пятница, 19 февраля 1999 г.

О сложностях развития Валеологии

Валеология как наука

Валеология - наука о здоровье, о путях его обеспечения, формирования и сохранения. Как учебная дисциплина - это совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Термин предложен российским ученым И.И. Брехманом в 1980 году как производное от латинского valeo – "здоровье" или "быть здоровым". Коротко об ученом: Brehman_I.I._Biografiya.doc

Здесь мы приводим более детальную информацию о науке валеологии, ее истории, философии: Valeologiya_kak_nauka.doc

Предметом изучения в валеологии является практически здоровый человек. Но кто видел в последний раз "практически здорового человека"? Врачи говорят, что здоровых нет, есть необследованные. Но все же, каждый хочет быть здоров и выздороветь, если заболел. За праздничным столом никогда не ошибешься, если пожелаешь здоровья присутствующим.

Но почему люди все-таки болеют? Почему один заболевает диабетом, другой – бронхиальной астмой, третий всегда якобы здоров, сколько бы сигарет не выкурил и сколько бы сладкого не съел? Почему люди говорят, что тебе, мол, нужно быть поосторожней с сердцем, потому что твой дедушка умер от инфаркта? Почему один упорно занимается спортом, тратит на это уйму времени, а результаты скромны, тогда как другой за минимум времени в спортзале достигает хорошей физической формы? Что мы едим, что пьем, каким воздухом дышим? Почему один доживает до ста, а другой только до пятидесяти лет? И что делать на протяжении все жизни, чтобы все-таки дожить до ста? Таких «почему» в жизни каждого человека огромное множество и ответы для него жизненно необходимы.

Ответы на эти вопросы дает валеология. Она объясняет, как относиться к индивидуальному здоровью, как воспитать культуру быть здоровым в процессе индивидуального развития, как увеличить резервы организма, увеличит его компенсаторные возможности, как вести здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых учат выздоравливать, когда болезнь уже случилась, или как не заболеть, когда ты работаешь на вредном производстве, сталкиваешься с другими рисками в жизни.

Еще одним предметом изучения валеологии является человек в состоянии предболезни. Для того, чтобы увидеть это состояние, нужно изучить те самые резервы. Валеология дает возможность изучить эти показатели количественно и качественно, определить индекс здоровья. Это очень важное обстоятельство, так как именно здоровый и находящийся в переходном к болезни состоянии организма человека оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока его состояние не перейдет в патологию. Задача валеологии – определение группы риска, к которой относиться человек, научить человека определять самые необходимые для него показатели, контролировать их, корректировать свой образ жизни, ориентируюсь на эти показатели.

Валеологии позволяет научить человека максимально реализовать унаследованные механизмы адаптации, использовать резервы организма. В этом отношении в теоретическом плане целью валеологии является изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования и достижения здорового образа жизни. В практическом же плане цель валеологии – в разработке мер и путей формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Задача валеологии - формирование установки на здоровый образ жизни еще с молодых лет.

Об актуальности валеологии свидетельствуют данные о катастрофическом состоянии здоровья населения России и Украины, и прежде всего – детей. Валеология также призвана ответить на вопросы о причинах такого состояния, поэтому широко использует статистические данные и аналитические отчеты, полученные из официальных источников.

Во многом валеология как наука предназначена для педагогов, изучается студентами педагогических специальностей. В последние образовательные стандарты педагогического образования России и Украины включен целый ряд положений, которые должны помочь будущему педагогу подготовиться к такому осуществлению своих профессиональных обязанностей, которое бы не оказывало отрицательного влияния на здоровье учащихся (или свело бы его к минимуму). Это связано с тем, что большой процент детей уже в первом классе имеет различные функциональные нарушения здоровья, отставание биологического возраста от паспортного, психологически и физически не готовы к обучению и освоению учебной программы. Низкий исходный уровень здоровья приходящих в школу детей неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. За период обучения в школе число здоровых детей сокращается еще в несколько раз. Тревожная информация поступает из инновационных школ (гимназий, лицеев, специализированных школ) с усложненными учебными программами, где общая заболеваемость выше, чем в обычных школах. Динамика общей заболеваемости школьников всех возрастов характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболеваний. Ухудшение здоровья затем продолжается при обучении в высших учебных заведениях.

