суббота, 16 октября 2010 г.

Тотальная слепота и остаточное зрение


Слепые дети

Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением.
Различают разные степени потери зрения:
  • абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличие);
  • практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты.
Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.

Для определения специфики психического развития кроме степени нарушения большое значение уделяется времени наступления патологического процесса. Исходя из этого можно выделить две группы слепых: слепорожденные и ослепшие.
  • К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, т.е. приблизительно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений.
  • Ко второй - ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы в памяти.
Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. У ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте имеется прошлый опыт зрительных впечатлений, который облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.

Слабовидящие дети

Слабовидящие дети – дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4. Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и у нормально видящих детей, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых.
Слабовидящие дети используют остаточное зрение при знакомстве с явлениями и предметами окружающей действительности, а также при движении и пространственной ориентации. Слабовидение оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка:
  • замедленны процессы запоминания
  • затруднены мыслительные операции
  • ограничены движения
Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Недостаточность зрительного анализатора вызывает нарушения не только зрительного восприятия, но деятельности и личности в целом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.