суббота, 19 марта 2011 г.

Недокументированные особенности самой раскрученной креативной методики

То, чего не пишут о мозговом штурме

Недокументированные особенности самой раскрученной креативной методики



Автор: Соколов Александр Борисович,
Санкт-Петербургский Клуб консультантов и тренеров, 2004 г.
Сайт: treko.ru/klub_about


Благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм был когда-то очень популярен. Но существует обратная сторона медали: в литературе отсутствует полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач.
На разных этапах становления российского бизнеса разыгрывались разные ресурсы:
  • административный ресурс;
  • ресурс денег;
  • кадровый ресурс…
Сейчас конкуренция вынуждает участников рынка искать что-то новое.

Например, написать на водочной этикетке слово «Водка» сейчас уже явно недостаточно, чтобы эту водку стали покупать (при существующих на рынке 20 тысячах конкурирующих марок…) Более того, вероятно, и перетяжка с надписью «Водка N – Ваш надежный партнер» в людном месте вряд ли исправит ситуацию. Тут нужно что-то новенькое…

Известны два основных способа получения новых идей.
Способ 1 (легкий): Идею можно позаимствовать (а попросту «украсть»).
Например, большинство российских телевизионных шоу (за исключением классических «Что? Где? Когда?» и «КВН») скопированы с западных образцов. Воруются тренинги; «снимаются» концепции музыкальных групп и т.д. и т.п.
Способ 2 (сложный): Можно попытаться придумать.
К сожалению, это получается не всегда.

И тут возможно обращение к методикам, которые, конечно, не заменяют мыслительный процесс, но призваны его усиливать.

Методики творчества начали интенсивно развиваться с середины прошлого века, причем отнюдь не в гуманитарных областях, а в первую очередь в области военной техники. И вовсе не вследствие духовной практики философов, а в силу ряда более прозаических причин, прежде всего в связи с усиливающимся противостоянием враждующих военных блоков.

Сейчас происходит прорыв этих методик в область бизнеса, и, поскольку интерес к креативу возрастает, к этой теме часто вынуждены обращаться люди мягко говоря не очень компетентные. Поэтому неизбежно повторение ошибок, через которые инженеры прошли еще лет 50 назад.

Повторю:
наибольший опыт в этой области накоплен не у психологов, а у инженеров
. Поэтому имеет смысл обратиться к этому опыту, дабы не наступать на те же грабли, что и инженеры лет 50 назад.

Исторически первым методом поиска идей, получившим распространение, и явился знаменитый мозговой штурм (он же мозговая атака, он же брэйнсторминг), созданный Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века.

Сейчас существует множество трактовок этого понятия. В поисках публикаций по данному вопросу мы наткнулись, например, на такую цитату:

«Ментальное Упражнение 8
"Что дальше, Господи?"

На листе бумаги напишите фразу "Что дальше, Господи?" Обведите ее окружностью.
Попросите Внутреннего Партнера помочь вам провести "мозговой штурм" …
Провозгласите: "Я свободен (свободна), и готов (готова) для моего блага! Слава Богу! Аминь".
Обратимся к классической трактовке.
Идеи – отдельно, критика - отдельно
Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. В поиске удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все. И это хорошо, ибо в обычных, «нетворческих» ситуациях избавляет от необходимости лишний раз думать. Например, когда Вам нужно купить данный журнал, Вы, не испытывая творческих мук, вынимаете деньги из кармана и покупаете журнал.

Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений (перечитайте пример по водку в начале данной статьи). В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми – опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства и т.п. Если же эти фильтры убрать, то можно если и не повысить качество идей, то по крайней мере увеличить их количество.

