суббота, 28 апреля 2012 г.

Экзаменационные ответы по Консультативной психологии

источник
1. ____________ называются такие вопросы, отвечая на которые собеседник может одним словом подтвердить или отрицать сказанное
Закрытыми
2. _______________ - прием активного слушания, который заключается в подытоживании сказанного собеседником
Резюмирование

3. …….. слова - слова клиента, отражающие содержание его проблемы, анализ которых позволяет консультанту фиксировать тему взаимодействия с клиентом
Ключевые
4. ……… - собственное объяснение клиентом психологической консультации природы и причин тех или иных психологических проблем, по поводу которых он обратился в консультацию
Самодиагноз
5. «Фрейдовская ошибка» - это:
ошибки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента
6. Адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может сделать это самостоятельно, – это ______________ клиента.
жалоба
7. Беспокойство как легкая эмоциональная "доминанта", не имеющая однозначного событийного истолкования, является одной из главных причин обращения его к психологу, и эта причина может быть названа как:
тревога
8. Бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков называется:
компенсацией
9. Бессознательное уподобление себя другой личности, неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности, – это:
идентификация
10. В деятельности психолога-консультанта в условиях образовательного учреждения доминирующим является консультирование
возрастно-психологическое
11. В зависимости от общепсихологического понимания личности и движущих сил ее развития основными теоретическими источниками практики психологического консультирования являются глубинная психология, бихевиоральное и __________ направления в психологии
гуманистическое
12. В задачи возрастно-психологического консультирования входят:
ориентация родителей и педагогов в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка
составление рекомендаций по воспитанию детей в семье
13. В качестве основных показаний для психологической помощи и консультирования выделяются:
возникновение кризисной жизненной ситуации
грубое или устойчивое расстройство поведения
14. В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие особенности поведения:
сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости
двигательная расторможенность, которая сочетается с эйфорическим фоном настроения
повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям
15. В отношениях психолога с клиентами желательно:
не переходить на дружеские отношения
16. В первой фазе второй стадии консультирования (стадии «исповеди» клиента) психолог должен:
больше слушать клиента, не задавая вопросов
17. В.В. Столиным выделены следующие основные ориентации клиента, влияющие на характер взаимодействия с ним консультанта:
деловая
рентная
игровая
18. Восстановите соответствие между классом ситуаций и соответствующим ему уровнем психического здоровья

класс ситуаций на духовный и жизненный смысл деятельности <=> личностно-смысловой уровень психического здоровья

класс ситуаций на опредмечивание и реализацию отношений <=> индивидуально-исполнительный уровень психического здоровья

класс ситуаций на качество психофизического взаимодействия с окружающим <=> психофизиологический уровень психического здоровья
19. Восстановите соответствие между мотивом обращения клиента к консультанту и его пояснением

сомнение, неуверенность <=> случаи обращений, которые вызваны трудностями в принятии важного жизненного решения или же, наоборот, сомнениями в правильности уже совершенного поступка

уныние <=> главной особенностью случаев этой группы является преимущественно эмоциональное реагирование на происходящие травмирующие жизненные события

потрясение <=> состояния, связанные с тягостным ощущением исключительности произошедшей с клиентом беды или совершенного им самим проступка

поиск участия <=> недостаток душевной близости в жизненных контактах с людьми, побуждающий человека искать компенсации "на стороне" по поводу тех или иных личных психологических проблем
20. Восстановите соответствие между названием защитного механизма и его определением

фиксация <=> задержка на одной стадии развития

регрессия <=> возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития

интеллектуализация <=> преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств

компенсация <=> бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков

отрицание <=> отвержение мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне
21. Восстановите соответствие между названием кризиса и его пояснением

кризис нереализованности <=> человек не видит или недооценивает свои достижения или успехи, в своем прошлом не видит достаточно существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и предстоящего

кризис опустошенности <=> в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи, ведущие от прошлого в настоящее и будущее у человека возникает ощущение неопределенности, непредсказуемости будущего

кризис бесперспективности <=> в сознании слабо представлены проекты, планы, мечты о будущем человек затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самореализации в новых возможных ролях
22. Восстановите соответствие между названием направления в психологическом консультировании и его представителями

глубинная психология <=> 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн

бихевиоральное направление <=> Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура

гумани стическая психология <=> К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл
23. Восстановите соответствие между названием направления в психологическом консультировании и применяемыми в его русле методическими приемами

