АКТИВИЗАЦИЯ ЛЮБОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПРИ ПОПЫТКЕ
ПОДАВЛЕНИЯ ВОСПОМИНАНИЙ О НИХ
Дэниель Б. Голд и Дэниель М. Вегнер
Университет штата Вирджиния
ВВЕДЕНИЕ
Был проведен анализ того, повышается ли уровень физиологической реактивности при воспоминании о прежних возлюбленных, если испытуемый пытается подавить соответствующие мысли. Мы просили испытуемых подумать о своей давней любви и обнаружили, что у тех, кто думал об отношениях, по-прежнему желанных, уровень кожно-гальванической реакции (КГР) был выше, чем у тех, кто думал о человеке, переставшем быть желанным. После этого испытуемых просили либо не думать о давней любви, либо не думать о статуе Свободы. В последующий период размышлений испытуемые, которых сначала просили думать о по-прежнему желанных отношениях, а потом стараться подавить эти мысли, показали повышенный уровень кожной электропроводимости по сравнению со всеми остальными. Эти результаты предполагают, что умышленное подавление мыслей о прошлых взаимоотношениях только усиливает эмоциональную реакцию на воспоминания об этих отношениях. Размышления о давней любви могут быть болезненными и неотвязными. Хэнк Уильяме (Hank Williams, 1947) хорошо передал переживания отвергнутых возлюбленных, которые есть везде (в том числе в поколениях других авторов песен); он писал: «Я не могу тебя изгнать из памяти своей, когда пытаюсь — только трачу время. Бог знает, сколько в муках я провел ночей, не в силах сбросить это бремя».
АНАЛИЗ СТАТЬИ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Годд и Вегнер передали человеческий пафос, заключенный в болезненных размышлениях об утраченной любви, процитировав Хэнка Уильямса, автора песен в стиле вестерн и кантри: «Я не могу тебя изгнать из памяти моей». И как же это верно! Любой, кому приходилось переживать разрыв отношений, много раз мысленно возвращается к случившемуся, думая о том, с кем расстался, грезя тем, как все могло бы быть. Но откуда приходят эти мысли и есть ли физиологический компонент, сопровождающий их?
Существует несколько теорий того, как эти мысли возникают. Мартин и Тессер (Martin, lesser, 1989) показали, что источником постоянных размышлений обычно является неудовлетворенное желание. Если цель любовных отношений не была достигнута, то это приводит к навязчивым мыслям об утраченной любви. Была также выдвинута гипотеза, а что нежелательные мысли сами по себе служат благородной цели. Эпштейн (Epstein, 1983) убежден, что постоянные размышления об утраченном представляют собой стратегию преодоления стресса, так как обеспечивают привыкание к стрессовой ситуации. С этой точки зрения романтические воспоминания помогают человеку пережить утрату, смириться с ней.
Совсем другой взгляд на постоянные воспоминания об утраченном был предложен Вегнером (например, Wegner, 1989; Wegner, Schneider, Carter & White, 1987; Wegner, Shortt, Blake & Page, 1990). Непрерывное прокручивание в мозгу мыслей об ушедшей любви может быть обусловлено не неудовлетворенностью желания и не необходимостью привыкнуть к утрате, а обычной реакцией людей на нежелательные мысли — подавлением этих мыслей. Подавляя нежелательные мысли, люди, возможно, получают непосредственное облегчение душевной боли. Но в то же самое время они сами себе мешают привыкнуть к тягостным переживаниям. Боль, связанная с этими переживаниями, бывает новой каждый раз, когда мысль возвращается в поток сознания. Постоянная боль приводит к постоянному возобновлению размышлений на трудную тему, что, в свою очередь, заново запускает механизм подавления, и проблема возрождается с прежней остротой.
Сначала мы попросили испытуемых в течение некоторого времени думать о своей прежней страсти, так как предполагали, что у тех, кто сосредоточится на все еще желанных взаимоотношениях (неугасшая любовь), уровень кожно-гальванической реакции (КГР) будет выше, чем у тех, кто начнет размышлять об отношениях, переставших быть желанными (угасшая любовь). Потом испытуемых просили либо не думать о своей давней любви, либо не думать о статуе Свободы. В течение второго периода, отведенного для воспоминаний, мы предложили испытуемым снова подумать об ушедшей любви, полагая, что у тех, кто подавлял мысли о неугасшей страсти, КГР будет по-прежнему высокой. Мы считали, что у тех, кто подавил мысль об угасшей страсти, и у тех, кому было предложено подавить иррелевантную мысль, в течение второго периода любовных воспоминаний КГР будет понижена.
