понедельник, 10 января 2011 г.

Проблемы мышления

Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в результате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно.

Основным механизмом мыслительного процесса является анализ-синтез.

Анализ — это дробление, членение какого-то целого на части, дифференцировка, выделение, абстрагирование какой-либо стороны, отдельных частей, признаков.
Синтез — соединение частей, сторон, признаков, обобщение, группировка, создание целого.
Анализ и синтез никогда не существуют обособленно друг от друга, но составляют две стороны единого процесса мышления. Именно взаимосвязь и взаимозависимость анализа и синтеза и составляет суть, ядро мыслительного процесса (в некоторых профессиях требуется преобладание одной из сторон, например, художники вначале акцентируют синтетические качества, затем детализируют, или необходимо особое внимание к деталям — в деятельности следователя или судьи).
Взаимосвязь анализа и синтеза выражена в следующих зависимостях:
1. Анализ целого есть в то же время и его синтез, поскольку анализ направляется на выделение не только частей, сторон, признаков целого, но одновременно и на раскрытие связей, зависимостей, отношений, существующих между этими частями целого.
2. Единство аналитико-синтетического процесса проявляется в том, что анализ направляется исходным целым (синтез 1) и является средством, путем, способом познания того же целого, которое в результате проделанной работы познается более глубоко и полно.
3. Мыслительный процесс окажется успешным, т. е. приведет к решению поставленной задачи, если все его три звена находятся в точном соответствии друг с другом. Если этой согласованности нет, мыслительный процесс либо вообще не может осуществиться, либо задача решается неправильно. Когда маленький ребенок, прослушав рассказ, рассуждает о поступке летчика-героя и задает вопросы о том, как он был одет, были ли у него дети или была ли у самолета красная звезда на крыле, его анализ прослушанного произведения сбивается с пути, который задается синтезом 1, т. е. основной темой рассказа. В этом случае наблюдается расхождение процесса, и задача оказывается нерешенной.
4. Анализ-синтез может происходить на различных уровнях: он осуществляется либо в непосредственном действии с предметами, в их практическом соединении и расчленении (например, иногда нужно уложить вещи разной формы в ящик), либо задача может быть дана в наглядной форме (например, содержание картины, которую человек хочет понять), либо в теоретическом плане — оперирование понятиями, символами (при решении логической задачи).

Анализ и синтез, будучи основой мыслительного процесса, выступают в разных умственных операциях, имеющих более частный характер.
Эти операции следующие:
Сравнение — установление сходства и различия между предметами или явлениями действительности.
Абстракция — мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение одних лишь существенных особенностей группы предметов или явлений.
Конкретизация — мысленный переход от более общего понятия к более частным. Применение обобщающего знания к отдельному случаю.
Различают следующие логические формы мышления:
Понятие — это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.
Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Бывают: общими, частными и единичными. Образуются непосредственно и опосредованно.
Умозаключение — это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая их из содержания исходных суждений. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм.
Различают умозаключения двух основных видов:

1) индуктивное (индукция);
2) дедуктивное (дедукция).
Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров и т. д. к общему положению. Дедукция, наоборот, есть умозаключение от общего положения к частному случаю, факту, примеру, явлению. Причем, у разных людей преобладает какой-либо из этих видов, порождая индивидуальный стиль мышления.
Мышление, однако, не всегда выступает как процесс, в котором действуют логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются изменения его эмоций. Эмоции способны искажать, стимулировать мышление.
Одним из видов искаженного мышления является аутизм. Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику.
Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, не ограниченная рамками строгой логики дорога. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины. Аутистическое мышление порождает иллюзии, а не находит истину.
Существуют индивидуальные особенности мышления как процесса:
Широта мышления — это способность охватить весь процесс целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области знания, в способности системного видения, представления системы связей и отношений внутри объектов и между ними.
Глубина выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит "главного

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. При этом люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей.
Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди — это люди с быстрым умом.
Торопливость ума — проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.
Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критичным складом ума никогда не расценивает свои положения как абсолютно верные, непогрешимые. Он видит их сильные и слабые стороны, всегда стремится их проверить, испытать на практике.
Для эффективности работы руководителя желательны высокая степень развития основных качеств ума, их гармоническое сочетание. Недостатки в развитии того или иного качества неизбежно сказываются на поведении личности, ведут к различным деформациям и ошибкам в профессиональной деятельности.
Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. Привычка решать задачи определенным, ранее опробованным путем, психологическая инерция затрудняют решение, а нередко и вообще не дают возможности его найти. Преодолевая косность мышления, используют прием, получивший название «мозгового штурма». В каждом коллективе есть люди, склонные к генерированию идей, и скептики, спорщики, предпочитающие идти проторенными путями и нередко выступающие против всего нового, непривычного. Обсуждение той или иной проблемы в коллективе чаще всего не удается успешно закончить, так как продуцирование нового наталкивается на возводимые критиками препятствия.
Выход из положения нашел американский психолог А. Осборн. Он предложил «генераторам» выдвигать самые неожиданные и смелые идеи в своем кругу, не критикуя друг друга. А затем «критикам » — обсуждать запротоколированные предложения, деля их на три группы: те, что можно реализовать немедленно; те, что необходимо доработать и можно после этого реализовать, и те, которые не подлежат обсуждению, так как в данный момент их реализация невозможна.

Человек начинает думать, когда не может достигнуть цели с помощью непосредственных автоматических реакций. Возможности руководителя в формировании мышления ограничены. Он может только направлять действия подчиненного, корректировать их, снабжать подопечного информацией. Таким образом, единственное средство обучения мышлению — тренировка. Но, снабдив подчиненного готовыми инструкциями, мы отучаем его думать, лишаем самостоятельности, творческого подхода к делу. Поэтому в процессе управления очень важно делегирование полномочий, которое не просто высвобождает руководителя от ряда вспомогательных работ, но и приучает подчиненных думать, что, в свою очередь, тренирует мышление.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.