среда, 9 марта 2011 г.

Описание людей различных типов профессиональной направленности:

Человек - природа
В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны име­ющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Земля видится как носитель биосферы, всего жи­вого и условий его существования. Более детальные представле­ния здесь такого, например, рода: площади, занятые лесами, по­севами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса и т.д.), кру­говорот веществ. Леса — это защита полей, они же синтезаторы значительной биомассы.


Профессионалы выделяют и удерживают в сознании, прежде всего, такие целостности, в которых нуждаются микроорга­низмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в со­знании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях судьбы чего-либо живого. И соответствующие представления могут быть сколько угодно детализированы. Это и подчищение лесных просек, и мытье доильных аппаратов, и добавки, обогащающие корма питатель­ными и биологически активными веществами, и тонкости состо­яния мицелия, и тончайшие препараты для изучения под микро­скопом, и допустимые заменители молока для телят и пр. Иные объекты, очень важные для кого-то другого, выступают здесь как фоновые. И представления об этих «чужих» объектах хотя, быть может, и приходят в голову профессионала (этого мы не знаем), но все же незаметны в его речи.

Цивилизация, культура человечества мыслятся здесь как куль­тура сельскохозяйственного производства, земледелия, животно­водства, пчеловодства, коневодства и т.п. Люди видятся как по­требители даров природы и производители продукции, истоки которой находятся в природе же. Международные отношения мыс­лятся как все то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использованием её даров и профессиональ­ных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии.

Условия существования и развития человека представляются как все то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и со­блюдением научно обоснованных норм питания, обеспечением человека одеждой. Истоки всего перечисленного видятся в недрах сельскохозяйственного производства. Деятельность человечества, людей — это здесь, прежде всего, то, что связано с использова­нием ресурсов природы и что влияет на нее и ее судьбу на нашей планете.

Примеры типичных целостностей («гештальтов», «квантов»), мысленно выделяемых работниками в мире: стерильная вода; пи­тательный раствор; режим питания гриба; сезонное развитие леса; участки леса, пораженные вредителями; судьба урожая; признаки увядания растений; запахи, привкусы плодов, свойственные или несвойственные сорту; искусственные пастбища; породные свой­ства животных; перспективные направления племенной работы; непродуктивные особи; строение (в смысле: устройство) живой системы; редкие биологические виды и спасение их от уничтоже­ния; рационализированные антропогенно-природные экосистемы; экологическая оценка хозяйственных мероприятий; экологический прогноз.

Представители профессий рассматриваемого типа умеют де­лать, создавать, корректировать биотические (связанные с жиз­нью в биологическом значении этого слова) средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, живот­ных, микроорганизмах и условиях их среды как "предмете труда (т.е. предмете распознания, воздействия, проектирования и пост­роения, сохранения). Специалисты создают условия размножения и развития живых организмов в нужном человеку направлении, контролируют эти процессы и управляют ими. При этом приме­няются многообразные технические средства, но это подчинено логике биологических закономерностей. Например, тракторист-машинист в сельском хозяйстве — это не просто механик-води­тель, но специалист, ориентированный либо на агробиологию, либо на животноводство, в противном случае он не годится для этой работы.

В сельском, лесном хозяйстве и их отраслях много еще недостаточно механизированной работы и исполнительно-двигательная сторона труда часто сопровождается немалыми энергетичес­кими нагрузками. Есть от чего утомиться, устать.

Но не следует недооценивать познавательной, умственной сто­роны труда в профессиях рассматриваемого типа. Условия труда очень нестандартны, изменяются по неявным и сложным зако­нам. Поэтому важны способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение плано­мерно наблюдать биологические объекты — будь то растения, жи­вотные или культура микроорганизмов. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в каком-то сложном биологическом процессе, причем делать это своевременно, поскольку часто воз­можны необратимые изменения — заболевание, гибель орга­низмов, снижение удоя молока, привеса, нагула молодняка, по­ражение растений вредителями и т.п.

Профессионал здесь не только должен иметь необходимый кру­гозор в общих основах и узкоспециальной области растениевод­ства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их со­ответствующих областях фундаментального знания (биологии, химии и т.д.). Он должен достаточно четко различать общенауч­ное, более или менее «вечное» знание, с одной стороны, и опе­ративное научно-практическое знание — с другой — знать специ­фику почв именно здесь, в этом хозяйстве, знать свое стадо, свою пасеку и т.п. Процессы и события, с которыми сталкивается ра­ботник, сложны. Поэтому нельзя следовать вполне и часто умест­ному, например, в естественной науке и в технике и даже неред­ко в быту стереотипу подведения частного случая под общее по­нятие. Например, зная, что сахар растворяется в воде, я совер­шенно уверен, что очередной кусок его растворится в очередном стакане чая. Но со сложными биологическими объектами дела на практике складываются сложнее: некоторые коровы, например, оказывается, безразлично относятся к крикам и ругани людей в животноводческом помещении, а другие — снижают удои. Требу­ется глубоко вникать в конкретные ситуации и иметь не просто общенаучное, а конкретно-полезное знание. И притом очень боль­шое по объему — ничуть не уступающее иной академической ком­петенции. Кроме того, требуется знание назначения и возможно­стей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства (относящиеся к дан­ному типу виды производства не предполагают большой центра­лизации управления, поэтому здесь более, чем в других видах прак­тики, «каждый солдат должен знать свой маневр», выражаясь сло­вами А. В. Суворова).