Итак, основная идея Осборна проста:
отделить процесс генерации идей от их критики.
Алгоритм вкратце таков:
  1. Отбирается группа 4-10 человек.
  2. Участникам сообщается проблема, которую предстоит решить.
  3. Собственно штурм. Задача: получить как можно больше идей. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс. Ведущий (модератор) руководит процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников.
  4. Этап анализа. N-ное количество идей получено (некоторыми авторами называются внушительные цифры: 70 идей, 150 идей…). Что дальше? Теперь предстоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их. Критика наконец разрешена – ура! Но не огульная: в каждой идее необходимо попытаться найти конструктив.
Вот и вся неоднократно описанная в литературе, «простая и доступная процедура».
Но не все так просто
Именно благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм и был в свое время очень популярен. Но существует обратная сторона медали: в литературе отсутствует полноценное методическое описание
мозгового штурма
, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Помимо призывов «мыслить оригинально» и «отказаться от стереотипов» в литературных источниках не дается рекомендаций касательно того, как избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в далеком детстве.
(Миф о «чистом и безграничном воображении ребенка» разрушается мгновенно, если поставить простой эксперимент, проведенный недавно одним учителем. Этот учитель давал младшим школьникам задание придумать и нарисовать сказочного героя. Результат печальный: 9 из 10 детей в своих рисунках транслируют покимонов, спайдерменов и прочих персонажей мультсериалов – и НЕ СПОСОБНЫ придумать что-то по-настоящему оригинальное).
Вероятно, для получения полноценных рекомендаций целесообразно обратиться непосредственно к опыту специалистов-практиков.
В этой статье мы расскажем о некоторых ошибках, регулярно совершаемых при проведении мозгового штурма.
Напомним, что основная цель штурма – помочь участникам «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить необычные, оригинальные идеи.
1. Смешение штурма и совещания
Часто процедуру
мозгового штурма
изображают примерно так: собрались менеджеры по персоналу. Посидели пару часов, в свободной обстановке поговорили на тему мотивации. Посмеялись. И выписали на доску 3 идеи.

Таким образом, мозговым штурмом назвают некое развязное совещание а-ля посиделки творческой интеллигенции в курилке.
ОШИБКА! Мозговой штурм
– это не совещание, не диспут и не сеанс психотерапии. Коллективное провозглашение банальностей по команде ведущего «Ну, товарищи, смелее, высказывайтесь, у нас на повестке дня мозговой штурм» по определению не может дать нового качества идей (а это то, что на самом деле требуется, если, конечно, обсуждается не вопрос «куда нам поехать на выходные», а сложная профессиональная проблема).
2. Сложная задача не раздроблена на более простые.
О чем часто забывают при решении
творческих задач
: задачи эти бывают очень разных уровней сложности. Условно говоря, 1-й уровень сложности (имеется в ввиду известная классификация творческих задач создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера): придумать слоганчик для рыбного киоска на рынке. А если проблема очень сложная?

Например, «разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы». Задача явно распадается на множество нетривиальных подзадач: «Как найти спонсоров?», «Как организовать работу агитаторов?» «Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?» и т.п. Если же эту проблему попытаться штурмовать в формулировке «Как победить на выборах», то и получим в результате что-нибудь вроде «устроить государственный переворот».
Мозговой штурм
, вероятно, эффективен при решении относительно простых задач «в один-два хода». Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи.

Понятно вместе с тем, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.
3. Отсутствие разогрева.
Как мы уже написали, для начала штурма недостаточно бодрого возгласа Ведущего "Смелее, выдавайте Ваши неожиданные идеи!". Представьте себе, что штурм проводится на некой фирме. Участники штурма – усталые, отягощенные проблемами люди, кто-то из них только что пообедал, у кого-то болит голова. Среди участников - и руководители, и подчиненные (часто пишут, что участники должны быть примерно одинаковы по статусу, на практике это не всегда возможно). И от ведущего требуется в частности, чтобы на какое-то время подчиненный забыл, что он подчиненный.

Чтобы «выровнять» участников, привести их в нужное эмоциональное состояние, нужна, во-первых, соответствующая обстановка.