глубинная психология <=> анализ символов повседневности, фрейдовская ошибка, анализ сновидений, анализ сопротивления клиента, анализ содержания переноса клиента и контрпереноса

бихевиоральное направление <=> тренировка настойчивости, моделирование социально-желательного поведения, тренировка релаксации, поощрение за желаемое поведение, составление программ профилактики рецидивов поведения

гуманистическая психология <=> открытые и закрытые вопросы, отражение чувств, пересказ, самораскрытие психолога, восприятие «здесь» и «теперь», «пустое кресло», беседа с частью «Я», диалог верхней и нижней собаки, фиксированное ощущение, парадоксальные намерения, перемена отношения, убеждение и призыв
24. Восстановите соответствие между понятием и его определением

психологические ключи <=> индикаторы действительных или потенциальных очагов сложностей, связанных с основными жалобами клиента

анамнез консультативный <=> совокупность сведений о клиенте психологической консультации, его жизни, психологических проблемах, с которыми тот сталкивается

диагноз психологический <=> вывод о наличии и мере выраженности, тех или иных психологических особенностей клиента
25. Восстановите соответствие между различными состояниями психики человека и наиболее подходящими видами психологической помощи

болезнь <=> психиатрия. Медицинская психотерапия.

начальные отклонения в психике от нормы <=> немедицинская психотерапия и психокоррекция.

психическая норма <=> консультирование. Активное социально-психологическое обучение.
26. Восстановите соответствие между стадией консультирования, отражающей ее последовательность в общей динамике консультирования, и задачей данной стадии

первая стадия консультирования <=> установление контакта с клиентом

вторая стадия консультирования <=> уяснение проблемы клиента

третья стадия консультирования <=> осознание желаемого состояния

четвертая стадия консультирования <=> выдвижение альтернатив и формулирование терапевтической задачи

пятая стадия консультирования <=> обобщение результатов взаимодействия
27.

Восстановите соответствие между типом ориентации клиента и ее пояснением

(по В.В. Столину)


деловая неадекватная <=> клиент искренне заинтересован в решении проблемы, но преувеличивает возможности консультанта

«обаятельный рантье» <=> клиент считает, что его откровенность, обаяние и доверие к консультанту – тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта

Игровая ориентация <=> клиент обращается лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом
28. Выделяют следующие основные критические периоды, которые переживает ребенок в процессе развития:
кризис трех лет (« Я сам!»)
кризис 6-7 лет (адаптация к школе)
кризис подросткового «переходного возраста»
29. Выделяют три уровня анализа категории «психическая норма»:
нейропсихологический
общепсихологический
возрастно-психологический
30. Выделяются три основных признака аутентичного существования:
полное осознание настоящего момента
выбор способа жизни в данный момент
принятие ответственности за свой выбор
31. Деловая ориентация клиента, при которой клиент преувеличивает возможности консультанта, называется (по В.В. Столину):
неадекватной
32. Демонстрирует основные способности человека, ищущего работу, выполнять различные задачи и обязанности, показывая его достижения в конкретной области, резюме
функциональное
33. Диагноз психологический - вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированный в результате психодиагностического ……….
обследования
34. Диалог «верхней собаки», восприятие «здесь и теперь», метод «пустого кресла» – все это техники психотерапии:
гештальттерапии
35. Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие ребенка, являются следующие особенности поведения:
повышенный интерес к сексуальным проблемам
склонность к агрессии
стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни
36. Желательным во время консультирования является то, чтобы психолог:
не давал советы клиенту, предоставляя ему информацию в «нейтральной» форме
37. Завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из сознания психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, связанными с психологическими проблемами человека, – это:
отреагирование
38. Задачей консультанта в случае обращения к нему клиента, ищущего работу, является:
формирование у клиента психологической готовности к преодолению сложных моментов в ситуации взаимодействия с работодателями
39. Закрытость пациента процессу терапии, которая вызвана нежеланием заново переживать неприятные чувства, связанные с вытесненными конфликтами, называется:
сопротивлением
40. Закрытыми являются вопросы консультанта,
на которые возможны однозначные, короткие ответы
41. Защитный психологический процесс, при котором вытесненное влечение заменяется какой-либо тенденцией или символом, называется:
замещением
42. Защитный психологический процесс, при котором импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира, называется:
проекцией
43. Защитный психологический процесс, при котором наблюдается стремление снять переживания за счет употребления алкоголя, наркотиков, называется:
оглушением
44. Защитный психологический процесс, при котором происходит изменение неприемлемой для сознания тенденции на какой-либо способ поведения, называется:
образованием реакций
45. Из перечисленных ролевых функций (или позиций) психолога: 1) специалист по рефлексии (поднимает вопросы для размышления) 2) выявляющий альтернативы (находит альтернативы самопонимания, ресурсов и способов деятельности клиента 3) помощник в решении проблем (предлагает альтернативы и участвует в решениях) 4) пропагандист (настоятельно предлагает пути решения, направляет процесс решения проблем) 5) ищущий факты (собирает данные и стимулирует мышление - по мере усиления директивности в его поведении по отношению к клиенту все их можно расположить в следующей последовательности:
1 5 2 3 4
46. Информация, полученная от клиента психологом во время консультирования, не может быть передана другим лицам без разрешения клиента:
если она не является угрозой здоровью других людей
47. Ключевыми словами клиента при кинестетическом режиме восприятия действительности являются слова:
чувствую, гладко, схватываю
48. Консультирование в большей степени, чем психотерапия, ориентировано на решение проблем:
когда они еще не обострились
49. Консультирование охватывает более __________ круг психологических проблем, чем психотерапия
широкий
50. Консультирование помогает клиенту осознать свою роль в возникновении ____________
проблемы
51. Кульминационная точка консультационного процесса, в которой происходит преодоление болезненной замкнутости личности в отношении существенных для нее сторон бытия (по А.Ф. Копьеву), – это:
диалогический прорыв
52. Лучше, когда на столе у консультанта во время консультирования:
не находятся личные вещи
53. Многоуровневое качество жизнедеятельности личности, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности, - это:
психическое здоровье
54. Множество проблем, с которыми встречаются люди в своей жизни и деятельности, можно разделить на две основных категории:
психологические и предметные
55. Модель консультирования, в основе которой лежит идея гомеостаза, называется:
энергетической
56. Модель консультирования, при которой затруднения и конфликты человека рассматриваются как производные от его определенных личностных черт, называется:
симптоматической
57. Мотивированное определенным образом обращение клиента к консультанту с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи – это:
психологический запрос
58. На основании объекта, на который направлены действия консультанта, и сферы приложения консультативных услуг выделяют виды консультирования:
семейное
возрастно-психологическое
индивидуальное
59. Наиболее благоприятным является взаимное расположение консультанта и клиента:
за одним журнальным столиком в 1,5 метрах друг от друга
60. Наиболее типичными задачами психологического консультирования являются:
разъяснение человеку его психологических трудностей
активизация внутренних ресурсов клиента
61. Недостаток душевной близости в жизненных контактах побуждает человека искать компенсации в общении с психологом, и эта причина обращения может быть названа как:
поиск участия
62. Неконгруэнтная коммуникация – это общение, при котором:
наблюдаются расхождения между вербальным сообщением и невербальным поведением собеседника
