воскресенье, 5 марта 2000 г.

Билет 17



скачать билет 17 
1. Основные подходы к изучению мышления.
Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового. Процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Возникает на основе практической деятельности и чувственного познания.
Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Основными подходами в исследованиях мышления являются механистический, телеологический, целостный, генезисный, личностный (мотивационный), исторический и деятельностный.
В механистическом подходе (Г. Мюллер, Е. Толмен, Г. Саймон и др.) отсутствует понимание специфики мышления по сравнению с другими психическими процессами. Здесь признается обусловленность мыслительного процесса только внешней ситуацией; человек же пассивно подчиняется или собственным диффузным ассоциациям, или объективным стимулам, или алгоритмической программе. Собственная внутренняя активность человека не исследуется, потому признается несущественной.
Основным в телеологическом подходе (от лат. telos — цель), который представлен такими учеными, как А. Кюльпе, К. Бюллер, О. Зельц и др., является понимание мышления как самостоятельного психического процесса, специфика которого заключается во внутренней направленности субъекта на достижение цели, которая сформулирована в задаче. Таким образом, мышление — это активный процесс решения задачи. Активность мыслительного процесса придает ему осознанный характер и побуждает искать существенное в условиях задачи. Источником и основой решения задач является прошлый опыт субъекта.
Основным вопросом в целостном подходе (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Дункер и др.) является вопрос о структуре и механизмы решения творческих задач. Мышление здесь трактуется как внезапное понимание существенных отношений в проблемной ситуации. Это достигается благодаря тому, что части проблемной ситуации восприниматься начинают в новых отношениях. В результате проблемная ситуация переструктурируется и предметы воспринимаются в новом свете, обнаруживают новые свойства. Суть решения задачи как раз и заключается в том, чтобы раскрыть эти новые свойства объекта. Внезапное понимание проблемы, или озарение, В. Келлер назвал интуицией (от англ. insight — проникновение в суть). Прошлый опыт в решении проблемной ситуации не играет решающей роли.
Генезисний подход (Ж. Пиаже) рассматривает мышление как целостный системно организованный высший познавательный процесс, который формируется под влиянием внешней и внутренней среды. Это одновременно является и биологическим, и логическим процессом. Становление мышления проходит четыре стадии своего развития: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций. Важным понятием теории Ж. Пиаже является понятие схемы — гибкой ментальной структуры, которая отражает представления человека о реальности. На протяжении развития человека схемы могут меняться как количественно, так и качественно. Изначально схемы имеют сенсомоторный характер, однако позже становятся когнитивными.
Сущность личностного (мотивационного) подхода (3. Фрейд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) состоит в том, что умственная деятельность человека рассматривается как направленная ее мотивами: или бессознательными, в частности сновидениями и остроумием, или сознательными, в частности самоактуализацией. Так, 3. Фрейд сновидения рассматривает как разновидность непроизвольного образного мышления, а продукт мышления как зависящий от эмоциональных состояний и способов преодоления внутренних конфликтов. По мнению А. Маслоу, для достижения самоактуализации необходимо активизировать умственную деятельность.
Основная идея исторического подхода (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Л. Выготский, А. Лурия и др.) к изучению мышления заключается в признании его общественно-исторической обусловленности. Мышление, по сути, отождествляется с сознанием человека. Так, основным механизмом развития мышления человека Л. Выготский считал усвоение социально и исторически сложившихся форм, и видов деятельности. По его мнению, в ходе общественно-исторического развития человека естественные механизмы психических процессов превращаются в общественно-исторические. Это преобразование рассматривают как неизбежный результат усвоения человеком продуктов человеческой культуры в процессе его общения с людьми.
Деятельностный подход (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин и др.) умственную деятельность считает производной от практической: мыслительные действия формируются поэтапно в результате переноса внешних действий во внутренний план. В результате этого предметное действие трансформируется в умственное. Критерием истинности мышления считается общественная практика. Мыслительные действия высшего уровня не могут сформироваться без опоры на предыдущие формы выполнения того же действия.
2. История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений.
Этапы становления социальной психологии.
1) Описательный этап (6 в. до н. э. – середина 19 в.): - Донаучный период: знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей (настроения масс, психическое «заражение» настроением; обряды, ритуалы и табу как регуляторы общественных отношений).
