четверг, 2 марта 2000 г.

Билет 14



1.     Психологические особенности больших социальных общностей.
Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.
Признаки общности:
1.     сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);
2.     общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);
3.     наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);
4.     формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;
5.     укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;
6.     социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.
Психические явления в больших социальных общностях могут быть разделены по сферам психики на когнитивные, мотивационные, аффективные и регулятивно-волевые групповые психические явления, приобретающие в психологии больших групп свою специфику.
К когнитивной сфере относятся
мотивационная сфера или сфера потребностей
Аффективная сфера 
Деятельностную сферу 
коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение и сознание, групповой менталитет.
Она проявляется в общегрупповой мотивации, групповых потребностях, ценностях, интересах, целях, установках и идеалах.
Групповые потребности делят на:
– потребности группы как системы, нуждающейся в определенных минимальных условиях поддержания своей жизнедеятельности и функционирования;
– потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. потребности типичные для группы.
Групповые потребности, интересы и ценности социальных групп составляют основу общегрупповой мотивации.
состоит из социальных чувств, эмоций и групповых настроений.
Общественные настроения 
составляют коллективная деятельность и групповое поведение.
Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Предрассудки и стериотипы).
Социальные общности классифицируют:
·          по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.
·          По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.
·          По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.
Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.
К массовым социальным общностям относятся:
1.     этнические общности (расы, нации, народности, племена);
2.     социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,
3.     социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.
Среди массовых общностей разделяют:
толпу -  совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью:
·          случайную (называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели, например, люди на остановке)
·          конвенциальную (состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Например, Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, болельщики)
·          экспрессивную (в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Например, карнавал в Бразилии, народные гуляния, дискотеки)
·          активную (любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства)
Активные толпы могут превратиться в:
Агрессивные – наблюдается деструктивное поведение, разрушительные действия (для перехода толпы из состояния просто активного в агрессивное необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающий общее возмущение, негодование и агрессию)
Панические – отличаются полной утратой всякой организации сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха; низкий уровень осознания своих действий; некритичное отношение к окружающей обстановке.
Демонстрирующие, т.е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни.
Перед проведением массовых акций необходимо учитывать психологию толпы и принимать соответствующие меры безопасности.
Характеристики состояния психики и поведения участника толпы
 – снижение интеллектуальных способностей (некритичность мышления и восприятия информации, более легкая переключаемость внимания, искажение информации);
– более низкий порог психофизиологической и эмоциональной возбудимости (в толпе человек легче и быстрее приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и психофизиологической мобилизации);
– повышенная внушаемость;
– ощущение анонимности (т.е. состояние нивелировки социального и личностного статуса индивида).
Особенности поведения человека в толпе:
– непроизвольность (спонтанность и импульсивность);
– неполная осознаваемость;
– деиндивидуализация (стирание в поведении личностных различий, похожесть людей друг на друга через одинаковость поведения);
– более низкая способность к произвольной регуляции поведения (сильная зависимость поведения от внешних воздействий большой группы людей);
– нетипичность поведения (более частое проявление человеком в толпе неожиданных даже для него самого форм поведения: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть, проявить несвойственную ему жертвенность, героичность или агрессивность). Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что ее поведение бывает чрезвычайно опасным как для самих участников, так и для общества. Поэтому для “социально приемлемого” управления толпой необходимо использование научно обоснованных методов регуляции массового поведения больших групп людей типа толпы.
Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально- психологические явления:
мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).
Публика — большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

2. Общая характеристика развития в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст (7-11 лет) - начало школьной жизни ребенка. Он соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.
Ребенок в этом возрасте приобретает:
·         внутреннюю позицию школьника;
·         учебную мотивацию.
Дети в этом возрасте отзывчивы и впечатлительны, что позволяет формировать у них такие качества, как эмоциональное сопереживание, альтруизм...
Ведущей становится учебная деятельность. На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения.
От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника.
Развивается интеллектуальная сфера, происходит познание начал наук (освоение науки и культуры).
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.
Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии.
Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.
Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация. Учебная деятельность- социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети: овладевают умением учиться; способностью оперировать теоретическими знаниями.
Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.
Анализ психологических достижений ребенка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость психического его развития от содержания и методов обучения. Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, которые лежат в основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, то при полноценном становлении учебной деятельности у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования: произвольность психических процессов (позволяет ребенку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребенок включается в учебный процесс).
Активно развиваются: 1)Самоконтроль  2)Внутренний план действий (интеллектуальное новообразование) 4) Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Таким образом, младший школьный возраст ­ это возраст интенсивного интеллектуального развития. На основе интеллекта развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
3. Влияние группы на поведение и установки работников.
Факторы группового поведения:
Индивидуальные: возраст, пол (женщины — более), внушаемость, статус в группе, уровень образования, соц. статус.
Групповые: величина группы, степень сплоченности, композиция группы, структура коммуникативных сетей.
Характер профессиональной деятельности человека: те, кто принимает участие в групповой слаженной деятельностити более склонны к конформизму (оркестранты) 
Конформность
— подверженность мнению группы. Бывает внешняя, когда мнение принимается, но внутреннего согласия нет. И внутренняя, когда индивид усваивает мнение группы.
Возможны:  самостоятельность, когда решение принимается правильно независимо от группы, конформность — принимается решение вместе с группой, и негативизм, когда решение принимается вопреки группе.
Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
Аш: проводил исследование, в котором надо было определить, какой из трех отрезков равен данному. Индивидуально все справлялись, но при помещении в подставную группу 37% склонялись к неверному мнению группы. Остальные 63% делились на уверенных в правильности собственного выбора и негативистов, т.е. тех, кто всегда был против.
Келмен:
1.       Подчинение, пока есть источник влияния, внешний характер;
2.       Идентификация — уподобление аспекту влияния на основе симпатии;
3.       Интернализация — совпадение мнений группы с ценностной системой личности.
Петровский: три типа поведения: внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы, конформность — осознание внешнего согласия при внутреннем расхождении. И коллективизм — коллективистическое самоопределение — относительное единообразие поведения в результате солидарности с группой.
Дойч и Джерард: давление может оказывать не только большинство, но и меньшинство. Соответственно есть 2 вида группового влияния: нормативное и информационное. Инф. процесс осуществляется с пом. 2-х различных типов соц сравнения: сравнительного оценивания и отраженно-социального оценивания.
Московиси: влияние группового меньшинства. Что-то вроде выработки единообразия группового поведения через соц. контроль за поведением каждого… 
Особое влияние имеют референтные группы, которые служат для человека образцом, системой отсчета для оценки самого себя и других, а также одной из основ формирования социальных установок, норм поведения и ценностей.
Каждый из нас подпадает под влияние референтной группы, которое может проявляться в трех формах.
1. Информационное влияние: факты, теории, сравнения, слухи, сплетни и проч.
2. Утилитарное влияние, когда на решение индивида влияют вкусы и предпочтения: коллег по работе, в соответствии с ожиданиями которых он стремится себя вести; людей, с которыми у него имеются какие-либо другие общественные контакты.
3. Оценочное влияние, при котором потребитель чувствует, что: какой-либо поступок или решение улучшит его имидж в глазах окружающих, позволит показать другим людям, кем он является или хотел бы быть (успешным деловым человеком, решительным, умным и т.п.); те, кто поступает так же обладают теми характеристиками, которыми и он хотел бы обладать; такие люди вызывают восхищение и уважение других людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.