Валеологические подходы могут также шире использоваться в профилактической медицине. В обязанности всех медицинских работников входит санитарное просвещение, но в учебной программе медицинских училищ и университетов чаще всего нет педагогических дисциплин, обучающих максимально эффективно преподносить информацию о профилактике.

Поэтому наш сайт предназначен для педагогов, медицинских работников и всех стремящихся к здоровому образу жизни.

Справедливости ради, нужно сразу же сказать, что внедрение валеологии в учебные программы было связано со значительным противодействием. Валеологию уже назвали «не наукой» вообще, а ее изучение – «делом тьмы». Не трудно догадаться, что основное противодействие было со стороны церковных деятелей. Вот несколько статей на эту тему: Negativnye_otzyvy_o_valeologii.doc

Вот примерно тот перечень претензий, который имеют к валеологии борцы с нею:
- валеология взращивает культ тела, и ничего не говорит о душе;
- валеология говорит о теле, как о механизме, а о болезни, как о поломке механизма, а это безнравственно;
- если чрево (органы половой системы, деторождения) – средоточение жизни, то забота о чреве – основа всех нездоровых страстей, потому что забота о чреве от лукавого;
- йога, у-шу, китайская медицина, гипноз, авторские оздоровительные системы – «смесь язычества и оккультизма», а их изучение «несет в себе прямую угрозу психическому и физическому здоровью детей»;
- у валеологов есть сообщники – представители Ассоциаций планирования семьи, которые рассказывают детям об абортах и контрацепции;
- И.И. Брехман – сомнительный авторитет, а у валеологии вообще нет истории за 30 лет от ее появления;
- такие философские категории, такие, как болезнь, жизнь, смерть, духовность, нравственность, традиционно связанные со здоровьем, вообще не употребляются в рядоположении валеологов;
- слово «Бог» нигде в курсе валеологии не употребляется, а сама валеология создана для «богоборчества»;
- валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи;
- «валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести ее к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства»;
- не стоит видеть высшую ценность человеческой жизни в чисто физиологическом благополучии.

Итак, почему церковные деятели так агрессивны? Не трудно понять: в светском государстве их не допустили преподавать во всех учебных заведениях. Их бизнес терпит убытки. Но нет дыма без огня. Если есть столько негативных отзывов, то качество преподавания валеологии должно стать на порядок лучше. Говорить с ребенком о половой воспитании, тем более в младших классах школы, и вправду можно, только хорошо понимая, что делаешь. Или лучше не говорить вообще. Если на уроке, посвященном профилактике наркомании, красочно описать ощущения, которые испытывают люди при приеме различных наркотиков, это будет рекламой наркотиков. То есть мы достигнем обратного эффекта. А при беседе о контрацепции можно сформировать уверенность, что подростку можно и позаниматься сексом в свое удовольствие, только если безопасно.

Не каждый служитель церкви столь же образован и корректен, как приведенный нами Андрей Кураев. Большей частью мы хотим противопоставить наш сайт фанатикам, которых обидели, не допустив проповедовать в школы.

Здесь уместно вспомнить один из важнейших принципов медицины: не навреди! То же мы бы хотели сказать и о всевозможных оккультных науках, астрологии, нумерологии, наряду с различной религиозной информацией. Им или не место в учебной программе по валеологии вообще, или о этих вещах нужно говорить только информационно, без лишних эмоций, уделяя справедливо внимание каждой из религий. Замечание о том, что валоелогия недостаточно касается нравственных вопросов, кажется нам справедливым. Многие выкладки валеологов, признаться, шокируют и нас. Для изучения вопросов духовности, нравственности в учебных заведениях могли бы быть прочитаны другие курсы «История философии» и «История религии». Причем правилом приличия при чтении подобных дисциплин является предоставление информации без эмоций, агитации, уделяя должное время каждому из наиболее значимых направлений религии и философии, максимально беспристрастно излагая историю, если так возможно. И вот еще один момент: на чтение курсов валеологии, истории философии и истории религии не плохо было бы получить письменное согласие родителей или опекунов несовершеннолетних детей. Для этого родителей необходимо ознакомить с учебной программой и учебниками, по которым будут заниматься дети. Если же кто-то захочет, чтобы его ребенок беседовал о духовности с раввином, муллой или православным священником, пусть направит ребенка в воскресную школу.

