнение задания.
Профессиография формирующая используется в процессе
профессионального обучения и охватывает социально-экономические, исторические и
правовые характеристики профессии в общих чертах - с детальной аналитической
проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной
деятельности.
Психограмма — важнейшая часть профессиограммы —
характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к
психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями
профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов
кадровой политики.
Для
составления психограммы используются следующие источники информации: документы
(инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные
опросы работников, в том числе анкеты, личные наблюдения, лабораторные и
естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований,
эргономические исследования на рабочих местах (киноциклография,
электроокулография, телеметрия физиологических параметров,
электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др.
Структура психологической характеристики
профессии
(специальности, группы рабочих мест, рабочего места) такова:
•
требования к оборудованию, организации и условиям труда;
•
социально-психологические параметры трудового коллектива;
• комплекс
требований к психике человека (нейропсихическим, психофизиологическим,
личностным, интеллектуальным свойствам; к состояниям — эмоционально-волевым
установкам, работоспособности, измененным состояниям; к процессам адаптации,
обучения, восприятия, ритмам);
•
требования к организации психолого-педагогических аспектов труда;
•
требования к руководителю — организатору, педагогу, специалисту, личности.
Психограмма личности успешного профессионала, отображает
профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного
человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.
Профессионально важные качества (ПВК) – относительно устойчивые,
мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства,
которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а
также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.