МЕТОД
Процедура и план эксперимента
В эксперименте участвовали студенты университета штата Вирджиния (38 мужчин и 32 женщины), каждый из них проходил тестирование индивидуально. Все они заполнили анкеты по поводу «значимых отношений в прошлом», обозначив предмет своей любви инициалами. Назначение электродов для измерения КГР было разъяснено испытуемым в процессе подключения. После этого испытуемого просили думать вслух для записи на магнитофон. Из соседнего помещения экспериментатор по системе внутренней связи предлагал испытуемым выполнить три серии заданий по десять минут каждая.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
Особый интерес в этом эксперименте представляет процедура формирования исходного уровня по каждому заданию, когда испытуемых просили думать обо всем, что придет им в голову (е). После того как исходный уровень измерений был сформирован, испытуемых просили думать о некоем человеке (I) и затем просили не думать об этом человеке (f); независимой переменной была та часть эксперимента, где испытуемых просили подавлять мысли определенной направленности. Испытуемые контрольной группы получили возможность размышлений вслух, когда испытуемым было предложено думать о чем угодно; этот период использовался в качестве исходного уровня. Во время трех серий, когда испытуемый выполнял предложенные задания, его сначала просили направить свои мысли («подумайте о человеке») в определенное русло, потом подавить эти мысли:
(«…постарайтесь НЕ думать о человеке, однако скажите, если вы о нем думаете»), а затем снова направить мысли на существовавшие в прошлом взаимоотношения. В контрольной группе во время серии по подавлению мыслей испытуемых просили подавить мысли об иррелевантном предмете (статуе Свободы), а не о значимых в прошлом взаимоотношениях.
Физиологические измерения
Измерение КГР осуществлялось так, как это рекомендуют Фаулес и др. (Fowlesetal., 1981): с установкой электродов на пальцах. Электроды с Ag/AgCI прикреплялись ко второй фаланге первого и третьего пальцев правой руки испытуемого и присоединялись к интерфейсной системе J h & J Electonics I-330 PC, которая непрерывно регистрировала результаты. Каждая серия по подавлению мыслей или направлению их в определенное русло была разделена на три трехминутных отрезка, и для анализа использовалось отклонение в течение каждой минуты от исходного уровня, непосредственно предшествующего этому периоду.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изначально было проведено разделение испытуемых на две группы — «холодную» и «горячую», в соответствии с их ответами на вопросы анкеты об отношении к своей давней страсти, то есть в зависимости от того, является ли эта любовь угасшей или неугасшей. В контрольной группе испытуемых во второй серии заданий просили подавлять мысли о (предположительно) иррелевантной «особе» — статуе Свободы (g). План эксперимента характеризуется откровенной прямотой и классической формой.
Зависимой переменной является измерение кожно-гальванической реакции (КГР). Точные процедуры осуществления таких измерений описаны в разделе (h). Испытуемых в «горячей» группе 36 человек (16 в группе, которая должна была подавлять мысли о прежних возлюбленных, и 20 в группе, которая должна была подавлять мысли о статуе Свободы); в «холодной» группе оказалось 34 испытуемых (18 из них подавляли мысли о прежних возлюбленных и 16 — о статуе Свободы). Для анализа каждой серии заданий использовался трехфакторный дисперсионный анализ (ANOVA): 2 (неугасшая или угасшая страсть) х 2 (подавляемые мысли: о прежних возлюбленных или о статуе Свободы) х 3 (время: первые, средние или последние 10 минут) с повторными измерениями по последнему фактору. Не было обнаружено никакого влияния пола испытуемых ни в одной из серий, поэтому в последующем анализе пол испытуемых не учитывался.
Во всех трех сериях заданий был выявлен статистически значимый главный эффект влияния страсти (угасшей или неугасшей). Испытуемые, размышлявшие о неугасшей любви, существенно отличались от испытуемых, вспоминавших о любви, давно угасшей, и в первой серии (первый 10-минутный отрезок) — целенаправленных воспоминаниях об этой любви, F (1,66) = 4,05, р Во всех трех сериях заданий был выявлен статистически значимый главный эффект влияния страсти (угасшей или неугасшей). Испытуемые, размышлявшие о неугасшей любви, существенно отличались от испытуемых, вспоминавших о любви, давно угасшей, и в первой серии (первый 10-минутный отрезок) — целенаправленных воспоминаниях об этой любви, F (1,66) = 4,05, р < 0,05, и во второй серии — при подавлении этих мыслей (второй отрезок времени), F(1,66) = 7,78, р < 0,01, и в третьей серии — при повторных воспоминаниях о прежней любви, k F (1,66) = 5,59, р < 0,05; при этом у испытуемых в «горячей» группе физиологическая реактивность была несколько выше, чем у испытуемых в «холодной» группе.
