пятница, 18 февраля 2000 г.

Билет 10



скачать билет 10
1.     Виды памяти и процессы памяти.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Основные процессы:

1) запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения его опыта новыми знаниями и формами поведения.

2) сохранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

3) воспроизведение – процесс, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала, путем извлечения его из долговременной памяти и перевода его в оперативную память. Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание.

4) забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Виды памяти:

I по степени произвольности:

1) произвольная – с установкой что-то запомнить,

2) непроизвольная – без установки.

II по осмысленности.  Разделяется в зависимости от приема заучивания (мнемическая деятельность):

1) механическая – без переработки сознанием, в той форме, в которой воспринимается,

2) смысловая/логическая – запоминание не внешней формы, а смысла.

III по чувственной модальности:

1) наглядно-действенная – память на движения, действия,

2) наглядно-образная – на образы визуальные, обонятельные,

3) словесно-логическая – на смысл, логику, соотношение элементов,

4) эмоциональная – на переживания и чувства.

IV по времени:

1) кратковременная (несколько минут) – сохранение информации после однократного или непродолжительного восприятия,

2) долговременная – в интересах длительное сохранение информации (после многократного повтора),

3) оперативная – сохранение материала на время, необходимого для выполнения определенной задачи или конкретной деятельности (включ. 1 и

Причины, влияющие на продуктивность запоминания и сохранения информации в памяти: 1) субъективные (тип запоминания, предшествующий опыт, установка, интерес, состояние организма), 2) объективные (характер материала – осмысление, связность, понятность, ритмичность, наглядность, количество материала, обстановка).

1)     Характеристики памяти: 1) точность – свидетельствует о способности памяти удерживать определенное время в сознании нужную информацию, 2) объем – отражает количественные показатели и возможности запечатлеваемой, сохраняемой и воспроизводимой информации, 3) быстрота – способность человека с определенной скоростью обрабатывать и использовать информацию, 4) готовность – одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствует о предрасположенности человека и его сознания активно использовать запечатленную информацию, 5) длительность – виды по времени.



2. Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии.

Можно выделить три основных направления в исследовании структуры психологических отношений в малых группах:

1.     Социометрическое – связано с именем Дж.Морено. Суть концепции: Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (своеобразное «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру (структуру психологических отношений индивида с окружающими. его людьми). Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро и макроструктур (ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей). Задача состоит в перестраивании и макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Этой цели и служит социометрическая методика, выявляющая симпатии и антипатии с тем, чтобы узнать, какие же перемещения необходимо произвести. Предполагается, что социометрией измеряется уровень позитивных и негативных оценок, кот. индивид дает другим членам группы. На основании этой методики возникло целое направление исследования малых групп. Оценка: страдает существенной ограниченностью, т.к. процесс исследования м. групп был сведен к исследованию эмоциональных контактов и нет ответа на вопрос о мотивах выбора.

2.     Социологическое направление связано с исследованиями Мэйо, которые носили строго прикладной характер. Цель: выявить, как влияет на производительность труда различные условия труда. При введении новшеств, улучшающих условия труда, производительность труда повышалась. Когда все нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, но осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. Теоретически Мэйо истолковал это 1) как проявление особого чувства социабельности – потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе и 2) явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз обозначались, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе произв. процесса. Теоретическое значение открытий Мэйо для социальной психологии состоит в том, что был получен новый факт – существование в м. группе двух типов структур: наряду с формальной еще и неформальной структуры.

3.     Школа «групповой динамики»  связано с рядом идей амер. Левина. Идя от ортодоксальной гештальтпсихологии, Левин создал свою «теорию поля», которая и была положена в основу изучения малых групп. Центральная идея теории поля в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, и эта идея была развита применительно к науке о группах, которая должна способствовать анализу этих сил, их локализации и измерению. Важным методом анализа сил психического поля явилось создание в лаб. условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». Основная проблематика исследований: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с др. группами, каковы условия их успешного функционирования. Отвечая на главный вопрос – какие потребности двигают социальным поведением людей – «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.

Так как члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов:

• образование подгрупп по интересам;

• возникновение лидеров и их уход в тень;

• принятие групповых решений;

• сплочение и конфликты в группе;

• изменение ролей членов группы;

• воздействие на поведение;

• потребность в присоединённости;

• распад группы.

4. Интеракционистская концепция рассматривает группу как систему взаимодействующих индивидов, функционирование которых описывается тремя понятиями:

1) индивидуальная активность;

2) взаимодействие, как систематическое устойчивое выполнение действий, направленных на вызов ответной реакции партнера, которая порождает реакцию воздействующего. Взаимодействие складывается из физического контакта, перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия, духовного вербального и невербального информационного контакта. В структуру взаимодействия входят субъекты взаимодействия, их взаимная связь, воздействие и изменение;

3) отношение

Групповая динамика применяется при проведении бизнес-тренингов, групповой терапии, использовании гибкой методологии разработки программного обеспечения.

Ни в одном из направлений не задан в качестве основополагающего принцип реализации в малой группе определенного вида обществественных отношений. Поэтому, все подходы в разной степени страдают абстрактностью и не дают программы исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе общества.

3.     Профессиографический анализ.

Профессиографический анализ - метод установления требований профессии к работнику, его возможностям и способностям. Анализу подвергаются вид памяти, мышления, особенность восприятия, широта поля зрения, скорость реакции, темперамент, скорость принятия решения, возбудимость и т. д. Основные инструменты профессиографического анализа — наблюдение за работником в процессе труда с помощью психофизиологических измерений, хронометража, фотографии, анализа рабочего времени; построение социометрических матриц взаимодействия работников; анализ информационных потоков. Профессиографический анализ базируется на мнении опытных работников, занимающих данное рабочее место (или рабочее место, схожее с оцениваемым), и вышестоящего руководителя. Результатом профессиографического анализа является разработка профессиограмм.
Профессиогафический анализ - изучение требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека, направлен на обеспечение максимально эффективного взаимодействия человека и профессии, оптимизацию и повышение эффективности профессионального труда. Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические.
Процесс изучения отдельной профессии – профессиографирование, включает проведение профессиографического анализа и составление профессиограмм.
Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы. Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.
Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:
o требования к должностным обязанностям работника;
o требования к рабочему месту;
o возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
o варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.
Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.