суббота, 30 января 2010 г.

О коучинге

Что такое коучинг?
Одно из определений коучинга гласит: "коучинг - это сфокусированный на решении, ориентированный на результат и систематический процесс сотрудничества, в ходе которого коуч содействует улучшению выполнения деятельности, увеличению жизненного опыта, самостоятельному научению и личностному росту людей из нормальных (т.е. не клинических) популяций". (Энтони Грант, доктор философии, основатель и директор отделения психологии коучинга в Университете Сиднея).

Анализируя теории, методы и техники, используемые в коучинге, а также перечень проблем и задач, решаемых с его помощью, можно с уверенностью предположить, что наиболее близким к нему по смыслу является "консультирование по вопросам карьеры и психологическое сопровождение деятельности". По сути, коучинг - это вид карьерного консультирования.


Обратимся к исследованиям и выводам американских ученых.
1. Потребность в консультировании по вопросам карьеры больше, чем потребность в психотерапии. Карьера - это больше, чем способ заработать деньги. Карьера оказывает влияние на жизнь человека в целом. Профессиональные роли тесно связаны с другими жизненно значимыми ролями человека. "Уровень доходов, стрессы, социальная идентичность, признание, образование, манера одеваться, увлечения, интересы, выбор друзей, образ жизни, постоянное место проживания и даже особенности индивидуальности связаны с профессиональной жизнью человека", пишут эксперты по карьерному консультированию Herr & Cramer, 1996. Можно представить, в какой дисбаланс иной раз приходит жизнь современного человека, если у него что-то не складывается в карьере! Именно поэтому роль консультирования по вопросам карьеры (коучинга), как системы поддержки и развития человека трудно переоценить. Карьерное консультирование занимается внутренним и внешним миром личности, в то время как большинство других подходов консультирования имеют дело только с внутренними событиями.
2. Консультирование по вопросам карьеры может выполнять терапевтические функции. Между карьерной и личной адаптированностью человека существует положительная взаимосвязь. Клиенты коуч-консультанта, которые успешно справляются с решением карьерного вопроса, могут приобрести умения и уверенность в способности браться за решение проблем в других областях. Они могут вкладывать больше энергии в решение проблем, не связанных с карьерой, именно потому, что прояснили цели карьеры. Многие исследователи утверждают, что карьерное и личностное консультирование неразрывно переплетаются и часто должны проводиться совместно. Например, если некая женщина потеряла работу, и переживает, что не найдет другой, она одновременно сталкивается и с проблемой карьеры и с проблемой высокой тревожности, и может столкнуться с непониманием ее переживаний и отсутствием необходимой поддержки в кругу ее близких людей. Если бы она стала клиентом коуч-консультанта, то работа с ней строилась бы в двух направлениях: разработка эффективного карьерного пути и поддержка ее решимости смело встретить и преодолеть эмоциональные проблемы, связанные с поиском новой работы или изменением направления в жизни.
Создатель первого метода групповой психотерапии - психодрамы, доктор Якоб Леви Морено как-то пошутил, сказав "…кому показана психодрама? Любому человеку, у которого есть или когда-либо были родители!". Перефразировав Морено, можно заметить, что коучинг полезен всем тем людям, кто хотя бы раз выходил на работу!
Из истории коучинга.
По одной из версий, коучинг появился в 1980-х годах в США. Финансовый советник Томас Дж. Леонард в ходе своей работы обнаружил, что многие его клиенты нуждаются не только в навыках планирования финансов. Они спрашивали его по целому ряду вопросов, касающихся карьеры или жизненных планов. Для обозначения той работы, которую Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин "коучинг", производный от английского слова "coach" - тренер, наставник, репетитор. Со временем этот вид консультирования становился все более и более популярным, выходя за рамки финансового консалтинга. В 1992 году Леонард организовал Университет коучинга; в настоящий момент это одна из самых больших организаций в мире, обучающая коучингу.
По другой версии, разделяемой, многими учеными-практиками, в том числе и доктором философии Энтони М. Грантом, коучинг, в известном смысле, возник из "ниоткуда". Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений, использовали многие люди, добившиеся успеха.
В теоретической основе этого подхода, прежде всего, лежат работы великого психотерапевта, доктора медицины Милтона Эриксона по гипнозу и коммуникации и ряда других известных психотерапевтов, созданные в 1950-х - 1970-х годах, а так же исследования когнитивной психологии и труды Альфреда Кожибского по общей семантике. Данный подход получил название коучинга, сфокусированного на решении, или системного коучинга. В настоящее время, системный коучинг является одной из самых передовых и эффективных технологий карьерного консультирования. Популярность его растет как среди клиентов, так и среди профессионалов. Многие из великолепных коуч-консультантов, являясь приверженцами других подходов к коучингу, интегрируют в свою практику базовые положения и техники системного коучинга. Они руководствуются простым принципом - помогая людям, надо быть максимально эффективным за минимальное время!
Ключевые предпосылки в коучинге.
Коучинг, сфокусированный на решении (далее-системный коучинг), базируется на нескольких предпосылках.
Консультанту важно помнить о том, что:

  • Изменения постоянны и неизбежны.
  • Изменения приходят с многих разных сторон.
  • Маленькие изменения влекут за собой большие.
  • Человек уже знает, что ему нужно сделать, чтобы решить свои проблемы, которые привели его к специалисту, он просто не знает, что он это знает.
  • Даже давняя проблема постоянно не появляется. Всегда есть исключения.
  • Если человек знает, к чему стремится, ему будет проще этого добиться. Представив свое будущее, он поможет себе обрести его.
  • Человек живет в контексте (например, семья, учебная, рабочая группа). Симптомы и проблемы являются выражением внутренних процессов отдельной личности, а также процессов взаимодействия и отношений между людьми.
Парадоксальный подход в коучинге.
Эффективный коуч-консультант использует парадоксальный подход к работе со своими клиентами: он скорее на стороне реальности, чем на стороне изменений. В определенном смысле он продолжает традицию вышеупомянутого Милтона Эриксона, которую тот начал, будучи юношей, помогая отцу по хозяйству. А надо Вам сказать, что в юности Милтон Эриксон перенес полиомиелит и был очень ослаблен болезнью, и некоторое время ходил, опираясь на палочку. Так вот, как-то раз один из быков никак не хотел идти в стойло. Отец тянул его в одну сторону, а он отца - в другую. Увидел эту картину Милтон Эриксон, пригляделся повнимательней, и, быстро оценив ситуацию, попросил папу отойти и… ухватился за хвост быка! Бык опешил от такой наглости и - вбежал в стойло!.. Милтон Эриксон вырос, стал доктором медицины и использовал такой подход, как одну из важнейших стратегий для порождения позитивных изменений в жизни своих пациентов. Именно к такому способу действий обращается и коуч, прошедший профессиональную подготовку.
Системный взгляд.
Коуч обучен смотреть на себя и клиента, а также на его ситуацию и проблемы особым образом. Иначе говоря, коуч-профессионал способен работать на нескольких уровнях восприятия. Доктор медицины Гунхард Вебер, директор Вислохского института системных решений, ведущий специалист в области системной работы и мой учитель предложил емкую метафору, позволяющую понять, что является профессиональным системным взглядом на ситуацию, а что не является таковым. Давайте поговорим о такой нелюбимой многими женщинами теме, как футбол и представим, что некий человек, ничего не знающий о футболе, желая скоротать время, включил телевизор и смотрит трансляцию футбольного матча. И как назло, происходит сбой в трансляции, и лишь одна видеокамера, снимающая судью, продолжает работать.
Зритель видит, что по зеленому полю бегает какой-то человек, в черных футболке и трусах, идет мокрый снег, его одежда намокла, ему холодно, но он не торопится покидать поле, а подпрыгивает, машет руками, свистит в свисток и что-то кричит. Зритель смотрит на странного человека в течение пяти минут и решает, что перед ним - душевнобольной. И это не системный взгляд. Но представим, что оператор, снимающий судью, получил указание снимать все, что происходит на поле. И наш зритель, не зная игры и правил, потихоньку в них разберется. Например, он увидит, что на поле много людей в футболках и в трусах. И что человек со свистком свистит и кричит, если один из бегающих по полю сбивает другого с ног. И что смысл игры в том, чтобы забить как можно больше мячей в противоположные ворота. И если оператор будет снимать еще и болельщиков, то зритель увидит, что их большая часть поддерживает команду в белой форме. Один гол - трибуны ликуют, второй - ликуют. Игра закончилась, и болельщики расходятся огорченные. Непонятно почему, если не знать, что в предыдущей игре команда в белой форме проиграла со счетом: 3:0. Такой взгляд является системным.
"Обычный" коуч считает, что его задача - позитивные изменения в жизни клиента. Системно мыслящий коуч понимает, что позитивные изменения в жизни клиента есть задача клиента. Кроме того, коуч уверен, что жизнь человека и сам человек могут меняться лишь благодаря действиям. Задача же коуча (в рамках коучинговой встречи-сессии) - создавать условия для подготовки клиента к действиям. Так спортсмен тренируется в зале под руководством опытного тренера, но на соревнованиях выступает сам, и, тем не менее, в его медалях блестит и труд его наставника.
При этом от коуча требуется понимание природы человека: он должен помнить, что изменения, даже положительные - то, чего люди боятся. Представьте себе: приходит к коучу клиент - успешный человек и очень хочет измениться, и очень этого боится. Как правило, такой клиент не стоит лицом к лицу со своей проблемой, избегает ее.
И одна из вещей, которые коуч старается дать человеку - обратить его лицом к лицу с проблемой и сделать так, чтобы он, клиент, решал свою проблему с достоинством.
Реальные истории.
Махина Татьяна Владимировна - бизнес-тренер, коуч-консультант, кандидат психологических наук, г. Обнинск, Калужская область.
Впервые мысль о том, чтобы прибегнуть к помощи профессионала в области коуч-консультирования, пришла, когда передо мной встала проблема выбора дальнейшего профессионального развития и поиска внутренних ресурсов, чтобы изменить неудовлетворявшую меня рабочую ситуацию. Ситуация, которая сложилась на работе, не устраивала меня по многим параметрам. Но и в то же время я долго не решалась что-либо изменить. Одолевали сомнения, неуверенность в том, а смогу ли сделать правильный выбор и не ошибиться. Совместная работа с коучем помогла мне: увидеть перспективы, найти внутри себя ресурсы, снять сомнения и тревоги, проработать цели профессионального развития, и наметить первые шаги, которые мне предстояло сделать, чтобы начать двигаться в нужном мне направлении.
Помимо стратегических жизненных задач, я обращаюсь к коуч-консультанту для решения более мелких, тактических. Например, в руководстве людьми мне было сложно контролировать и требовать выполнения поставленных задач. Работа с коучем помогла скорректировать мой стиль управления и стать более успешной в общении с сотрудниками и управлении.
В общем и целом, я стала более бережно относиться к своему времени, которого на самом деле не так много, чтобы достигать своих целей, стала более уверенной в выбранном пути и теперь со многими сложными жизненными ситуациями справляюсь быстрее, так как знаю, как можно помочь себе самой, так как коуч дает в руки и такие инструменты.


