четверг, 6 апреля 2000 г.

Билет 29



скачать билет 29
1.     Общая характеристика психологии как науки.

Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснения поведения человека и животных, а также психологических особенностей отдельных людей либо их групп.
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техник, социальная психология исследует психологические особенности людей, связанные с их включенностью в определенные социальные группы, а также характеристики таких групп и т.д.

Место психологии в системе наук. Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах.


Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Объектом психологии выступает психика, предметом основные закономерности порождения и функционирования психической реальности (психические процессы, психические состояния, психические свойства), конкретные факты психической жизни, психические явления, характеризуемые качественно и количественно.

История развития представлений о предмете психологии

Развитие психологического знания можно условно разделить на два периода:

1.   Донаучный –  в рамках религиозного и философского знания.

2.   Научный — формирование психологии как самостоя­тельной науки.

Развитие психологии можно представить и в виде этапов, отличающихся предметным содержанием: 

1.     психология как наука о душе; (Древняя Греция, Древний Рим, Средние века)

2.     психология как наука о сознании; (Декарт, Лейбниц, Гоббс, Вунд, Титеченер, Гештальт направление - Вертгеймер)

3.     психология как наука о поведении; (бихевиористы, Мак Дауголл, Фрейд,)

4.     психология как наука о фактах и закономерностях психики (Пиаже, Олпорт, Маслоу, Хорни, Фромм)

2. Методы программированного обучения психологии.

Программированное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении — разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения того же или сходного учебного задания. Были разработаны системы линейного и разветвленного программированного обучения. В настоящее время в программированном обучении используются адаптивные системы на базе компьютера.
Элементы программированного обучения встречались уже в древние времена. Их использовали Сократ и Платон. Название и основные принципы введены профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г.  получившие развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных П. Гальперина

Методы программированного обучения в психологии:

1. Курс дисциплины, разделенный на блоки для поэтапного последовательного обучения (например, интерактивный курс с проверочной работой в конце каждого блока)

2. Кейсы на тренингах с обсуждением в конце каждого кейса.
3. Комплексы задач (предметных, логических и психологических) и тренажеров для обучения какой-либо деятельности.
Основными методическими средствами программированного обучения, организуемого в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий, являются:
1. схема ориентировочной основы действий (ООД), позволяющая обучаемому безошибочно (правильно, по существу и в нужной последовательности) выполнять осваиваемые действия (и деятельность в целом);
2. набор учебных задач, моделирующих самые разнообразные ситуации, складывающиеся в реальной действительности при выполнении данной деятельности. Обучаемый решает эти задачи, опираясь на схему ООД.
Для обучения психологии в учебных задачах предметного типа могут моделироваться ситуации, встречающиеся в деятельности практического психолога, как, например, определение психического состояния людей по их поведению, действиям, репликам и т. д., классификация нарушений психики по типу девиантного поведения и т. д. Все задачи, решаемые на основе рисунков, чертежей, схем и т. д., тоже относятся к предметным типам задач.
К логическим задачам в психологии относятся правовые оценки действий участников ситуаций. Рациональные выходы из сложных запутанных отношений с партнерами, коллегами, родственниками. Разрешение конфликтной ситуации.
Задачи психологического типа строятся на противоречиях между понятийными и наглядными характеристиками явлений и предметов.

3. Основные цели и задачи психолога-консультанта в управлении.

Психологи в управлении решают следующие задачи:

1)     Отбор и подбор работников на вакантные места (или при ротации кадров) с учетом их психологической пригодности к выполнению планируемой работы.

2)     Формирование команды: подбор работников, которые психологически максимально подходят друг к другу и одновременно соответствуют задаче, решаемой подразделением. Задача подбора и формирования команд решается как путем индивидуальной работы, так и с использованием специальных групповых занятий.

3)     Помощь руководителям в формировании профессионально значимых для них качеств и разработке методов управления.

4)     Обучение руководителей и сотрудников приемам психологической саморегуляции, которая является профилактикой стрессовых состояний.

5)     Изучение нравственного потенциала работников. Руководители могут ожидать от психолога объективной оценки этого потенциала и прогноза возможных действий работника, способных нанести организации существенный ущерб.

6)     Психологическое сопровождение проектов

Цели психолога в управлении:

1.     Эффективное управление организацией

2.     Эффективное взаимодействие между сотрудниками компании, между сотрудниками и руководителями.

3.     Организационное развитие, своевременные организационные изменения

4.     Взаимовыгодное общение с партнерами

5.     Победы в борьбе с конкурентами, лидирующее положение компании в сегменте рынка

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.