2) Философский период:
а) Социоцентризм Платона (коллективистская концепция – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения);
эгоцентризм Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, надо идти от интересов индивида к массе);
индивидуалистическая Ницше: общество – стадо слабых; сверхчеловек – хищник, который стоит над законами стада);
б) социоцентристская линия (Вико, Прудон, Макиавелли, Гельвеций, Фейербах) – общественная среда формирует личность, ее характер,
3) Феноменологический период = Этап становления социально-психологического знания (60-е гг. 19 в. – 20-е гг. 20 в.): выделение социально-психологических феноменов в самостоятельный класс психологических явлений. Разрабатываются способы и приемы исследования. Ученые не проводили экспериментов, не обрабатывали материал. Они собирали, сравнивали и анализировали этнографические, исторические, языковые материалы.
- Штейнталь и Лацаурус издают журнал «Психология народов и языкознание» по этнической психологии и языкознанию (Германия).
Первые социально-психологические концепции.
- Вундт: «Психология народов» (Германия). Соотношение личности и общества: существует сверхиндивидуальная душа, подчиненная сверхиндивидуальной целостности – народу, нации. Душа народа проявляется в религии, обрядах, традициях, преданиях, мифах. Теоретический источник – учение Гегеля о народном духе, идеализм Гербарта.
- Сигеле, Лебон – «Психология масс» (Франция). Во взаимоотношении личности и общества – приоритет личности (индивидуалистическая позиция). Источник – теория подражания Тарда (человек подражает обществу). Противопоставлялись масса и элита. Человек в массе обезличивается, он подвержен разным влияниям, утрачивает личную ответственность и не контролирует свои страсти.
- Мак-Дауголл «Теория инстинктов социального поведения» (Шотландия). Причина социального поведения – врожденные инстинкты, они обуславливают стремление к цели, свойственное животному и человеку. Главенствование личности. Из инстинктов выводятся все социальные учреждения, семья, торговля, общественные процессы, войны. Инстинкты = наследственно закрепленные каналы для разрядки нервной энергии. Сознание полностью зависит от бессознательного. Выражение инстинктов – эмоции (борьба-страх, бегство-самосохранение, чувство стадности – чувство принадлежности и т.д.).
4) Период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (после 20-х г.г. XX в.) (Зарубежные Курт Левин, Стэнли Милгрэм, Филипп Зимбпрдо, Отчечественные: Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, Г.М. Андреева)
Значение первых концепций:
1) Выделили основные проблемы социальной психологии: соотношение сознания индивида и сознания группы, движущие силах социального поведения и т.д.
2) Объединили психологические и социологические знания одновременно и со стороны психологии, и со стороны социологии.
3) Заявили о претензии социальной психологии на самостоятельность, как дисциплины, имеющей право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы.
3. Влияние группы на индивидуальное поведение.
Феномен влияния группы на личность получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. «Конформизм» означает «приспособленчество». Первым исследовал Аш в 50-е годы.
Все люди делятся на: конформистов (приспособленцев) и нонконформистов – противостояние группе.
Конформное поведение поделил:
1)     одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;
2)      уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
3)     негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.
Милграм: " Мы зависимы от авторитетов, его мыслей, поведений. В тех культурах, где велика роль авторитетов много людей с конформным поведением." Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.
Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность.
Зимбардо. Проявляется прежде всего в толпе (где есть у нас анонимность).
Социальная Личность. Проявляется в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Проявляется объективно, а субъективно она не осознается.
Огруппление мышления. Характерно для сплоченных групп. Группа начинает тратить силы не на анализ, а на поддержание сплоченности, гармонии. В результате – неправильные решения.
Групповая поляризация возникает в результате группового обсуждения, при столкновении точек зрения учитываются первоначальные установки, а не средние мнения.
Существуют следующие феномены группового влияния: социальная фасилитация; конформизм, социальная леность, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.
I.              Как группа влияет на Личность:

Исследования показали, что эти характеристики улучшаются в присутствии других:
Ухудшаются:
Феномен социальной фасилитации – факт присутствия других людей во время выполнения Деятельности Личности, улучшающий результат данной Деятельности (при выполнении знакомой или простой работы).
Феномен социальной ингибиции – тенденция выполнять Деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении незнакомой или сложной работы).