Специалисты советуют:
  • погасить свет и проводить штурм при свечах.
  • проводить штурм (если это возможно) ночью, после 24:00.
  • перед штурмом всем участникам принять по 30 грамм хорошего коньяка (я серьезно!).
Далее, чтобы обсуждение «завелось», как и в спорте, необходима разминка, или разогрев, так называемое "психологическое выравнивание" участников. С этой целью вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной). Скажем, очень легко спровоцировать обсуждение, если начать с вопроса: “Как звали Александра Сергеевича Пушкина?” Затем берется долларов пятьдесят – и раздается по доллару, за любую реплику участника с места. По свидетельствам очевидцев, во время такой процедуры в коммерческих фирмах некоторые участники начинают счастливо хохотать. Вот тут и начинается основная тема.

Почему так опасно начинать с основной темы? Как мы уже сказали, задачи бывают очень разные.
«Если на штурме разбирается несложная проблема – например, «как мы будем веселиться на Новый год» – такую приятную задачу участники «штурмуют» с удовольствуем, эмоционально заводятся друг от друга; непринужденно шутят и т.п. – говорит Игорь Викентьев, директор консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС». – Но если этих же людей попросить придумать концепцию нового ресторана, при небольшом бюджете – не факт, что им будет весело.
Когда на штурм выносится тяжелая профессиональная проблема, эдакая ежедневная головная боль - то минут через 15-20 у штурмующих возникает ощущение, как будто тебя изнутри прополоскали хлоркой. Ощущение препоганое».

4. «Пусть каждый выскажется».
В ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть либо участники высказываются по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, либо процессом руководит ведущий, вызывая участников по именам.
ОШИБКА!
По свидетельству специалистов, один из признаков того, что мозговой штурм запустился – люди начинают орать и перебивать друг друга. Причем кричат примерно следующее: «Рваный башмак!..», «Телефонная будка!», «Ресторан в виде башмака!» и прочие бессвязности. Это как раз значит, что цель штурма достигается – подсознание пробито, и участники выплескивают дальние ассоциации.

Так вот в данной ситуации попытки соблюдать регламент угробят всю процедуру на корню.

Вспомним передачу «Что? Где? Когда?» – ведь и там «знатоки» переходят на крик; представьте себе, что было бы, если бы капитан команды предоставлял слово по очереди каждому из знатоков.

Подчеркну еще раз, что мозговой штурм проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание); задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей. Это существенно разные вещи.
5. Ведение протокола на доске.
Типичная «книжная» рекомендация – записывать выдвигаемые идеи на доске или в блокноте. Это проделывает ассистент, либо сам ведущий, который при этом еще и комментирует каждую идею: «Буклет с плесенью? Смелая, неожиданная мысль!»…
ОШИБКА!
Попробуйте вести протокол, когда десять человек начинают одновременно кричать. Это практически невозможно!

Поэтому запись «от руки» исключена, здесь поможет только диктофон, либо видеосъемка всей процедуры.
6. Отсутствие запасных ходов.
Что делать, если штурм, несмотря на старательный разогрев, не запустился или начинает «тухнуть»? На этот случай у Ведущего должны быть наготове запасные приемы, помогающие вновь разжечь обсуждение.

В арсенале профессионалов есть множество подобных способов.

Например, используют т.н. «провокаторов». Такой провокатор (это один из участников штурма) держит в руках список неких произвольных слов, которые он периодически выкрикивает: «Горчица! Буклет с горчицей! Плесень! Буклет с плесенью! Инфузории!..» - опять-таки, с целью стимулирования у участников дальних ассоциаций.

Другой возможный вариант стимулирования, когда провокатор –молодая привлекательная девушка. И когда участник-мужчина выкрикивает какую-либо идею – девушка страстно восклицает: «Какой ты классный, как ты классно сказал! Какой ты умный!» и т.п.

Возможны иные варианты запасных ходов. Важно, чтобы они были.
7. Не забыть «выключить» штурм
Штурм не только важно запустить, его необходимо еще и «выключить».

Лет 15 назад, в одном из регионов Советского Союза, под флагом новых веяний, проводились масштабные творческие игры – выездные, многолюдные, многодневные. И в течение нескольких дней участники не ели, не спали, и – кто-то, возможно, впервые в жизни! – серьезно нагружали свои мозговые извилины. Так вот, такую нагрузку выдержали не все, и у нескольких участников буквально «поехала крыша». Им было уже не выйти из этого состояния.