Однако в третьей серии (повторные размышления о давней страсти) у тех испытуемых из «горячей» группы, которые перед этим должны были подавлять мысли о своих давних возлюбленных, физиологическая реактивность по-прежнему продолжала нарастать (рис. 1). А у тех испытуемых, кому было предложено подавлять мысли о статуе Свободы, с течением времени уровень КГР постепенно снижался. В «холодной» группе снижение уровня КГР происходило на протяжении всего третьего периода. Этот эффект взаимодействия факторов был статистически значимым, F (2,132) = 5,91, р Однако в третьей серии (повторные размышления о давней страсти) у тех испытуемых из «горячей» группы, которые перед этим должны были подавлять мысли о своих давних возлюбленных, физиологическая реактивность по-прежнему продолжала нарастать (рис. 1). А у тех испытуемых, кому было предложено подавлять мысли о статуе Свободы, с течением времени уровень КГР постепенно снижался. В «холодной» группе снижение уровня КГР происходило на протяжении всего третьего периода. Этот эффект взаимодействия факторов был статистически значимым, F (2,132) = 5,91, р < 0,01.
таблица
Рис. 1. Отклонение КГР при повторных размышлениях о прежней любви
РЕЗУЛЬТАТЫ
Здесь исследователи учитывают силу влияния давних отношений, которые для кого-то еще являются желанными («неугасшая страсть»), и меньшую остроту переживания отношений, если они перестали быть желанными («угасшая страсть»), В разделе (i) изложено обоснование этого. Был проведен многофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) — раздел (j).
В разделе (k) данные по каждой группе рассматриваются относительно исходного уровня. Результаты соответствующего статистического анализа приведены вместе со значениями вероятности. Эти же данные представлены и на рис. 1, где показано, что уровень кожной проводимости самым низким был в случае размышлений на нейтральную тему, несколько выше — при воспоминаниях об еще не угасшей страсти и самым высоким, когда мысли о давней, но еще не угасшей любви предварительно нужно было подавлять. В других случаях значения кожной электропроводимости, похоже, снижались постоянно.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Полученные результаты свидетельствуют о том, что процесс подавления, возможно, обусловливает усиление физиологической реактивности на утраченную любовь. У испытуемых, которых просили подавлять мысли о своих бывших, но все еще желанных возлюбленных, при воспоминании о них постоянно повышался уровень КГР. Те испытуемые, кто с самого начала не реагировал на воспоминания о давней любви, то есть кто изначально указал, что она давно угасла,- не реагировали на воспоминания о ней повышением уровня физиологической реактивности даже после попыток подавления мыслей о предмете любви. Можно предположить, что подавление препятствует нормальному привыканию к стимулу, который и без того вызывает сильное возбуждение, вследствие чего кожно-гальваническая реакция на этот стимул ведет m себя так, как будто он каждый раз бывает новым. Решая подавить мысли об эмоциональных переживаниях, вместо того чтобы высказать их (см.: Pennebaker, 1988), люди, возможно, усиливают в себе ту самую эмоциональную реакцию, от которой они старались избавиться, подавляя эти мысли. Похоже, люди следуют примеру Хэнка Уильямса и пытаются изгнать утраченную любовь из своей памяти, подвергая себя тем же страданиям, что и автор песни: проводят ночи в муках, но оказываются «не в силах сбросить это бремя».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Epstein, S. (1983). Natural healing processes of the mind: Graded stress inoculation as an inherent coping mechanism, in D. Meichenbaum &М. Е. Jaremko (Ed.).
Stress reduction and prevention. New York: Plenum Press. P. 39-66.
Fowles, D. C., Christie, M. J., Edelberg, R., Grings, W. W., Lykken, D. T. & Venab-les, P. H. (1981). Publication recommendations for electroderma! measurements. Psychophysiology, 18, 232-239.
Martin, L. L. & lesser, A. (1989). Toward a motivational and structural theory of ruminative thought. In J. S. Uleman & J. A. Bargh (Eds.). Unintended Thought (pp. 306-326). New York: Guilford Press.
Pennebaker, J. W. (1988). Confession, inhibition and disease. In L. Berkowitz (Ed.). Advances in experimental psychology. Vol. 22. Orlando, FL: Academic Press. P. 211-242
Wegner, D. M. (1989). White bears and other unwanted thoughts: Suppression, obsession, and the psychology of mental control. New York: Penguin.
Wegner, D. M., Schneider, D. J., Carter, S. R. Ill & White, L. (1987). Paradoxical effects of thought suppression. Journal of Personality and Social Psychology. 53, 5-13.
Wegner, D. M., Shortt, J. W., Blake, A. W. & Page, M. S. (1990). The suppression of exciting thoughts. Journal of Personality and Social Psychology, 58, 409-418.
Примечание: Доклад был представлен на съезде АПА в августе 1991 года (Сан-Франциско, штат Калифорния). Исследование проводилось при поддержке Национального научного фонда (фант BNS 90-96263). Корреспонденцию направлять Данеэлю М. Вег-неру по адресу: Department of Psychology, Gilmer Hall, University of Virginia, Charlottes-ville. VA, 22903 (e-mail DMW2M@VIRGINIA.EDU).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.