1)             - улучшается сила мышечного напряжения;
2)             - продуктивность внимания (объем);
3)             - долговременная память;
4)             - ассоциативное мышление.

1)             - чувствительность;
2)             - концентрация внимания;
3)             - показания сложной умственной Деятельности;
4)             - генерирование идей.

II.             Конформизм – групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной Личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы. Конформист – человек, поддающийся групповому давлению. Нонконформист – человек, не поддающийся групповому давлению.
Конформное поведение: 1) внешняя уступчивость – внутренне при своих интересах; 2) одобрения действий группой меняют убеждения человека.
Петровский выделил 3 формы поведения:
1)             Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).
2)             Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте).
3)             Коллективизм (коллективистическое самоопределение Личности).
Закономерности конформного поведения:
 1) Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.
2) От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над человеком.
 3) От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление, человек с невысоким статусом склонен уступать.
4) Публичность (что-то человек готов признать публично, а что-то не готов и в случае возможной огласки предпочитает согласиться с группой) 5) Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лел снижается). Женщины более чем мужчины.
III. Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
IV. Деиндивидуализация – утрата самоосознания, осознания человеком своей индивидуальности и боязнь оценки – возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Когда высокий уровень социального возбуждения комбинируется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и утратить чувство индивидуальности.
V. Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы (группа приходит к более радикальной позиции, нежели усредненное мнение ее членов). На этой почве (Макколи и Сегал) возникает терроризм (объединение людей с общими обидами и возникновение актов насилия, которые индивидуум в отрыве от группы возможно бы не совершал). Групповое обсуждение способно привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Пытаясь понять данный феномен, исследователи обнаружили, что на самом деле обсуждение лишь усиливает изначально доминирующую точку зрения, будь то склоняющаяся к большему риску или же более осторожная. В повседневных ситуациях групповое взаимодействие также имеет тенденцию обострять первоначальные мнения. Более того, люди могут еще более акцентировать свою позицию в тех случаях, когда, сравнив свои мнения, они обнаруживают неожиданную поддержку своего первоначального намерения.
VI. Огруппление мышления – «режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий». Стремление группы к внутренней гармонии, однако может повредить ее реализму в оценке противоположных точек зрения. Особенно это верно, когда у членов группы сильна потребность в единстве, когда они изолированы от противостоящих идей и когда руководитель дает понять, что он хочет от группы. Симптомы этого неудержимого стремления к гармонии следующие: иллюзия неуязвимости, рационализация, никем не оспариваемая вера в этичность группы, стереотипный взгляд на противников, давление конформизма, самоцензура сомнений, иллюзия единомыслия и умохранители, защищающие группу от нежелательной информации. Тем не менее, как в экспериментах, так и в реальной истории группы иногда принимали мудрые решения. Благодаря этому можно найти противоядие от огруппления мышления. Собирая разностороннюю информацию и совершенствуя оценку возможных альтернатив, группа способна использовать преимущества от объединенной проницательности ее членов.
VII. Влияние Личности на группу (Феномен влияния меньшинства). Если бы взгляды меньшинства никогда не побеждали, история застыла бы в неподвижности, и ничто бы никогда не менялось. По данным экспериментов, меньшинство наиболее влиятельно, если оно упорно и последовательно в своих взглядах, если в его действиях чувствуется уверенность и если ему удается переманивать перебежчиков из большинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у представителей большинства сомнения в себе и склонят их к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению. Благодаря своему целевому или социальному руководству формальные и неформальные лидеры обладают непропорциональным влиянием. Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделены харизмой уверенности в себе, зачастую вызывают доверие и вдохновляют окружающих следовать за собой. Активное меньшинство может победить группу при следующих условиях: последовательность, уверенность, умение привлекать сторонников на свою сторону.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.