Таким образом, на рынке присутствуют: гештальт-коучинг (от гештальттерапии); системный коучинг (от системного консультирования и психотерапии); NLP-коучинг (от NLP соответственно) и мн. др. Категория вторая - коуч-консультанты, прошедшие подготовку по программам, утвержденным Международной Федерацией коучинга, от 150 ак. часов, на базе высшего образования.
Категория третья - коуч-консультанты, прошедшие подготовку в мастер-классах, у ведущих зарубежных и/или отечественных специалистов. Количество часов зависит от того, сколько семинаров посетил человек.
Как Вы, наверное, догадались, единые международные стандарты подготовки коучей, которые были бы твердым ориентиром для всех без исключения школ практической психологии и поддерживались бы ими - на сегодня отсутствуют.
И поэтому крайне важно уберечь себя от некачественного коучинга.

Как?

  • Спросить подтверждающие квалификацию документы.
  • Попросить коуча сделать самопрезентацию. Обратить внимание на опыт и рекомендации.
  • Попросить объяснить, как будет проходить коучинг.
Ни один из Ваших вопросов, находящийся в рамках приличия, не должен смутить коуча. Сами вы должны помнить, что хороший коучинг - это краткосрочный коучинг. Хороший коуч как бы говорит посредством своего мастерства: "моя задача - оставить себя без работы". Итак, цикл коучинговых встреч - от 5 до 10. Одна встреча - 50 мин. Интервал между встречами - от недели до двух. Средняя стоимость одной коучинговой встречи по России - 1500 рублей за час. Особое внимание уделите цели на коучинг. Именно Вы должны ее четко, позитивно и реалистично сформулировать, соотнести с Вашими возможностями и определить измеримые критерии к ней. И коуч Вас должен поддержать в этом. В дальнейшей работе Вы будете придерживаться именно этой цели и каждую коучинговую встречу начинать и заканчивать анализом того, насколько Вы приблизились к ней.
И в завершение этой статьи, хочу порекомендовать Вам несколько великолепных книг, из которых Вы сможете больше узнать о психологическом консультировании и коучинге.

  • С. Глэддинг "Психологическое консультирование", "Питер", 2002.
  • Э. Грант, Дж. Грин "Коучинг принятия решений", "Питер", 2005.
  • Дж. Нардоне, П. Вацлавик "Искусство быстрых изменений", Издательство Института психотерапии, Москва, 2006.
  • Дж. Уитмор "Коучинг- новый стиль менеджмента и управления персоналом", "Финансы и статистика", Москва, 2001.
  • Джина Харрис "Коучинг: личностный рост и успех", "Речь", С.- Петербург,2003.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.