Конечно, вероятность, что подобное произойдет в течение короткого мозгового штурма, невелика, но (особенно если среди участников есть люди эмоционально неустойчивые) очень важно в конце процедуры мягко, аккуратно вывести их из состояния «творческого экстаза».
8. Отсутствие процедуры анализа полученных идей.
Допустим, штурм удачно завершен, и мы получили какое-то количество более-менее адекватных идей.

Конечно, 150 идей – малореальная цифра (вероятно, речь идет о числе вообще всех реплик, выкрикиваемых участниками).Естественно, членораздельных идей будет существенно меньше. И тут наступает этап критики, когда отбираются и дожимаются наиболее удачные идеи. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи. Например, идея буклета с плесенью – это, конечно, целое направление в авангардном искусстве, но для реальных целей все же неактуально, и идею приходится отложить.

Вот один из простых способов «дожимания» полученных идей. Пусть в результате штурма у нас получилось 4 идеи:
Идея N 1, Идея N 2, Идея N 3 и Идея N 4
.

Эти идеи мы откладываем на какое-то время. И через пару дней, уже отдохнув от турма, составляем такую табличку:



Идея N 1 Идея N 2 Идея N 3 Идея N 4
Идея N 1
Х
Идея N 2
Идея N 3
Х

Х
Идея N 4
Х

– в которой рассматриваем комбинации идей. Вероятно, далеко не все комбинации будут удачными, но при этом таким механическим способом возможно получить ряд новых качественных идей.
Заключение
Мозговой штурм
– наиболее известная, но далеко не самая удачная попытка создания творческой методики (правда, с весьма эффектным названием). Различными исследователями неоднократно предпринимались попытки создать более совершенные модификации МШ. Известны обратный, индивидуальный, парный, массовый, двухстадийный, поэтапный мозговой штурм и т.п.

Да, мозговой штурм легко поддается внешним модификациям – отсюда и обилие вариантов его проведения. Однако с 50-х годов 20-го века принципиальных новшеств в этом направлении не возникло.

Впрочем, возможно, нам просто нужно избавиться от стереотипов… Мозговой штурм с плесенью? Смелая, неожиданная мысль!..
Автор выражает благодарность за помощь в написании статьи директору консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС» Игорю Леонардовичу Викентьеву.
Приложение N 1: Различные эксперименты с мозговым штурмом
Приложение N 2: Что только не называют мозговым штурмом...
Приложение N 3: Метод номинальной группы
Использованные источники:
  1. Джон К. Джонс, Методы проектирования, Москва, «Мир», 1986 г.
  2. Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, "Московский рабочий", 1973 г.
  3. Крупнейший форум по решению бизнес-задач ww w.triz-ri.ru/forum
  4. Викентьев И.Л., Морфологический анализ, как способ решения бизнес-задач
  5. Викентьев И.Л., Современные методики творчества/креатива (обзор).

5 комментариев:

  1. Приложение N 3 к статье А. Соколова "То, чего не пишут о мозговом штурме"



    Сущность метода заключается в отделении выдвигаемых идей от их авторов, что создает благоприятные условия для выдвижения любых идей любым участником совещания.

    Максимально структурированной мозговой атакой считается метод номинальной группы (А. Л. Дельбек, Э. Г. Ван де Вен, В. К. Ерофеев, Н. Е. Карягин, Е. Г. Ноздрина).

    Метод номинальной группы полезен в ситуациях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, с тем, чтобы получить решения, к которым один человек прийти не может.

    Метод проводится в тщательно отобранной группе специалистов, хорошо разбирающихся в обсуждаемом вопросе.

    Сущность метода заключается в отделении выдвигаемых идей от их авторов, что создает благоприятные условия для выдвижения любых идей любым участником совещания.

