среда, 2 февраля 2000 г.

Билет 2

Скачать билет 2


1. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
1.Психология как самостоятельная наука — относительно молодая, возникла в XIX в.
2.Причинами выделения психологии в самостоятельную
науку стали:
-   Переход от интроспекции к опыту;
-   Выделение собственного предмета исследования;
-   Естественнонаучная база.
3. Историческое развитие представлений о предмете пси­хологии шло от души к психике. Основными этапами развития взглядов на предмет психологии стали:
·          I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 
·          II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Декарт, Лейбниц, Фрейд.
·          III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Бихевиоризм.
·          IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. 
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
2 .Методы проблемного обучения психологии.
Зачатки в сократических беседах (Сократ), В СССР основы заложил Рубинштейн.
Ключевое понятие учебная проблемная ситуация – означает психическое состояние мыслительного взаимодействия студента, группы студентов с проблемой под руководством преподавателя.
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие и вызывающий разные (зачастую противоположные) позиции при его решении.
В отечественной педагогике различают три основных метода ПбО:
1) проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а студенты мысленно включаются в процесс поиска решения;
2) частично-поисковая деятельность (в ходе проблемных семинаров, практических занятий, эвристических бесед). Она постепенно приобщает обучаемых к самостоятельному решению проблем под руководством преподавателя, который составляет систему проблемных вопросов (возможных «подсказок», наводящих вопросов), вызывающих у студентов интеллектуальные затруднения и целенаправленный мыслительный поиск;
3) самостоятельная исследовательская деятельность.
Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через НИРС (научно-исследовательскую работу студентов) и УИРС (учебно-исследовательскую работу студентов), при выполнении которых студент проходит все этапы формирования профессионального мышления. В каждом случае основной целью является развитие творческих умений и навыков, формирование творческого профессионально ориентированного мышления.
3 .Позиция и функция управленческого консультанта.
Работающий в организации психолог может занимать внешнюю или внутреннюю позицию:
Внешняя – приглашенный психолог консультант, исследователь.
(работа по заказу различных фирм, чаще всего связанную с оценкой и аттестацией персонала, изучением психологического климата, разрешением конфликтных ситуаций, обучением персонала и т.д.);
плюсы
минусы
1)  личная и профессиональная независимость от персонала, отсутствие неформальных отношений с сотрудниками компании.
2)      профессиональная независимость по отношению к руководству компании (если результаты, полученные внешним психологом, не понравятся руководству, практически это не скажется на оплате внешнего консультанта
3)      Независимый психолог всегда стремится адаптировать свои программы под запрос корпоративного клиента. Как правило, адаптацию программы он осуществляет после проведения переговоров с заказчиками.
1)      консультант работает в компании ограниченное время по условиям контракта, он не может оценить результаты своих воздействий в долгосрочной перспективе.
2)      Внешний консультант не имеет точных сведений о неформальных отношениях в компании, что может усложнить его работу.
3)      консультант работает на свободном рынке, его загрузка подвержена влиянию стихии и непредсказуемости возникающих заказов. Так, могут быть периоды длительного «простоя», но также могут быть периоды, когда одна работа «накладывается» на другую, психолог стремится успеть везде, в результате чего эффективность его работы в этот период снижается.
Внутренняя – штатный практический психолог, работающий непосредственно в организации.
В штате компании психологи чаще всего работают в структуре отдела кадров, отделов обучения, в качестве заместителя директора по персоналу. В решении многих вопросов они взаимодействуют и с другими специалистами фирмы – социологами, гигиенистами, юристами, экономистами.
плюсы
минусы
1)      Находясь в компании не один месяц или год, он хорошо осведомлен о том, как возникла та или иная проблема, какие причины имелись для этого, какие могут быть последствия.
2)      имеет информацию о скрытых механизмах отношений в компании или конкретном подразделении, влиянии неформального лидера на руководителя или борьбе нескольких неформальных лидеров между собой.
3 имеет возможность оценки результатов своей работы в долгосрочной перспективе, и имеет возможность корректировать результаты при возникновении негативных отклонений от ожидаемых целей.
1)     зависим от неформальных отношений в компании, его субъективное отношение к развивающимся событиям в компании будет накладывать свой отпечаток на его понимание того, что происходит.
2)  свой психолог часто не является убедительным для руководителя и работников компании
3)      испытывает также административную и финансовую зависимость от руководства
4) психолог является повышенно мобильным и часто переходит из одной компании в другую.
Консультационная функция.
Психолог
1.     консультирует по вопросам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека (например, при приеме на работу, заполнении вакансий, сокращении кадров).
2.     участвует в проектировании и разработке различных методов управления персоналом, социальным развитием организации, улучшении организации труда и консультирует руководство по этим вопросам.
3.     персональное консультирование руководства организации в управленческих и психологических областях. Очевидным преимуществом консультанта является возможность самостоятельного, независимого видения ситуации.
4.     Исследовательская работа
5.     Психологическая экспертиза
Консультанты могут быть универсалами или специалистами по отдельным проблемам (например, психологической диагностике личности руководителей организации, инновациям, управлению и т.д.).
Психолог-консультант придерживается позиции нейтралитета, беспристрастности и невмешательства в конфронтацию и борьбу, которая может существовать в организации, что обеспечивает объективный и неискаженный анализ взаимоотношений и ситуаций. В связи с этим большое значение приобретает профессиональная этика психолога.
Основной фактор эффективной работы консультанта – его свобода и независимость, которая складывается из финансовой (размер оплаты и ее надежность), административной (консультант не подчиняется клиенту) и эмоциональной составляющих.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.