суббота, 31 марта 2012 г.

Стили поведения в конфликте


Из книги Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения

Уход

Характеристика - нежелание сотрудничать, застенчивость.
Цель - воздержаться от конфликта. Точка зрения - я не хочу говорить об этом.
Индивидуальное чувство удовлетворенности - проигрыш/проигрыш: ни одна из сторон не получает удовлетворения.
Удовлетворенность отношениями отсутствует, конфликт не разрешен.
Какое влияние оказывает на отношения - препятствует гармоничным отношениям: приводит к нагнетанию ситуации и обвинениям.
Когда нужно применять - возможен только временный выход из ситуации или когда вопрос не имеет большого значения.

Приспособление

Характеристика - сотрудничество, застенчивость.
Цель - не расстраивать человека.
Точка зрения - не так важно чтобы все было по-моему. Важнее сохранить мир.
Индивидуальное чувство удовлетворенности - проигрыш/выигрыш: противоположная сторона получает удовлетворение.
Удовлетворенность отношениями отсутствует: ни одна из сторон не довольна процессом.
Какое влияние оказывает на отношения - причиняет вред отношениям, потому что один человек получает преимущество.
Когда нужно применять — для получения социального уважения или когда вопрос не имеет большого значения.

Принуждение

Характеристика - нежелание сотрудничать, самоуверенность.
Цель - настоять на своем.
Точка зрения — я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать.
Индивидуальное чувство удовлетворенности - выигрыш/проигрыш: одна из сторон (принуждающий) получает удовлетворение.
Удовлетворенность отношениями отсутствует: физическое и психологическое страдание проигравшего.
Какое влияние оказывает на отношения - причиняет вред отношениям, потому что один человек оказывается запуган.
Когда нужно применять — в неотложных ситуациях; когда это главный вопрос благополучия одного или многих людей: если кто-то вас использует в своих интересах.

Компромисс

Характеристика - частичное желание сотрудничать.
Цель - получить частичное удовлетворение.
Точка зрения - мои требования будут частично удовлетворены, и я в определенной мере учту интересы другого человека.
Индивидуальное чувство удовлетворенности - проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш: ни одна из сторон не получает полного удовлетворения.
Удовлетворенность отношениями - нейтральная или положительная: обе стороны получили по крайней мере частичное удовлетворение.
Какое влияние оказывает на отношения - может помочь или причинить боль, так как удовлетворение достигнуто в результате компромисса.
Когда нужно применять - вопрос не очень важен, когда времени не хватает или когда другие способы решения не эффективны.

Сотрудничество

Характеристика — взаимодействие, настойчивость.
Цель - совместно разрешить проблему.
Точка зрения — давай обсудим и найдем общее решение для обоих.
Индивидуальное чувство удовлетворенности — выигрыш/выигрыш: обе стороны удовлетворены процессом.
Удовлетворенность отношениями - позитивная: отношения укрепляются, потому что партнеры приобретают взаимные выгоды.
Какое влияние оказывает на отношения — укрепляет отношения, потому что выслушаны обе стороны.
Когда нужно применять - всегда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.