четверг, 3 февраля 2000 г.

Билет 3



скачать билет 3 
1. Культурно-историческая парадигма в психологии.

Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов.
Культурно-историческая парадигма (теория) была разработана советским психологом Л. С. Выготским и получила дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева. В основу ее были положены идеи французской социологической школы: историзма и социальной обусловленности психики. До этого в психологии существовала естественно-научная парадигма, отличия которой от парадигмы культурно-исторической показаны в таблице:

Естественно-научная парадигма
Культурно-историческая парадигма
1.       Понимание хода развития как процесса социализации.
2.       Подчеркивание роли наследственного фактора в развитии (одаренность, задатки, способности человеку даны от природы).
3.       Отсутствие существенных различий между ребенком и животным.
4.       Трактовка процесса развития как приспособления, адаптации ребенка к среде.
1.       Человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества.
2.       Специфика развития ребенка состоит в том, что он не подчиняется действию биологических законов, как у животных.
3.       Психическое развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
4.       Условия развития: морфологические особенности мозга и общение.

Согласно взглядам Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева в качестве источника развития высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов.
Движущая сила психического развитияобучение (при этом развитие и обучение — это разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, то есть пробуждает и приводит в движение у ребенка внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношений со взрослыми и сотрудничества со сверстниками.



2. Общая характеристика дошкольного возраста, психологическая готовность к обучению в школе.

Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.
Активно развивается речь и возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.
Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
Виды деятельности:

·         Игра – первый и основной вид деятельности;

·         Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность;

·         Элементы трудовой деятельности.

Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе. К концу дошкольного возраста появляется готовность к школьному обучению и общественно полезному труду.

Интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п.

Продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе должна проявляться в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.

Развитие мышления к моменту поступления в школу должно находиться на уровне свободного оперирования образами и начала формирования отвлеченных понятий. Необходимо наличие произвольного внимания.

Умения поступающего в школу ребенка проверяются с помощью различных методик. Одна из самых популярных и широко применяемых – тест Керна-Йирасека:

1.     нарисовать человека (мужскую фигуру). Обращается внимание на то, все ли детали внешности присутствуют, есть ли одежда, как нарисованы и соединены с корпусом конечности.

2.     скопировать написанную письменными буквами фразу (проверка мелкой моторики рук)

3.     срисовать расположенную определенным образом группу точек.

По тому, как это выполнено, можно судить о сосредоточенности и устойчивости внимания.

Психологическая готовность к школе включает:

1. личностно-социальную готовность ( готовность к ответственности, к общению со сверстниками и взрослыми, самоконтроль)

2. мотивационную готовность (желание учиться, положительная мотивация к школе, к  учителям, к учебной деятельности)

3. эмоционально-волевую готовность ( готовность к трудностям, терпение, настойчивость, дисциплинированность, аккуратность коммуникативных качеств: общительности, отзывчивости, умения оказать помощь другому и самому обратиться за помощью).


3. Условия возникновения конфликтной ситуации в организации и меры по ее урегулированию.

Условия возникновения конфликтов – совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые создают предпосылки развития обычной ситуации социального взаимодействия в предконфликтную и ее эскалацию в конфликт.

Конфликтная ситуация обязательно предусматривает противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний и т.д.


Конфликт – столкновение противоречий или противоречивых тенденций, сопровождающихся обычно негативными эмоциями и чувствами.
По составу участников конфликта они бывают: межличностные, межгрупповые (между двумя группами), между личностью и группой, внутриличностные.
По содержательному признаку конфликты делятся на: когнитивные (противоречивая информация, когнитивный диссонанс), ценностные (кто-то считает ценностью бриллианты, кто-то стихи), эмоциональные конфликты.

Распространенные причины конфликтов:

Организационные:
• Ограниченность ресурсов (качество, количество).
• Взаимозависимость заданий.
• Различия в целях.
• Отсутствие четких регламентов и инструкций.
• Отсутствие отрегулированных правил взаимодействия.
• Новый этап в развитии организации, структурной единицы.
Личностные:
• Различия в представлениях и ценностях.
• Различия в манере поведения и жизненном опыте.
• Неудовлетворительные коммуникации.
• Личностное неприятие.
• Утаивание информации.
• Нетерпимость к критике.
• Несправедливая оценка..

Конфликтогенные особенности личности:

1. Искаженное восприятие, например, «Иллюзия собственного благородства».

2. Акцентуация характера.

3. Самооценка личности и уровень притязаний.

4. Стиль общения. Недостаток общей культуры.

5. Когнитивный диссонанс. Заблуждения и стереотипы, препятствуя адекватному отражению.

Для возникновения конфликта необходимо наличие компонентов:

1. потенциальной напряженности в данной конфликтной системе, вызванной имеющимся объектом конфликта;

2. объекта конфликта;

3. перехода потенциальной напряженности в реальную;

4. возникновение на этой основе конфликтной ситуации;

5. осознание социальными группами противоположности своих интересов и формирование субъекта конфликта;

6. создание инцидента для завязывания реального конфликтного взаимодействия;

7. конфликтное взаимодействие.


Предмет конфликта должен быть:
1.     Необходимым (каждая сторона конфликта должна испытывать в нём потребность)
2.     Объект должен быть в дефиците
3.     Стороны должны осознавать важность предмета конфликта

Основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта:

·          устранение объекта конфликта;

·          раздел объекта конфликта между сторонами;

·          установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;

·          компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;

·          разведение сторон конфликта;

·          перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса.

Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности. Управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т. д.

В управлении конфликтами большое значение имеет ведение переговоров с целью достижения взаимного согласия. Выдвигая конкретные предложения по конкретным проблемам, партнеры по переговорам ставят целью одновременное удовлетворение своих интересов и интересов других сторон. Результатом переговоров является план решения проблемы, выяснение доли участия партнеров в ее решении и взаимные обещания конкретных действий.

Кеннет У. Томас и Ральф Х. Килманн в 1972 году разработали модель, описывающую пять возможных стратегий разрешения конфликта: Соперничество (конкуренция), Компромисс, Сотрудничество, Уход (избегание), Приспособление.

Методы разрешения конфликтов:

1.     подавление (руководство требует прекратить конфликт, наказывает участников и т.д.)

2.     переговоры (5 стратегий поведения)

3.     организация совместной деятельности

4.     тренинг преодоления конфликтов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.