Требования к исполнительно-двигательной активности в раз­ных видах труда представителей рассматриваемого типа профессии разнообразны: от навыков рисования (уметь при необходимо­сти зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами.

В некоторых случаях требуются бережные движения (в обраще­нии с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых — многократно повторяющиеся ручные усилия (при посадке растений, уборке урожая), иногда значительные физи­ческие нагрузки.

Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жизнедеятельности организмов, важны хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуациях работы с биологи­ческими объектами. Важны способность и умение своевременно принимать оптимальные решения. Важна настойчивость в достижении отсроченных целей. Береж­ность и аккуратность в отношении к живым объектам — непре­менное личное качество профессионала.

Какие-то особые требования к эмоциональной сфере трудно указать. Работники должны любить природу, живое в разных его проявлениях. Их увлекает проникновение в тайны жизни, некото­рых влечет к лабораторной работе, а некоторых к природной об­становке. Например, истинный ботаник, флорист тот, кого тянет в поле, лес, в экспедицию — пусть с ее бытовой неустро­енностью и пр.

Нестандартные ситуации — повседневная стихия в профессиях рассматриваемого типа, что требует творческого мышления при решении повседневных задач. Правда, это не зрелищный аспект творчества в труде и часто недооценивается сторонними наблю­дателями, хотя самому работнику дает удовлетворение от усилий мысли, приложения своей инициативы и выдумки. Более очевид­ная область творчества — опытничество, не говоря уже о генной инженерии, которая обещает творить чудеса (будем надеяться, что они не обернутся для человечества очередным аралом или чернобылем).

При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом. Культивируемая в мире техники установка на быстродействие, на темпы, в мире биоло­гических систем должна в определенных случаях сопровождаться разумными — природосообразными — ограничениями. Разумеет­ся, ценно придумывание разного рода «ускорителей роста» и т.п., но это не избавляет от «оглядки» на множество условий и более или менее отдаленных последствий соответствующих скоростных достижений.

Противопоказаниями к выбору профессий рассматриваемого типа часто являются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особо­го уважительного отношения к живому.
Человек – техника и неживая природа
В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны того, насколько наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как не­что, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом — лиф­том. Планета Земля — как источник тепла, энергии. Более деталь­ные представления здесь, например, такого рода: поверхность зем­ли (леса, пустыни, горы, моря) — это места для прокладки кабе­лей, возведения сооружений, площади, занятые производствен­ными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внут­ренний транспорт, оборудование.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные полезные веществен­ные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловко­сти, неутомимости не только физических, но и умственных дей­ствий).

Цивилизация, культура, история человечества — это здесь преж­де всего достижения научно-технической революции, создание придумок указанного рода. Например, электродвигателей, радио, персональных компьютеров. Страны и континенты, местности на Земле — это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают линии связи, электропередачи, газопроводов, теплотрассы и т. п. Зато представления о самих технических объектах детализирова­ны. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначитель­ные повреждения изоляции, которые важно замечать, и пр.

Международные отношения, если и имеются в виду, то преж­де всего как создание и поддержание связей описанного выше рода.

Условия существования и развития человека (для профессио­налов рассматриваемого типа) — это здания, сооружения, транс­портные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией. Больницы, учебные заведения, жилые дома видятся как объекты, где нужно обеспечить тепло, свет, энерговооруженность, вертикальный транспорт и пр.

Деятельность человечества, людей видится следующим обра­зом: это, прежде всего, научно-технические расчеты, автомати­зация технологий производства, создание грандиозных сооруже­ний и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное при­менение новейших достижений техники.

