Методологические основы психологического консультирования. Автор: Д. В. Журавлев
1. Особенности психологического консультирования
2. Глубинная психология или психодинамические теории
3. Приемы психологического консультирования при
использовании в работе различных теорий личности
3.1. Приемы психодинамической теории
3.2. Бихевиоральное направление в психологическом
консультировании
3.3. Гуманистическое направление в психологическом
консультировании
Ключевые понятия: цели и задачи психологического
консультирования, профессионально-важные качества, инсайд, личностные
конфликты, защитные механизмы личности, приемы консультирования.
1. Особенности психологического
консультирования
Цель психологического консультирования -
культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая
осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная
анализировать ситуацию с различных точек зрения.
Главная задача психолога-консультанта - создать для
психически здорового клиента условия формирования нешаблонных способов
действия. Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с
клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые
мысли, новые цели для дальнейшей жизни
Теория, которой пользуется психолог, задает организующие
принципы для консультирования, так же как и для любого другого вида
психологической помощи. Подходами к практике психологического консультирования
являются:
- глубинная психология
—психоанализ (З. Фрейд),
- индивидуальная психология
(А. Адлер),
- аналитическая психология
(К. Юнг),
- транзактный анализ
(Э.Берн) и др.,
- бихевиоральное направление
— социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение;
когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эллис) и др.,
- гуманистическое
направление — гештальттерапия (Р. Перлз),
- групповая терапия (К.
Роджерс),
- логотерапия (В. Франкл),
- психодрама (Морено).
Важно отметить, что независимо от теоретической ориентации
психолога, существуют общие черты в разнообразных подходах к консультированию
(профессионально-важные качества ПВК)
- индивидуальная и
культурная эмпатия,
- наблюдательность
психолога,
- оценивание личности
клиента и социальной среды,
- использование понятий
жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность
Описание каждого направления будет представлять собой
краткую аннотацию, позволяющую, на наш взгляд, выделить основные понятия,
используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента.
Кратко остановимся на характеристике возможных подходов к
практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время.
2. Глубинная
психология, или Психодинамические теории
Психоаналитическая консультация ставит в центр осознание
истоков проблем клиента. Инсайда как момента осознания часто бывает достаточно
для начала личностного изменения.
Сегодня психодинамическая теория, созданная З. Фрейдом,
существует во множестве модификаций и представлена работами А. Адлера, Э.
Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Рейха и др. Популярные сегодня
транзактный анализ Э. Берна, гештальт-терапия Р. Перлза, биоэнергетика А.
Лоувена родились на основе классической теории Фрейда.
Согласно психодинамической теории жизнь человека
определяется его прошлым, т.е. устойчивые личностные характеристики
(стереотипы), сформировавшиеся в детстве потом в разных вариантах
воспроизводятся во взрослом поведении. Психолог, работающий с клиентом,
выделяет эти стереотипы, устанавливает их связь друг с другом и с детским
опытом человека.
Как известно, концепция бессознательного — основной пункт
теории З. Фрейда. Понятие бессознательного позволяет описать сложность и
неоднозначность жизни человека. Главной задачей психоанализа является выявление
и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог,
работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы
клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них.
В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента
достигнута.
Личностные конфликты 3. Фрейд описывал в терминах «Оно», «Я»
и «Сверх-Я». «Оно» — это область подсознательного. «Сверх-Я» — то, что личность
приобрела в процессе социализации, «Я» — это проводник между «Сверх-Я» и «Оно».
Сильное «Я», регулирующее отношения между «Оно» и «Сверх-Я», — важнейшее
условие достижения интенциональности. В современных модификациях теории задачей
психолога является нахождение с помощью «Я» человека определенного непротиворечивого
отношения между «Оно» и «Сверх-Я».
Так как основной задачей «Я» является сохранение баланса
между внешними (социальными) силами, действующими на человека, и внутренними
(бессознательными), то психолог постоянно работает с самозащитными механизмами
личности. В психодинамических теориях считается, что большинство защитных механизмов
применяется для подавления сексуальности.
Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов
можно осуществить через изучение защитных механизмов личности.
Остановимся кратко на характеристике основных защитных
механизмов личности, преимущества и недостатки которых в сохранении баланса
между «Оно» и «Сверх-Я» проанализированы П. Лейстером.
Психологическая защита
|
преимущества
|
недостатки
|
Идентификация
|
Благодаря интроекции — формированию «Сверх-Я» —
перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов
|
Контролер («Сверх-Я») становится внутренним тираном.
Человек становится рабом интроецированных норм и поэтому несвободен. Через
идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что
мне делают, то я делаю другим
|
Вытеснение
|
Неисполнимые желания и неприемлемые представления
вытесняются из сознания ради спокойствия, это приносит моментальное освобождение
|
Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема
не решается, она остается, и это — угроза психическому здоровью
|
Проекция
|
Можно не видеть бревна и в собственном глазу и критиковать
его в глазу другого. Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая
с самим собой
|
Затрудняются самопознание и созревание личности.
Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима
л ичностью, это лишает ее реалистичности.
|
Образование симптомов
|
Агрессия против самого себя — самоагрессия, которая ведет
к ущемлению собственной жизни и поиску сочувствия
|
Симптомы становятся хроническими, это — медленная
деградация
|
Замещение
|
Замещение — более «здоровый» защитный механизм, чем
образование симптомов, так как осуществляется не на собственном теле, а
переносится на замещаемый объект
|
Отреагировавший чувствует освобождение, а замещающий
объект часто страдает. Замещение может иметь социально-негативные
последствия, отреагировавший получает новую фрустрацию — круг замыкается, и
бумеранг возвращается к нему.
|
Сублимация
|
Энергия напряжения полностью отреагируется в социально
полезной деятельности: творчестве, спорте и т. д.
|
Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение
не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние
фрустрации.
|
Образование реакций
|
Маскировка уже имеющихся чувств, уменьшение напряжения за
счет новых видов взаимодействия.
|
Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает
самого человека и окружающих его людей.
|
Бегство
|
Человек избегает критики и благодаря этому— фрустрации
|
Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность человека, в
будущем возникают проблемы с саморегуляцией
|
Рационализация
|
Подыскиваются обоснования своих действий, скрывающие
истинные мотивы. Она служит сохранению самоуважения и самоутверждения против
внешней критики
|
Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется,
человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей
выглядеть лучше.
|
Оглушение
|
Благодаря алкоголю или нар котикам устраняются конфликты,
фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей
действительности
|
Зависимость от алкоголя и наркотика. Изменение
органических структур организма, болезнь
|
Экранирование
|
Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений,
страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее
чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие —
удовлетворительное временное освобождение
|
Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к
накоплению отрицательных переживаний
|
Толкование бессилием
|
«Я ничего не могу сделать — таковы обстоятельства» — таким
образом, человек избегает решения проблем
|
Психологические проблемы не устраняются, а
распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций.
|
Игра ролей
|
Маска роли приносит безопасность. Потребность в
безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения
индивидуальности
|
Неспособность выйти за пределы, запрограммированные ролью
|
Окаменение, притупление чувств
|
Деловая маска, картина полной безэмоциональности и
психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться
вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата
|
Межличностныё контакты обедняются, подавленные чувства
ложатся грузом на органы и мускулы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным,
тот становится больным телесно и психически
|
Важными механизмами самозащиты
являются также
- фиксация (задержка на
одной стороне развития),
- регрессия (возврат при
угрозе стресса на более раннюю стадию развития),
- перенос бессознательных
переживаний в физическую сферу (например, в головную боль),
- провокационное поведение
(вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнаружить чувства,
на которые неспособен сам провоцирующий, например, высказать гнев или
любовь).
3. Приемы
психологического консультирования при использовании в работе различных теорий
личности
3.1. Приемы
психодинамической теории
В процессе интервью психолог, работающий на основе
психодинамической теории, использует следующие приемы
- Анализ символов
повседневности, например, направленная ассоциация клиента на заданное
слово
- «Фрейдовская ошибка» — это
ошибки, описки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные
чувства клиента. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять
смысл этих ошибок.
- Анализ сновидений через
поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.
- Анализ сопротивления как
проявление более широкого механизма вытеснения.
- Анализ содержания переноса
клиента. Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу.
Обратный перенос — это содержание чувств психолога по отношению к клиенту.
Психолог обязан идентифицировать, понять и проработать свои чувства к
клиенту
- Осознание своих чувств по
отношению к клиенту и умение обращаться со своими чувствами — составная
часть работы практического психолога любого направления
Итак, свободное ассоциирование — основа всех техник,
применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию.
Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога
интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается
путем длительного систематического обучения, при бессистемном использовании
психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает
«дикий» психоанализ, который не приносит клиенту облегчения.
3.2. Бихевиоральное
направление в психологическом консультировании
Исходная методологическая позиция психологов этого
направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями,
вызвать конкретные перемены в его поведении
Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б.
Скиндера. Это весьма оптимистическое направление, основанное на научном
прагматизме его приверженцев. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в
жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих
основных составляющих бихевиоральной психологии.
1. Отношение психолога и клиента. Психолог-бихевиорист
делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во
взаимодействии с собой.
2. Определение проблемы через операционализацию поведения.
Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и
поступках клиентов Анализ предполагает ясное знание психологом того, что клиент
делает и как он себя ведет.
Цель операционализации поведения — перевести неясные слова в
объективные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист задает себе и решает
вопрос «Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой
клиент? »
3. Понимание контекста проблемы через функциональный анализ.
Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих
поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются
причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее
поведение клиента.
4. Установление социально важных целей для клиента.
Установление социально важных целей для клиента обязательно предполагает
участие клиента. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом для него цели,
предполагающие конкретный план действий на будущее
Бихевиоральный анализ — это акцент на конкретных действиях и
поступках человека. Психолог-бихевиорист делает упор на действия человека, а не
на его размышления по поводу действий. Точно определив проблему, психолог готов
предлагать клиенту ответы на решения.
Психолог-бихевиорист пользуется многими техниками. Среди них
наиболее популярной является тренировка настойчивости Тренировка настойчивости
позволяет большинству клиентов преодолеть беспомощность и неадекватность, а
это наиболее часто встречающиеся у клиентов типы проблем.
При тренировке настойчивости в ходе интервью кроме открытых
и закрытых вопросов психолог использует ролевые игры, в ходе которых с помощью
директив задает направление интервью.
Вопросы, ролевые игры и перечисление альтернатив для
принятия решения — это арсенал психолога-бихевиориста, способствующий изменению
поведения клиента
Среди процедур изменения поведения психолог-бихевиорист
использует кроме тренировки настойчивости, тренировку релаксации,
целенаправленное уменьшение тревожности (фобии), основанное на обучении
глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывании объекта тревоги с
иерархией страхов на фоне упражнений на релаксацию.
Моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение —
это тоже бихевиористские методы обучения клиентов новому поведению.
Психологи-бихевиористы широко используют дневниковые и иные
записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом.
В бихевиоральном консультировании широко используются
психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного
поведения в повседневной жизни; это стратегии предотвращения рецидивов.
Рецидивы, срывы случаются у большинства клиентов. Задача
психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить
программу, которая помогла бы справиться с рецидивом.
Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в
трудных ситуациях. Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим
категориям предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств,
выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных
последовательностей.
Исследования показывают эффективность программ
предотвращения рецидивов. Основные пункты программы предотвращения рецидивов
выглядят следующим образом:
1. Выбор подходящего поведения. Описание его в деталях,
решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это
поведение и как он поймет, что произошел срыв.
2. Стратегия предупреждения рецидивов: стратегия поведения
состоит в том, что клиент фиксирует происшедший рецидив и описывает, в чем он
состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением трудному поведению и
его использованием в трудных ситуациях. Затем анализируется, кто из известных
клиенту людей может помочь ему придерживаться желаемого поведения. Затем
обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые
провоцируют срыв.
3. Стратегия рационального мышления предлагает анализ
эмоционального отклика клиента на временный срыв или рецидив, а также анализ
того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после
срыва.
4. С клиентом обсуждается практика, направленная на
поддержку выработанных навыков. Обсуждается вопрос о том, какие дополнительные
навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанного поведения.
5. При стратегии определения желаемых выводов психолог и
клиент обсуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им
себя за выполненное действие.
6. Стратегия предсказания последствий первого рецидива
направлена на описание в деталях первого рецидива— людей, мест, времени, возможного
эмоционального состояния.
Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии
бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех
направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного
внимания всех практических психологов.
3.3. Гуманистическое
направление в психологическом консультировании
Оно ставит в центр своей методологии личность клиента,
которая является контролирующим центром в принятии психологом решений, что
отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на том,
как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории,
использующей воздействие окружения на личность.
Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое
направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.
Их основная методологическая позиция состоит в том, что
предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу,
сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его
окружении.
Основные понятия, в которых это направление психологии
анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие
решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность;
понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что
человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.
Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно
полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного
решения.
Революция, которая в практической психологии связана с
работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность
самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у
каждого человека изначального стремления к максимальной социальной
самоактуализации.
Психолог поддерживает у клиента состояние психического
здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром.
Основное понятие, с которым работают психологи этого направления, —
мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога
навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь
работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента,
устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью
психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен
обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо
положительно и безоценочно.
В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми
вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами,
позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.
Используя в общении с клиентом методы взаимодействия,
позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает
клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом,
может измениться.
В гуманистическом направлении психологии особое место
занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих
на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник
гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения;
метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» —
авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной, с чувством вины,
ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.
Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической
психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения;
переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от
психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на
мироощущение клиента.
Гуманистическое направление практической психологии
постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.
Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в
интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою
точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слышать клиента,
что разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно, не
должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир
его клиента. Практическая работа психолога — это работа с конкретной
индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью —
составной частью его профессиональной позиции.
Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и
профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в
развитии личных понятий.
Психолог и клиент — два разных человека — встречаются во
время интервью. Независимо от его успешности оба участника интервью в
результате взаимодействия изменяются.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.