воскресенье, 2 апреля 2000 г.

Билет 26



скачать билет 26
1.     Свойства, структура и типология личности.
Известные структуры личности З.Фрейда (ид. эго, суперэго) К.Юнга (сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное).
Структура личности по Рубинштейну
1) направленность  к чему человек стремится? - проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;
2)знания, умения, навыки  Что человек может? - приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;
3) индивидуально – типологические особенности  Что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности? - проявляются в темпераменте, характере, способностях
Наиболее обособленную и развернутую структуру личности предложил К. К. Платонов

Название подструктуры
Элементы, входящие в подструктуры
Соотношение социального и биологического
Специфические виды формирования
1

Направленность личности
Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения
Биологического
очень мало
Воспитание
2

Опыт личности
Умения, навыки,
Знания, привычки
Значительно больше социального
Обучение
3
Особенности
Психических
процессов
Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память
Чаще больше социального, однако, заметно влияние биологического и даже генетически обусловленных свойств личности
Упражнение
4
Биопсихические свойства
Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства
Социального
очень мало
Тренировка
Устойчивые свойства личности: темперамент, характер, способности, мотивация
Типология акцентуаций личности К. Леонгард (12 типов): дистимный, педантичный, гипретимный, эмотивный, циклотимный, тревожный, экзальтированный, возбудимый, демонстративный, конформный, интровертированый, застревающий
Типология Личко: гипертимный (неугомонный, шумливый), психастенический (самокритичный, робкий, тревожный), шизоидный (замкнутый, раздвоенный, эгоист), элептоиный (гневный, жестокий, педантичный, бережливый), циклоидный (с колебаниями настроения от подъема к депрессии, цикл 1-2 недели), лабильный (неустойчивость настроения в течении 1 дня и даже часа), сензитивный (впечатлительный, интеллектуал, низкая самооценка), астеноневротический (капризный, ипохондрик, меланхолик), параноидальный (подозрительный, напряженный), истероидный (эгоцентричен, позер, лжец), конформный (растворение личности в окружении, нет своего мнения)
Типология Юнга и Майерс-Бригс.
Экстраверсия — интроверсия (источник энергии — внешнее/ внутреннее)
Сенсорика — интуиция (тип мышления — конкретность/отвлеченность)
Этика — логика (способ принятия решения — чувства/мысли)
Рациональность — иррациональность (способ деятельности — план/ситуация)
Карл Юнг разработал психологические типы, основанные на двух парах функций (Мышление [T] и Чувство [F], Ощущение [S] и Интуиция [N]) и двух видах установки (Экстраверсия [E] и Интроверсия [I]). В его теории существует восемь базовых психологических типов, каждый из которых обладает собственной доминирующей функцией.

Доминирующая функция

Юнговский тип

Типы Майерс-Бриггс

Fe

Экстравертный Чувствующий
(Extraverted Feeling)
ESFJ - Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)
ENFJ - Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)

Fi

Интровертный Чувствующий
(Introverted Feeling)
ISFP - Сенсорно-этический интроверт (Дюма)   
INFP - Интуитивно-этический интроверт (Есенин)

Ne

Экстравертный Интуитивный
(Extraverted Intuition)
ENFP - Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)  
ENTP - Интуитивно-логический экстраверт (Дин Кихот)

Ni

Интровертный Интуитивный
(Introverted Intuition)
INFJ - Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)
 INTJ - Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)

Se

Экстравертный Ощущающий
(Extraverted Sensing)
ESFP - Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)
 ESTP - Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)

Si

Интровертный Ощущающий
(Introverted Sensing)
ISFJ - Этико-сенсорный интроверт (Драйзер, хранитель)
 ISTJ - Логико-сенсорный интроверт (Горький, инсперктор)

Te

Экстравертный Мыслительный
(Extraverted Thinking)
ESTJ - Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)
 ENTJ - Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон, предприниматель)