63. Неявная информация, не прозвучавшая прямо, но поданная в подтексте жалобы клиента интонацией, мимикой, жестами, некоторыми высказываниями и другими вербальными и невербальными средствами, – это:
скрытое содержание жалобы
64. Образование психических или неорганических нарушений и заболеваний, выступающих символами и следствием аффективных переживаний и стремлений и «отстраняющих» больного от реального мира называется:
образованием симптомов
65. Обстоятельства, когда человек не обращается к психологу даже при наличии объективных причин для обращения за психологической помощью, связаны с тем, что:
у человека недостаточный уровень образования и информированности по вопросам психологии
у человека существуют определенные психологические барьеры
66. Общее название индикаторов действительных или потенциальных очагов сложностей, связанных с основными жалобами клиента, – это:
психологические ключи
67. Общение, ориентированное на понимание и принятие собеседника, уважение к его личности, безоценочное реагирование на его мысли, чувства, высказывания и эмоциональные состояния, называется _____________
рефлексивным
68. Обычная консультативная беседа, как правило, длится:
50 минут
69. Описывает все места работы человека, перечисляя их в обратном порядке - от последних к более раним, резюме
хронологическое
70. Организационно-психологическое (управленческое) консультирование направлено на решение проблем, возникающих в:
учреждения, фирмах, компаниях
71. Ориентированность жалобы клиента на кого-то, – это _____ локус жалоб
субъектный
72. Основная цель возрастно-психологического консультирования заключается в осуществлении:
контроля за ходом психического развития ребенка
73. Основной проблематикой консультирования в дошкольном и школьном возрасте являются трудности в развитии, воспитании и обучении детей именно в периодах возрастных
кризисов
74. Основной характеристикой эмпатического поведения практического психолога являются: высказывания, несущие в себе:
сочувствие, принятие
75. Основным понятием в теории З. Фрейда является понятие:
бессознательное
76. Особое эмоциональное отношение между психотерапевтом и. клиентом, характеризующееся проекцией на консультанта черт личности другого человека, называется:
трансфером
77. Открытыми являются вопросы консультанта,
на которые невозможны однозначные, короткие ответы
78. Отличительными особенностями психологического консультирования, по сравнению с психотерапией является то, что:
оно охватывает более широкий круг проблем
оно отказывается от концепции болезни
79. Отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии, – это
консультативная психология
80. Отрасль психологии, предмет которой – психологическая помощь, – это психология
практическая
81. Ощущение исключительности произошедшей с человеком беды или совершенного им самим проступка относится к такой группе причин обращения его к психологу, как:
потрясение
82. Перевод неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, чувств из сознания в сферу бессознательного – это:
вытеснение
83. Передача собеседнику его же сообщения, но словами того, кто слушает, называется:
перефразированием
84. Переживаемые клиентом изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий, называется:
инсайтом
85. Перенос на пациента собственного эмоционального опыта психотерапевта называется:
контртрансфером
86. Переход к другому масштабу видения ситуации или сведение в одну логическую систему разрозненных деталей психологической ситуации, поднимающей его на новый уровень понимания проблем, – это вид интерпретации:
обобщения
87. Перечисленные стадии консультирования: 1) установление контакта 2) осознание желаемого состояния 3) формулирование терапевтической задачи 4) обобщение результатов взаимодействия 5) уяснение проблемы клиента - в реальном консультировании составляют следующую последовательность:
1 5 2 3 4
88. Показ клиенту возможных вариантов решения проблемы связан, в первую очередь, с позицией консультанта:
эксперта
89. Положение о том, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются очень рано и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении, характерно для психологии:
глубинной
90. Постоянная ориентация на индивидуальный рост клиента – характерная черта психологии:
гуманистической
91. Предположение относительно характера и причин затруднений, которые стоят за особенностями поведения клиента, – это:
консультативная гипотеза
92. Представителями бихевиоризма являются:
Д. Уотсон,
Б. Скиннер
93. Представителями глубинной психологии, как теоретического направления в консультировании являются:
Хорни К.
Юнг К.
94. Представителями гуманистической психологии являются:
Ф. Перлз
Роджерс К.
95. При перефразировании высказываний клиента:
нельзя заменять смысл высказывания клиента
96. Прием коррекционного воздействия, заключающийся в подведении клиента к пониманию закономерностей, формулированию выводов путем системы удачно поставленных проблемных вопросов, называется _____________
майевтикой
97. Прием коррекционного воздействия, заключающийся в подведении клиента к пониманию закономерностей, формулированию выводов путем системы удачно поставленных проблемных вопросов, называется:
майевтикой
98. Принимая во внимание эмоциональный тон консультирования, можно выделить следующие позиции психолога-консультанта:
«снизу», «на равных», «сверху»
99. Принятие людей такими, какие они есть, в большей степени связано с таким принципом консультирования, как принцип:
безоценочного отношения к клиенту
100. Прохождение личной терапии психологом-консультантом до начала консультационной практики:
поможет уяснению проблем будущих клиентов
101. Процесс выяснения психологом того, каковы действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей, называется:
идентификацией проблемы
102. Процесс диалогического общения, в ходе которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении называется:
консультативной беседой
103. Процессы изменения содержания сознания человека, обеспечивающие бессознательную компенсацию неспособности контролировать некоторые жизненные ситуации и сигнализирующие о различных психологических проблемах и трудностях человека, – это:
защитные механизмы
104. Прямые вопросы консультанта – это вопросы:
где тема или проблема выражены открыто
105. Психолог в процессе работы должен, в первую очередь, ориентироваться на
жизненные идеалы и ценности клиента
106. Психолог не должен консультировать своих родственников и близких ___________
друзей
107. Психологическая помощь оказывается в целях
восстановления нарушенного функционального состояния психики
сохранения психического здоровья
активизации психических ресурсов
108. Психологическая проблема для консультанта, которая заключается в выявлении причин психологических трудностей клиента, их интерпретации и поиске способов их преодоления, называется:
консультативной задачей
109. Психологическая проблема отличается от непсихологической тем, что ее решение предполагает изменение
личности
110. Психологический центр, укомплектованный специалистами-психологами, имеющими профессиональные знания и навыки в области психологического консультирования, называется:
психологической консультацией
111. Психологическое консультирование по проблемам личностного и интеллектуального развития детей разного возраста носит название консультирования:
возрастно-психологического
112. Психологическое консультирование представляет собой:
помощь в решении относительно неглубоких проблем, которые требуют совета
113. Разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и замена ее новой – в психологическом консультировании бихевиорального направления это методы:
контробусловливания
114. Символическая интернализация, т.е. включение в себя человека или образа, называется:
интроекцией
115. Система мероприятий, направленных на решение психологических проблем, имеющих место у человека или группы людей, средствами практической психологии, – это:
психологическая помощь
116. Ситуация актуального конфликта с кем-либо из своих близких, знакомых, из которого человек не может или не хочет выйти, являющаяся причиной обращения к психологу, называется:
порочным кругом конфликта
117. Скрытое содержание жалобы клиента по своему характеру – это содержание:
недоговоренное
118. Сложный психофизиологический феномен, определяемый как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, носит название синдром _____________
сгорания
119. Совокупность обстоятельств жизни человека, его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем, – это _____________ ситуация.
проблемная
120. Совокупность психологических трудностей, дисгармоничное состояние, причиняющее человеку страдание, от которого он хотел бы избавиться, – это:
психологическая проблема
121. Совокупность сведений о клиенте психологической консультации, его жизни, психологических проблемах, с которыми тот сталкивается, – это:
консультативный анамнез
122. Состояние, обусловившее обращение клиента к консультанту, при котором он, главным образом, сосредоточен на других людях, а в консультировании ищет возможности психологически "оснаститься" знаниями или приемами общения, которые бы помогли бы ему добиваться желаемых результатов от его партнеров по общению, носит название:
управления - манипуляция
123. Состояние, при котором клиент обращается за консультативной помощью как бы "впрок", склонен находить в себе все возможные и невозможные "комплексы", а его готовность к самоанализу столь же безгранична, сколь и его надежды на консультирование, носит название:
психологической интоксикацией
124. Социальный заказ на деятельность психологов-консультантов является показателем:
степени осознания населением потребности в психологической помощи
125. Специфика консультирования заключается в отказе от концепции
болезни
126. Способность к сопереживанию другим людям – это
эмпатия
127. Стремление избежать неприемлемой информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности называется:
бегством
128. Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление информации о процессе _______________
консультирования.
129. Существует два основных типа резюме:
хронологическое и функциональное
130. Трактовка или подача психологом в новом ракурсе сказанного или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур до начала и в процессе общения – это вид интерпретации:
комментария
131. Трактовка психологом-консультантом информации о характере психологических проблем клиента с целью улучшения его понимания природы и причин собственных затруднений называется:
интерпретацией
132. Трудности в принятии человеком жизненного важного решения являются, зачастую, причиной его обращения к психологу-консультанту, и эта причина может быть обозначена как:
сомнение
133. Уметь слушать рефлексивно – это значит:
расшифровывать смысл сообщений, выявлять их реальное значение
134. Установление контакта психолога с человеком, обратившемся за помощью, и достижение обоюдного доверия называется:
раппортом
135. Факторами риска в дошкольном возрасте следует считать следующие особенности поведения:
внушаемость ребенка к неправильным формам поведения
склонность ребенка ко лжи
реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью
136. Формирование положительных установок клиента на будущее собственное поведение через положительное оценивание его как личности является содержанием механизма:
поддержки положительной Я-концепции
137. Формированию терапевтического альянса психолога и клиента будет(ут) в больше мере способствовать:
проработка и понимание психологом своих чувств к клиенту
138. Человек, обратившийся за помощью к психологу-консультанту и получающий от него помощь, – это:
клиент
139. Эмаптия – это качество психолога, характеризующее его способность:
к сопереживанию клиенту
140. Эмоциональное реагирование человека на происходящие травмирующие жизненные события является главной особенностью причины обращения его к психологу, и эта причина может быть названа как:
уныние
141. Эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки – это:
синдром сгорания
142. Эмпатия практического психолога зависит от:
точности восприятия, умения настроиться на внутренний мир клиента

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.