Примеры типичных профессиональных «гештальтов»: физиче­ские процессы, химические процессы, могучая техника, микро­миниатюрная техника, трассы; параметры; величины; перетоки мощности (в электрических цепях); большой цифровой материал; версии возможных причин неисправностей техники; места неис­правностей; показания приборов; цвета в желто-оранжевом спек­тре, которые важно различать; звуки работающей машины; пере­грев или подгорание изоляции электрических цепей; местополо­жение частей в машине; принципы действия технических уст­ройств; незначительные на вид изменения в элементах линий элек­тропередач (могут быть решающе важными); эксплуатационные режимы работы устройств, машин; логика электрических соеди­нений; признаки возможной неисправности, а не только призна­ки уже происшедшей поломки устройства; то, что может про­изойти с техникой (надо знать); поведение каждого металла (на­пример, в процессе напыления); качества припоев; узлы маши­ны, которые постоянно выходят из строя (о них важно помнить); машины имеют каждая свой характер (и это важно учитывать).

Представители профессий этого типа производят (участвуют в производстве) вещественные продукты труда, виды, формы энер­гии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Они, в частности, создают, поддерживают в рабочем состоянии маши­ны, механизмы, приборы, обрабатывают разнообразные матери­алы. Этот тип профессий самый многочисленный и по видимым эффектам деятельности, возможно, самый впечатляющий в том смысле, что нельзя не заметить огромных сооружений, машин, транспортных средств, а также и омертвевших рек, водоемов и целых регионов, где просто невозможно стало жить. Внешне эф­фектная сторона труда в профессиях данного типа легко заслоня­ет внутреннее содержание деятельности, сознания работающего человека, а это и есть предмет нашего рассмотрения.

Исполнительно-двигательная активность работника наиболее впечатляет в профессиях ручного труда, которые не следует обес­ценивать. Даже при самом высоком уровне развития техники ее нужно будет монтировать, собирать, налаживать, регулировать, ремонтировать, демонтировать, а это значит — «прилагать руки». Прежде чем появится замысловатое изделие, отштампованное из пластмассы, кто-то делает с помощью ручных и механизирован­ных инструментов элементы пресс-формы и т.д. Так что нельзя себе представлять дело так, что благо состоит в изживании ручно­го труда и поголовном распространении «кнопконажимательства». Энергетические (силовые) нагрузки с человека постепенно сни­маются за счет придумывания разного рода средств механизации, но ручное искусство как таковое - ценность вечная. Оно всегда отличало и отличает человека от животного.

Обратимся теперь к незримой, незаметной для стороннего на­блюдателя познавательной составляющей в профессиях данного типа. Нелегко найти какую-либо воспринимающую систему у че­ловека, которая бы не понадобилась в той или иной профессии данного типа. В одних случаях требуется тонкое зрительное разли­чение свойств материала или обстановки труда (сборщики элект­ронных приборов, ткачихи). В других — надо на слух оценивать работу оборудования (мастер-диагност сельскохозяйственной тех­ники и др.). В третьих — обоняние и вкус ориентируют человека в самых главных обстоятельствах труда (технология приготовления продуктов питания). Тонкие мышечные ощущения и точная дози­ровка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сборки, наладки точных приборов. Органы рав­новесия, о которых мало кто вспоминает, важную роль играют при работе на высоте при ограниченной площади опоры (мон­тажник стальных и железобетонных конструкций в строительстве и др.).

Распространено неверное представление о том, что некоторые виды труда являются «сенсомоторными» (человек-де чувствует нечто и в ответ на это самопроизвольно реагирует движением). Это не так. В любом, казалось бы, самом простом виде ручного, машинно-ручного или высокоавтоматизированного труда обяза­тельно возникают варианты ситуаций, требующие анализа, уси­лия мысли, принятия решений.

Нужно уметь разбираться в чертежах и схемах. Хорошо, если человек читает их, что называется, «с листа»: быстро понимает и целое, и детали, и суть, и форму.

Важно ясно мысленно представлять не только устройство и статическое состояние механизма, прибора, машины, но и про­цессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих. Важно уметь строить версии о возможных причинах разладок, неполадок технических систем и мысленно проигрывать варианты поиска, выделяя наиболее вероятный. Проектирование техники требует хорошо развитого пространственного воображения, памяти на чис­ловые параметры разного рода.

Профессионал должен иметь широкий кругозор в области ес­тественных науки, прежде всего в физике, химии, математике и сопряженных с ними областях научно-технического знания. Осо­бенно изощренная осведомленность требуется в области свойств предметов труда, условий и средств их преобразования. Важно досконально знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. Приходится помнить много строгих пра­вил и количественных показателей, относящихся к режимам ра­боты техники, ее эксплуатации, условиям безопасного труда.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных про­явлений укажем точность и быстроту движений, хорошую коор­динацию и обдуманность действий, наличие многообразных дви­гательных навыков, ручную умелость.

Самое главное в области познавательных процессов — это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению, переключению. Как правило, высоки требования к зрению, линейному и объемному глазомеру, слуху, обонянию, осязанию, мышечной чувствительности. Разумеется, здесь сказывается известный эгоцентризм здорового человека — производственная среда в большинстве случаев спроектирована и построена так, что ориентирована на зрячего и слышащего, хотя, как известно, можно спроектировать, например, пульт управления и для незрячего оператора и т.д. Эти важные вопросы мы здесь оставляем в стороне — они требуют отдельного обсуждения.