Ti

Интровертный Мыслительный
(Introverted Thinking)
ISTP - Сенсорно-логический интроверт (Габен)
 INTP - Интуитивно-логический интроверт (Бальзак, критик)
2. Психологические особенности протекания поздней зрелости.
Психология поздней зрелости (55-65 лет) Может сопровождаться кризисом пожилого возраста или являться некоторым снижением социальной и трудовой активности человека.
В понятие кризис пожилого возраста добавляются свои моменты-сокращается временная перспектива, человеку кажется, что все кончено. Неопределенность жизненной перспективы-основной момент кризиса.
Появляется много свободного времени, позитивное влияние оказывает посещение театра, общение с природой, работа на даче. Люди в этом возрасте становятся чувствительнее и эмоциональнее.
По Маслоу потребность в безопасности встает на первый план, люди живут сиюминутными желаниями.
Ш. Бюлер выделила четыре типа отношения к старости:
1) старость как продолжение активной жизни;
2) желание отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие.
3) недовольство своей жизнью -депрессия.
4) недовольство жизнью - фрустрация (невозможность удовлетворения значимой потребности, препятствие, которое невозможно преодолеть).
В поздней зрелости можно выделить три основных варианта развития: оживание; смена ведущей деятельности; сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.
Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Происходит психологическое старение, появление чувства старости. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Помимо своего прошлого, подчеркивал Э. Эриксон, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п.
В этом возрасте у людей наблюдается быстрая утомляемость, медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и поэтому, проявление «...отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр.
Что касается интеллектуальной деятельности пожилых людей, то одни исследователи говорят о снижении интеллекта, другие — об особой «логике» мысли, заметно увеличение времени реакции (между стимулом и ответом). Скорость и пластичность психических процессов ниже, медленнее думает и обрабатывает информацию.
Кризис ухода на пенсию.
В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. Наблюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и материальное положение. Кризис может осложниться утратой близких. Основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека

3. Психологическое профессиоведение.
Психологическое профессиоведение (психология профессий) – направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации.
Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием. Итоговое описание профессии называется термином «профессиограмма».
Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.
Краткое описание работы в целом (резюме), включающее четыре пункта:
1.     Что делает работник (Какие результаты должен получить? С помощью каких действий? Каковы требования к продукту или результату его действий и процессу их осуществления?)
2.     Как выполняется работа? (Какие технологии и орудия труда используются? В каких условиях протекает работа?)
3.     Почему делает? (Как связана данная работа с другими видами работ, с другими продуктами? В чем назначение, смысл, миссия работника?)
4.     Какие требования предъявляет работа к субъекту труда?
Эти четыре пункта составляют общую формулу анализа профессий, используемую психологами США (Укке Ю. В., 1972).
В Росии разработаны: Принципы профессиографирования К.К. Платонова (их 9) и Уровни психологического профессиографирования В.Д Шадрикова (7 уровней анализа): Выбор уровней исследования определяется ориентацией психолога на поставленные задачи.
В современную психологию труда прочно вошел термин - Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Применяется для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий, и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.
По цели:
Профессиография информационная нацелена на обеспечение профессионально-ориентационной работы и содержит все названные характеристики, хотя дает их обобщенно, кратко, описательно.
Профессиография коррекционная направлена на повышение безопасности профессионального труда, она детально и аналитически описывает только те характеристики, что служат основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.
Профессиография диагностическая обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики и ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда - только на тех этапах работы, от коих в большей степени зависит конечный результат и где требуются самые высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.
Профессиография формирующая используется в процессе профессионального обучения и охватывает социально-экономические, исторические и правовые характеристики профессии в общих чертах - с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.
Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.
Для составления психограммы используются следующие источники информации: документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, в том числе анкеты, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах (киноциклография, электроокулография, телеметрия физиологических параметров, электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др.
Структура психологической характеристики профессии (специальности, группы рабочих мест, рабочего места) такова:
• требования к оборудованию, организации и условиям труда;
• социально-психологические параметры трудового коллектива;
• комплекс требований к психике человека (нейропсихическим, психофизиологическим, личностным, интеллектуальным свойствам; к состояниям — эмоционально-волевым установкам, работоспособности, измененным состояниям; к процессам адаптации, обучения, восприятия, ритмам);
• требования к организации психолого-педагогических аспектов труда;
• требования к руководителю — организатору, педагогу, специалисту, личности.
Психограмма личности успешного профессионала, отображает профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.
Профессионально важные качества (ПВК) – относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.