вторник, 4 апреля 2000 г.

Билет 28



скачать билет 28

1. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.


Б.Г.Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1).
Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу),

а также индивидуальнотипические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека. Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.



Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо (рис. 2). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Понятие «субъект деятельности» по своему
содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности. Человек становится субъектом деятельности, проявляя, формируя и отражая свои деятельностно ориентированные психологические свойства и качества. Активное включение человека в деятельность в известной степени преображает, трансформирует, развивает его как личность, придавая ему новые свойства. Способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта деятельности. Таким образом, субъект деятельности — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомофизиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.



2. Закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность.


Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.

Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Субъектами общения могут быть как отдельные индивидуумы, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.

Структура общения: 1) коммуникативная сторона - заключается в обмене информацией между общающимися индивидами; 2) интерактивная сторона -заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; 3) перцептивная сторона - процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе понимания.

В масштабах жизнедеятельности человека общение является, во-первых, главным условием выживания, во-вторых, обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития личности. Ребенок, изолированный от общества людей, не может овладеть механизмами человеческого поведения, познания, совокупным опытом человечества. 

Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Общение свойственно всем высшим существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью.

Общение, как и деятельность, имеет свою структуру: потребности, мотив, цель, способы осуществления, результат. Это дает основания отнести его к разряду видов деятельности.

Функции общения (по В.А. Семиченко):

1.     контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержанию взаимосвязи во время взаимодействия;

2.     информационная – обмен сообщениями (информацией, мнениями, замыслами, решениями, состояниями), выдача запроса на информацию или ответа на полученный от партнера запрос;

3.     побудительную – стимулирование партнера по общению или общающегося (аутостимулирование), направление его активности на выполнение определенных действий;

4.     координационную – взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

5.     понимания – адекватное восприятие и понимание партнерами друг друга (намерений, установок, переживаний, состояний);

6.     эмотивную – целенаправленное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний или неосознаваемый «обмен эмоциями», изменение с  помощью партнера собственных переживаний и состояний;

7.     установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей социальной общности, в которой данный человек находится;

8.     оказания влияния – изменение состояния, поведения, ценностно-смысловых образований партнера (намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, активности, действий, вкусов, норм и стандартов поведения, оценки и др.).

Зоны общения (Э. Холл):

·          интимная (до 45 см.) – допускаются лишь близкие, знакомые. Характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт.

·          личная или персональная (45-120 см.) – обыденная беседа с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт.

·          социальная (120-400 см.) – во время официальных встреч.

·          публичная (свыше 400) – общение с большими группами людей.

В отечественной психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей.

По мнению Б.Ф. Ломова общение нельзя определять как вид человеческой деятельности, поскольку оно есть нечто принципиально отличное от деятельности, т.к. связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом.

В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения (А.А. Леонтьев, М.С. Каган, В.И. Саратовский и др.).

Например, для М.С. Каган вся деятельность человека не сводится только к предметной деятельности, и тогда общение естественно вписывается в разностороннее проявление человеческой активности.

Наконец, общение можно понимать как особый вид деятельности, как коммуникативную деятельность, выступающую самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например у младенцев, дошкольников, подростков (Г.М. Андреева, М.И. Лисина).

Б.Д. Парыгин в своем докладе на тему соотношения понятий «деятельность» и «общение» обозначает их как явления не тождественные, не являющиеся частями друг друга, но взаимоперекрещивающиеся. С одной стороны, общение может выступать как в качестве условия, или составляющей любой деятельности, так и в виде специфической коммуникативной деятельности, с другой – оно может и должно рассматриваться в качестве совершенно самостоятельного и отличного от деятельности социально-психологического явления.

В психологии признается целесообразным широкое понимание связи деятельности и общения: общение рассматривается и как сторона совместной деятельности, и как ее продукт. Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет исследователям ставить вопрос о том, что именно в деятельности может создавать общение. Известный социальный психолог Г.М. Андреева так отвечает на этот вопрос: посредством общения деятельность организуется и развивается.

Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснения специфики ее объекта и возможностей каждого из участников. Включение участников в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» их деятельностей. Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря функции воздействия, в которой и проявляется связь общения с деятельностью. Таким образом, делает вывод Г.М. Андреева, деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. Социальная психология как раз и исследует, как реально осуществляются эти процессы.

3. Понятие об эргатической системе и эргатических функциях.


Под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде - это система "человек - машина - среда - социум - культура- природа".

Эргатическая система - это сложная система управления, составной элемент которой - человек-оператор (или группа операторов), например, система управления самолетом, диспетчерская служба вокзала, аэропорта.

Сложная целеустремленная система, включающая человека (группу людей), техническое устройство (средств деятельности), объект деятельности и среду, в которой находится человек.

·          На первом этапе исследований целью оптимизации эргатической системы считалось приспособление человека к техническому устройству.

·          На втором этапе идет приспособление технического устройства к человеку, его психологическим, физиологическим, антропометрическим и другим характеристикам.

·          Для третьего этапа характерно рассмотрение эргатической системы с позиций анализа человеческого фактора как ее совокупного интегрального качества. При этом не человек рассматривается как рядовое звено, включенное в техническую систему, а техническое устройство — как средство, включенное в деятельность человека-оператора.

Именно человек порождает и трансформирует цели функционирования эргатической системы, достигает их с помощью технического устройства.

Существует несколько оснований классификаций эргатических систем.

В зависимости от числа действующих в них людей различают моноэргатические (один оператор) и полиэргатические (несколько человек) системы.

В зависимости от соподчиненности операторов в системе выделяют эргатические системы первого, второго и более высоких порядков. Например, система второго порядка имеет два этажа управления, на первом из которых оператор работает с техническим устройством, а на втором — оператор кроме работы с техническим устройством осуществляет руководство действиями первого оператора.

По функциональному критерию эргатические системы разделяют на детерминированные (действующие по жесткому алгоритму) и недетерминированные, в которых появление тех или иных событий, а следовательно, и осуществление деятельности оператора имеет вероятностный характер.

Имеются и другие критерии классификации эргатических систем, их число и разнообразие постоянно растет, что затрудняет попытки создания единой классификации.

Эргатическая функция - сложная функция управления, составной элемент которой - человек-оператор.

Е.А. Климовым выделены эргатические функции, которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности. Сама эргатическая функция определяется как "любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. - это любая трудовая функция (функция эргатической системы). Например, работник не может найти нужный инструмент (нужный документ) - у него нет порядка (условия не соответствуют работе). Следовательно, надо навести порядок, т.е. привести в соответствие цели труда, средства и условия.

Можно выделить следующие основные группы эргатических функций:

1.     духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука);

2.     производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации - СМИ, планирование - экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами);

3.     производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем);

4.     материальное производство (оперативно-гностическое - обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое - организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда - транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда).




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.