Высоки требования к самым разным формам и видам памяти, мышления. Особенно часто требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве. Важно хорошее понимание принципов работы, функционирования машин, механизмов, электрических, электронных схем, устройств. Ценится способность принимать оптимальные решения в короткие сроки.

Требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство (а не просто понимание) ответственности, поскольку человек на рабочем месте часто располагает очень могучими техническими «джиннами-исполни­телями, в результате цена ошибки или безответственности очень возрастает.

Важны деловитость, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовест­ность.

Работники любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям — свет, тепло, облегчает жизнеобеспече­ние и т.д. Некоторые имеют склонность именно к кропотливой ручной работе, некоторые — к управлению могучей техникой, некоторых влечет работа в необычных условиях — на высоте, под водой и т.д. Иному очень интересно разбираться в строгой логике работы механизмов, машин, другой находит удовольствие в ин­теллектуальных усилиях при мысленном поиске неисправностей оборудования.

Техника — дело рукотворное. Здесь есть много возможностей проявить находчивость, интеллектуальную инициативу, новатор­ский подход к делу, изобретательский талант.

При работе с техникой требуется дисциплинированность, пре­дельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знании, умений.

Техника не прощает легкомысленного обращения с собой: либо она выходит из строя, либо может пострадать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим то­ком, на высоте, при управлении транспортными средствами, ра­боте на металлорежущем оборудовании и др.). В некоторых видах труда не найдут удовлетворения люди подвижные, живые, нетер­пеливые, очень нуждающиеся в постоянном общении (например, в таких кропотливых работах фактически в одиночку, хотя и ря­дом с другими, как монтаж электровакуумных приборов, сборка электронных приборов, микросхем).

Во многих профессиях рассматриваемого типа противопоказа­ниями являются нарушения опорно-мышечного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. Иногда требуется немалая физическая выносливость, и соответствующие профессии противопоказаны для женщин. В каж­дом случае надо справляться об этом (у врача, в отделе кадров предприятия).
Человек – человек
В профессиях этого типа мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружаю­щего разными, разнообразными, разномыслящими и разнокаче­ственными и разнонаправленными людьми, группами, сообще­ствами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного места в сознании профессионала — по-видимому, по принципу «Все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества.

Цивилизация, культура, история человечества — это здесь преж­де всего народы, страны, государства, языки, культурные ценно­сти разных народов. Международные отношения — это полити­ческие, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.

Условия существования и развития человека — это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное — некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон.

Деятельность человечества, людей — это прежде всего приоб­щение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение това­ров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с пре­ступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (дети; взрослые, обезли­ченные «лица»; индивидуально отличаемые люди, например, «склонные к тунеядству»; и пр.).

Типичные примеры целостностей, выделяемых работниками этого типа в мире: духовные потребности населения в сфере досуга; отдых и настроение (другого, стороннего человека); условия хранения ценностей на предприятии (как зона объектов, где возможны злоупотребления); отступления от общественных норм; правонарушения; версии возможных причин преступления; здоровье человека; болезнь; особенности поведения покупателей; соблюдение правил поведения; довольные лица покупателей; интересы других организаций; взяточничество; маршрут (экскурсии); похищенное имущество; мероприятие, праздник (как предмет труда, «изделие» организатора, а не как то, что приходит и случается); возможность общения; бесхозяйственность; судьба трудных подростков и многое другое.

Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию раз­личных потребностей людей (материальных, духовных, соци­альных).

Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в професси­ях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия. Говорение не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо так же учиться, как учатся делать сальто или водить сварочным электродом. Далее, это выразитель­ные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выра­зительные свойства внешности и даже одежды (скажем, полага­ют, что экскурсовод более успешен, если он при прочих равных условиях элегантен). В некоторых профессиях рассматриваемого типа (медицинских) предъявляются особые и высокие требования к точности и координации собственно рабочих движений (доста­точно вспомнить хирургов разных профилей и комментарии ста­нут излишними).