Для того, чтобы преподнести слушателям курса валеологии такой большой пласт знаний, на который опирается валеология, необходимо дать базу основных понятий из всех наук, синтезом которых является валеология. Можно было бы ждать, когда в учебной программе будут прочитаны эти вопросы в рамках основных наук, но так навряд ли получится. С учетом катастрофического ухудшения здоровья школьников, валеология действительно необходима с первого класса. Но как еще объяснить первоклассникам анатомию. Наверное, только в игровой форме. Назвать органы и системы, рассказать, для чего они нужны в виде некой игры. Но так как многие авторские программы по валеологии для школ можно признать неудачными, введение механизма родительского контроля, предложенного нами, помог бы быстрее сделать курс валеологии лучше и безопаснее. Т.е. если родители поголовно отказываются от курса в таком виде, значит надо менять содержание курса. Но что видится нам необходимым уже в первом классе школы, так это несколько занятий о безопасности на дорогах города, о безопасности в быту (при обращении с электричеством, горячей водой на кухне, необходимости мытья рук перед едой, и т.д.)

По мере чтения в учебных заведениях основных, обеспечивающих, дисциплин, на которые опирается валеология, анатомию, физиологию, патологию и гигиену можно было бы повторять, каждый раз чуть усложняя материал. Так, кстати, построено обучение и в медицинских университетах. Забавно наблюдать, как некоторые из религиозных фанатиков, борющихся с валеологией, рассказывают о вреде, наносимом валеологией психическому здоровью школьников и студентов, о котором они мало что знают.

Коллектив проекта, в основном, состоит из медицинских работников, которым не безразлично состояние здоровье детей и молодежи. Каждый медицинский работник знает, что заболевание легче предотвратить, чем потом лечить. Поэтому мы и задумываемся над вопросами, когда начинать учить валеологию, как ее учить, чтобы не будоражить общество. В одном мы уверены точно, учить этот предмет нужно. Есть старый анекдот, который похож на нашу уверенность:

Разговаривают два еврея. К ним подходит третий и говорит:

- Я не знаю, о чем вы тут говорите, но надо ехать, надо ехать…

Что же касается формы преподавания в младших классах, будем думать вместе с нашими читателями. Видим уже сегодня, что курс валеологии необходимо совмещать с вопросами безопасности жизнедеятельности, поэтому и предлагаем структуру нашего сайта в таком виде.

Валеология видится нам как поле постоянного взаимодействия медиков и педагогов. Когда мы учились в школе, к нам на беседы о здоровье постоянно приглашали медицинских работников. Лучше медиков вряд ли кто-то расскажет о различных актуальных заболеваниях, о их профилактике. Но ни один из них ни разу так и не рассказал о повышении резервов здоровья, закаливании, физической культуре, безопасности питьевой воды, продуктов питания. На детей сегодня выливается огромный поток информации (телевиденье и интернет – основные ее источники). Доступна любая информация. То, что мы предлагаем включить в курс валеологии все равно будет прочитано или услышано. Вот только вопрос, какого качества будет эта информация? С кем ее можно будет обсудить? Не лучше ли подготовить педагогов с валеологическим образованием, научить их контактировать с медицинскими работниками, постоянно повышать свою квалификацию, работать в тесном контакте с родителями?

Виноваты ли некоторые западные благотворительные организации в том, как агрессивно насаждались программы, например, секс-просвета на территории стран бывшего СССР, что и вызвало во многом волну неприятия валеологии? Кто из них просто сделал ряд тактических ошибок, а кто просто участвовал в реализации программы Даллеса? Знаем точно одно: многие из них искренне старались помочь, поделиться не только деньгами, но и своим опытом. Другое дело, что не учли разницу в восприятии, не изучили до конца вопрос. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. У нас есть хорошая возможность сделать валеологию такой наукой, которая родилась на этой земле, а будет востребована во всем мире, потому что будет классно продумана, отшлифована. Но она никогда не будет беспроблемной, потому что касается вопросов, о которых люди будут спорить всю жизнь, которые касаются жизни и смерти, болезней и здоровья.

Содержание этого раздела предназначено для тех, кто привык читать книгу с первой страницы, не смотря на то, что самое интересное может оказаться на последней. А еще для тех, кто изучает валеологию как науку.





© IIPHS, 2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.