Особенности познавательной деятельности представителей про­фессий этого типа во многом определяются сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих со­циальные явления. Скажем, одна из познавательных функций орга­низатора клубной работы может быть выражена тремя-четырьмя словами: «Прослушивает участников предстоящего концерта...». Но ведь это значит, что «прослушивающий» должен оценить уро­вень исполнения, качество репертуара, а это, в свою очередь, предполагает знание каких-то критериев, т.е. таинственных «аршинов» для измерения всех этих многообразных художественных реальностей. И это сопрягает рассматриваемую профессию с про­фессиями типа «Человек — художественный образ». Казалось бы, совершенно другой пример: инспектор службы безопасности до­рожного движения (возможно, чья-то инновационная мотивация приведет к переименованию этой работы, но, по сути, она всегда будет нужна) должен следить за соблюдением правил дорожного движения. Но ведь это предполагает множество «пунктов», вклю­чающих в себя не только поведение участников движения, но и вопросы содержания, состояния автомобильных дорог, улиц, до­рожных сооружений, железнодорожных переездов, а также обо­рудования улиц и дорог дорожными знаками, светофорной тех­никой и другими средствами регулирования. Область компетен­ции инспектора, естественным образом простирается и в область профессий типа «Человек — техника». А еще он и юрист, а еще и чуть ли не «каскадер», когда приходится преследовать опасного преступника.

Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слы­шать, понимать другого человека, и именно его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении.

Профессионал — будь то учитель географии, хирург или инс­пектор полиции по делам несовершеннолетних — должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем пони­мание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и непов­торимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по уз­кой специальности) знания оперативные, относящиеся к конк­ретной обстановке «здесь и сейчас». Так, учитель должен хорошо и разносторонне знать не вообще психологию подростка, юно­ши, а также именно каждого из своих учеников со всеми особен­ностями их семейной обстановки.

Участковый инспектор полиции должен хорошо знать людей на обслуживаемой территории, особенно склонных к правонару­шениям. Работник полиции, занятый борьбой с хищениями цен­ностей, собственности, должен иметь не только теоретическое знание об уловках расхитителей вообще и характерных методах хозяйственных преступлений. Ему важно досконально разобрать­ся в неповторимой и конкретной обстановке, скажем, на «вот этом» мясокомбинате и знать, как и кем могут создаваться неучтенные излишки продукции и т.п. В профессиях, связанных с тех­ническими и абстрактно-научными предметами труда, такое раз­личение общего и оперативного знания не столь резко: если сер­ная кислота вообще реагирует с содой, то она будет это делать и в пробирке, и в заводской емкости. А в области социальных явле­ний проявление общих закономерностей в отдельных случаях не столь однозначно. Поэтому руководствоваться исключительно обоб­щенными принципами и правилами, строго говоря, здесь нельзя. Применение «общенаучных», «общетехнических» стереотипов и мышления к явлениям в обществе (речь идет об огульном подведении частных случаев под общее знание) кроме вреда ничего принести не может. А соответствующий подход живуч — было время, когда парней в узких брюках автоматически считали тунеядцами, выдворяли с танцплощадок. В наши времена другие признаки человека могут быть основанием для тотального (неконкретного) к нему подхода, и это всегда плохо.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных про­явлений на первом месте стоят требования не только к письменной, но и к устной речи — ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятно­сти содержания высказываний, реплик. Это не так просто — чтобы быть правильно понятым, надо сначала понять, как вы можете быть поняты. У разных людей в сознании и подсознании существуют разные предпосылки тех или иных утверждений, вопро­сов, и их надо предвидеть. Иначе возникает типичная ситуация как в классическом диалоге пастора и преступника: «Почему вы грабите банки, сын мой?» — «Потому что там хранят деньги, отец мой» (пастор исходит из предпосылки, что надо заниматься чем-то другим, хорошим, а грабитель — из предпосылки, что грабить надо там, где есть что взять).

Самое главное в области познавательных процессов представи­телей рассматриваемого типа профессий, конечно, не острота зре­ния или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума. Важны наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.

И еще важен оптимистический проектировочный подход к че­ловеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сор­та» раз и навсегда здесь обычно неуместен.

Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и порадоваться). Важная особенность эмоцио­нального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним. Без этого немыслима и даже непонятна работа педагога, экскурсово­да, организатора музейной, клубной работы. А педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту - от инспектора уголовного розыска до хирурга.

Важны наблюдательность по отношению к поведению, прояв­лениям душевной деятельности человека, отзывчивость, добро­желательность, готовность бескорыстно прийти на помощь друго­му существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпе­ние и снисходительность к различным нестандартным проявле­ниям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Прогресс дер­жится на чудаках — это полезно помнить.

Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом (а не отдельным его слоям и группиров­кам) — вот что характеризует тех, кого помнит история. Граждан­ские качества, определенные (ориентированные на интересы тру­дящихся) убеждения — это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа.

Нестандартные ситуации — это нормальная стихия социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческо­го склада ума, способности ясно представлять себе варианты воз­можных последствий действий людей, возможных исходов их кон­фликтов, противостояний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное воображение, а такое, для которого пока еще в учебниках нет названия. Назовем его за не­имение лучшего термина тропономическим (от др.-греч. «тропос» — поворот, оборот, направление). В некоторых профессиях рассмат­риваемого типа сам предмет труда возникает в результате твор­ческого поиска (далее не удивляйтесь, а впрочем, можете и уди­виться): хозяйственные преступления, в отличие, скажем, от гра­бежей с разбоем, как правило, хитро замаскированы, а на поверх­ности и даже по документам все «шито-крыто». Поэтому они мо­гут неоднократно воспроизводиться при внешне вполне спокой­ном течении жизни. Работник полиции — специалист по борьбе с хищениями хозяйственных ценностей — должен, как говориться, сам себе найти работу. В результате анализа условий, способствую­щих возникновению хищений (неучтенные излишки сырья, про­дукции, приписки «липовых» автомобильных рейсов, на которые списывается и пускается «налево» бензин и пр.), он должен вы­явить, отыскать само преступление.

Особенности саморегуляции представителей рассматриваемого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершенство­вание своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими. Необ­ходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обра­щенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вместе с тем в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее. Истинный врач помчится по срочному вызову к тяжелобольному, даже если этот вызов застанет его в гостях или в театре. Подобное случается и с работниками педагогического фронта, с руководителями трудовых коллективов, работниками полиции. Нужно сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям — «тупосердие», отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса «простоток».
Человек – знак
В профессиях этого мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны упорядоченности, развито­сти, изученности, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих. Вселенная видится как лаборатория для изуче­ния процессов, не воспроизводимых в земных условиях. Природа — это то, что выверило веками оптимальные размеры предметов. Дерево — цилиндр, диаметр которого уменьшается с высотой, а переплетения корней — надежный фундамент, обеспечивающий такую устойчивость, что даже не всякий ураган его свалит. Прият­но, что уже известен диаметр вируса. Поверхность планет изучает­ся с помощью фотографии. Моря, пустыни — то, где можно со­риентироваться с помощью астрономии. Вот типичные представ­ления, отношения к миру, ходы мысли.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостно­сти такого рода: быть в курсе всех событий современности; одним из первых узнавать о достижениях человеческой мысли; система документального и информационного обеспечения управления сложными объектами; печатные источники; цифровой материал; контроль качества печатной продукции; создание проекта документа, следование строгим правилам; тематика издательства; ино­странные алфавиты; построение математических и химических формул; административно-территориальное деление страны; марш­руты почтовых вагонов; названия и расположение предприятий, названия многочисленных улиц, переулков, площадей; законода­тельство страны.

Цивилизация, культура, история человечества — это здесь преж­де всего письменность, почтовая и иная информационная связь вплоть до современной «опутанности» всего земного шара инфор­мационными сетями; формулировки правовых норм. Страны и кон­тиненты — это пункты, где были приняты первые радиосигналы или где производится то или иное количество печатной продук­ции, где работают специалисты по научно-технической инфор­мации.

Международные отношения — это прежде всего информаци­онно-технические связи (доставка письма в любой уголок земно­го шара, телефонная связь, возможность поиска полезной ин­формации за рубежом и т.п.).

Условия существования и развития человека — это увеличение количества производимой информации в геометрической профес­сии; книги (именно «тиражи книг»), газеты и журналы (не сами по себе, а большое количестве названий их как достигнутое бла­го), количество (сотни) языков, на которых выходит печатная продукция в стране, социальные преобразования (как нечто, со­здающее условия для развития языка общения), чертежи (как фактор ускорения прогресса) и т.п.

Деятельность человечества, людей — это прежде всего автома­тизация связи, документопроизводства; обеспечение законности и правопорядка (документальными средствами); совершенствова­ние измерений, систем единиц измерения величин; совершен­ствование средств фиксации фактов (такого, как, например, фо­тография, киносъемка), информационного обеспечения жизни общества.

Типичные примеры целостностей, выделяемых профессиона­лами этого типа в мире: документопотоки, данные, формат, пер­фолента, запись, оттиск, правка, исправления, поля, каталог, список, бюллетень, сверстанная или несверстанная страница, библиографический поиск, контроль исполнения документов в учреждении, компетенции подразделений учреждения, маршру­ты следования корреспонденции, сущность воспринимаемого на слух текста, логическая непротиворечивость или корректность тек­ста, пробельные элементы в набранном тексте, переносы слов, точность воспроизведения таблиц в набранном тексте, автомати­зация дешифровки радиограмм, проекты распорядительных и информационно-справочных документов, сохранность докумен­тов, данные о ширине знаков в тексте и т.п.

Представители профессий этого типа умеют хорошо ориенти­роваться, разбираться в условных обозначениях, языковых систе­мах (естественных и искусственных), документах, текстах. Они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, форму­лы, перечни, каталоги каких-либо объектов, чертежи, карты.

Например, делопроизводитель или бухгалтер должен учесть множество документов, следить за их прохождением, правильно (т.е. в соответствии с принятыми — и обычно строгими — правилами) их хранить и направлять нужным лицам. Инженер службы научно-технической информации должен найти и просмотреть большое количество публикаций по определенной теме, сжав содержащуюся в них полезную информацию в достаточно краткий обзор. На основании такого обзора разработчики техники, конструкторы могут решить, нужно ли им обращаться к некоторым из названных публикаций и к каким именно. Программист, переосмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает систему команд компьютеру, которая может привести к решению этой задачи.

Современная цивилизация пропитана знаково-символической информацией. Исполнительно-двигательная сторона активности человека в этой сфере обычно сильно свернута и мало впечатля­ет: ну, нажимает он кнопки, ну, «чиркает» что-то на бумажках временами бросает в корзину, смотрит в пустоту и пр. Самая же важная и трудная составляющая работы здесь относится к области познавательной деятельности, гностических действий. Haпример, корректор типографии сличает, сверяет оттиск набора с издательским оригиналом. Это может быть и объемистый том, и пригласительный билет, и страница математического или му­зыкального журнала. Радиооператор на морском судне или в гео­логической экспедиции, принимая шифрованную информацию, улавливает ритм передачи, узнает почерк передающего, и это помогает выделить полезный сигнал из неизбежного шума. Чер­тежник-картограф мысленно переносится на ту местность, ко­торую фиксирует карта; он принимает в расчет множество пра­вил и сведений, на основании которых рождается топографи­ческая карта, например, крупного лесохозяйственного пред­приятия.

Профессионал хорошо ориентируется в научной картине мира. Предполагается хорошее владение письменной речью, безупреч­ная грамотность, знание основных иностранных алфавитов, зна­ние многих систем правил (в одном случае — правила полиграфи­ческого исполнения изданий, в другом — правила учета и конт­роля хозяйственных документов, в третьем — правила построе­ния языка программирования для ПК и т. д.).

Неплохо, если человеку свойственны быстрые и точные, ко­ординированные движения пальцев рук. Это важно для работы на клавишных машинах - наборных, вычислительных. Желателен четкий и красивый почерк (при всем техническом прогрессе для биб­лиографа это важное качество: ему приходится писать много, бы­стро и без ошибок, строго соблюдая принятые сокращения).

Работнику в области тех или иных информационных техноло­гий (занятому вопросами распознания, преобразования, порож­дения информации, выраженной в знаках, символах) нужны вдум­чивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания именно на знаковом материале, способность воспринимать и удер­живать в памяти словесно-логическую информацию больших объе­мов. Важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала. Корректор, например, воспринимает на типографском оттиске не только каждое слово, но и каждую букву отдельно. В памяти приходится хранить многочисленные инструкции, пра­вила, положения. Здесь речь идет уже не о том, что человек по­мнит много скучных для кого-то «отдельностей» нет, ему нужно иметь в виду связные, системно организованные и хорошо упоря­доченные в голове блоки («связки», «гештальты») образов памя­ти (это — «об оформлении документов», это — «о правилах хра­нения дел» и пр.). Без хорошей, цепкой памяти на словесно-логи­ческий материал работа в этой области немыслима.

Требуются эмоциональная устойчивость, чувство слова, кон­текста. Важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, особое — уважительное — отношение к принятым прави­лам (понятно, что для того чтобы уважительно относиться к пра­вилам, надо хорошо, надежно их держать в уме — так, как будто это вещи в руках; это — важная способность).

Обычно представители профессий рассматриваемого типа — любители чтения, бескорыстно склонные к мысленным сопо­ставлениям фактов, идей, разысканиям чего-то пока неясного, неизвестного, решатели кроссвордов. Внешнее однообразие рабо­ты такого человека не только не пугает, но даже привлекает.

Особенности творческости (креативности) этого типа профес­сий в том, что находчивость, изобретательность, бескорыстная интеллектуальная инициатива, проявляемые в работе, хотя и не имеют признаков зрелости, но присутствуют и требуются в работе постоянно. Творческие задачи возникают тогда, когда си­туация нестандартна, уникальна. А такие ситуации постоянно встре­чаются в работе: вот, казалось бы, совсем нетворческая работа сортировщицы почтовых отправлений и печатной продукции; на самом же деле эта работа то и дело доставляет сюрпризы — одно­именные или близкие по наименованию населенные пункты (Сосновка и т.п.) есть в разных регионах страны. А отправители пи­сем иногда еще и недописывают слова или пишут «по звонам» (со слуха и вопреки письменной форме слова — «Яльчик» может пре­вратиться в «Нальчик», а «Вятские Поляны» — в «Ясную Поляну»). Но отношение к почтовому отправлению — это отношение к человеку, и добросовестный сортировщик находит оптимальное разрешение подобного рода «ребусов». Что касается работы про­граммиста или экономиста-математика, то творческие включе­ния здесь едва ли нуждаются в пояснениях.

Особенности саморегуляции представителей этого типа про­фессий состоят в том, что очень важна их способность сосредото­ченно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно. Здесь важны такие качества, как способ­ность контролировать ход и правильность своих умственных дей­ствий; усидчивость, настойчивость, терпение. Важно очень строго следовать принятым правилам действия. Важна умственная работоспособность. Физически же данный труд чаще всего не тяжелый.
Человек - художественный образ
В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно пpeобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос — это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля — то, на что надо мысленно взгля­нуть с большой высоты, из космоса, чтобы лучше упорядочить проектируемый населенный пункт. Природные условия (напри­мер, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) — это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа — источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материа­лов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостно­сти, например, такого рода: художественные стили, гармония цве­тового решения (картины, архитектурного проекта, оформляе­мой витрины, театральной декорации), чувства подаренной лю­дям красоты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформле­ние театрального представления, фразировка (музыкального ма­териала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) - об­разцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку; лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отно­шения как таковые не акцентированы: мир людей стран, наро­дов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишен­ный придуманных людьми политических, государственных гра­ниц: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Гол­ландии и т.д.

Условия существования и развития человека — это система рас­селения людей, жилые кварталы, парадные площади города, про­странство для отдыха в проектируемом жилом помещении, про­странство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень.

Деятельность людей, человечества в целом составляет некий фон, главное же — то, что надо обеспечить, преодолевая суще­ствующие недостатки: нормы современного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перено­ся в деревню огульно все, включая, скажем, нелепую идею мно­гоэтажной застройки).

Типичные примеры профессиональных «гештальтов»: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); воспринимаемая среда города; цепочки знач­ков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, особенности певческого голоса данного человека; характер создаваемого образа, характер персонажа, логика поведения ге­роя пьесы и т.п.

Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализи­ровать это воплощение. Это может быть, например, гравировка на стальном валу тканепечатной машины, выполненная по ри­сунку художника. Это могут быть восстановленные (отреставриро­ванные) детали изображения на холсте старинного мастера, ис­чезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях). Это может быть тысяча первое исполнение первого фортепьянного концерта П.И. Чай­ковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Это мо­жет быть первое и единственное в своем роде скульптурное выра­жение идеи торжества труда, знания.

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незри­мые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует кра­соту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внима­тельно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, реакцию зри­тельного зала. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуж­даемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное на­следие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний — как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной об­ласти (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.

Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда — быстрые и сложные координированные движения.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер, для того чтобы не про­сто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие — нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя. Подобного рода сложные системные «блоки», профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; в этом всякий раз надо разбираться конкретно.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность не­предвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.

Требуется развитое эстетическое чувство, чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредствен­но чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать ком­позиционные принципы в своей области (изобразительное искус­ство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт — уважительное отношение к со­стоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бетховена испол­нять как фокстрот (технически это, конечно, достижимо, но не­допустимо — «можно, но нельзя» по соображениям художествен­ного такта). Нельзя подмалевывать на свой вкус утраченные места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться ду­хом и стилем соответствующей эпохи и конкретного мастера, либо просто плавно затонировать утрату). Лучших представителей про­фессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы дол­жен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значи­мым целям. Настойчивость, самодисциплина - важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыра­жение свойственно любому мало-мальски активному человече­скому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «скулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток — во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыра­жение — непременный признак художественного склада психики. Зачастую идею самовыражения используют для того, чтобы при­крыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на этой основе противопоставить себя другим — отличиться. Каждому с определенного возраста (примерно с дошкольного) свойственна потребность отличиться от других. Она обостряется в подростко­вом возрасте, а затем несколько умеривается в результате пони­мания того, что каждый человек в своем роде значителен.

Однако отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисцип­лины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать, некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной лю­дям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н.В. Гоголя «Пор­трет» — там впечатляюще выражены очень значительные идеи о всяком художественном труде.

Особенности творческости (креативности) представителей об­суждаемого типа профессий состоят в том, что они — новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава — это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказы­ваться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важ­ны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед чело­веком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совер­шенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда.

Скажем, музыкант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения мно­гочисленными упражнениями, т.е. когда ему не надо думать, по­падет ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента.

Особенности саморегуляции представителей этого типа про­фессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям.

Например, художник-конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специали­сты разных профилей: и экономисты, и инженеры-конструкто­ры, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция кап­ризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним согла­шались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нуж­на исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хо­рошо, сделай как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпе­ние, способность к многократным переделкам сделанного — важ­ные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся дли­тельные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату, не­малые нервные нагрузки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.