    Отдельные предложения выдвигаются анонимно, окончательное решение считается групповым. Метод состоит из пяти этапов: первый — молчаливое генерирование; второй — неупорядоченное перечисление идей; третий — уяснение идей; четвертый — ранжирование идей; пятый — анализ и взвешивание отдельных предложений.

    Ерофеев В. К., Карягин Н. Е., Ноздрина Е. Г. Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений: Учебное пособие, Астрахань, Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1998 г.

    ОтветитьУдалить
  2. Приложение N 2 к статье А. Соколова "То, чего не пишут о мозговом штурме"



    Найдено на одном психологическом сайте.
    Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь? (мозговой штурм)

    Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: "Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему:

    - снимать барьеры в общении
    - удовлетворять свое любопытство
    - снимать напряжение и тревожность
    - стимулировать активность
    - следовать принятой традиции
    - приобретать новый опыт".

    В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсужденя целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п.

    http:// azps.ru/training/11.html

    ОтветитьУдалить
  3. Приложение N 1 к статье А. Соколова "То, чего не пишут о мозговом штурме"

    Повальное увлечение брейнстормингом на Западе привлекло к нему внимание социальных психологов, после чего последовали многочисленные эмпирические проверки метода. В итоге выяснилось, что слухи о его чрезвычайной эффективности оказались сильно преувеличенными.

    Общепринятым считается: интеллектуальная творческая работа относится к разряду сугубо индивидуальной деятельности. Но в 1957 г. это мнение решил опровергнуть Алекс Осборн, профессиональный рекламщик, который предложил свой метод групповой интеллектуальной работы. Он назвал его

    «брейнсторминг»

    , или

    «мозговой штурм»

    .

    Широко пропагандируя брейнсторминг, Осборн представлял его как универсальный способ решения творческих проблем, пригодный и для нахождения ответов на трудные вопросы, и для изобретений, открытий в любых отраслях деятельности: в науке, бизнесе, политике, образовании и т. д. И надо отметить, рекламная кампания Осборна удалась. Метод завоевал популярность сначала в США, затем в Европе. Интересна его судьба в нашей стране, где брейнсторминг получил всенародную известность (правда, не под этим названием, да и вообще без ссылок на авторство и даже на страну происхождения) в середине 1970-х гг. благодаря чрезвычайно популярной развлекательной телепередаче «Что? Где? Когда?», которая целиком была построена на правилах мозгового штурма А. Осборна. Эти правила приведены ниже:

    1. Ставится проблема, которую необходимо решить. Все члены группы «штурма» поощряются к высказыванию любых идей и решений, которые придут им в голову, какими бы абсурдными или нелепыми они ни казались.

    2. Все идеи высказываются и регистрируются.

    3. Ни одно предлагаемое решение, ни одна идея не оцениваются до тех пор, пока не иссякли все предложения. Все участники должны быть уверены, что ни одно предложение не будет оцениваться и отбрасываться в процессе «штурма».

    4. Поощряется дальнейшая разработка чьей-либо идеи другими участниками заседания.

    Повальное увлечение брейнстормингом на Западе привлекло к нему внимание социальных психологов (они тоже неравнодушны к чужим успехам), после чего последовали многочисленные эмпирические проверки метода.

    ОтветитьУдалить
  4. В итоге выяснилось, что слухи о его чрезвычайной эффективности оказались сильно преувеличенными.

    Так, уже в 1958 г. Д. Тайлор, П. Берри и К. Блок установили, что количество предложений, высказанных группой, действительно больше количества идей, предложенных любым индивидом, работающим в одиночку. Однако, когда количество идей, высказанных четырьмя раздельно работающими по правилам мозгового штурма индивидами, сложили вместе, то оно почти в два раза превысило сумму предложений, выработанных членами группы из четырех человек, работающих совместно то же самое количество времени. Тот же результат был получен и тогда, когда испытуемыми в эксперименте стали ученые-исследователи, работающие группой по инструкции брейнсторминга (Kelley H., Thibaut J., 1969). Большинство исследователей, изучающих брейнсторминг, утверждают, что работающие группой участники штурма высказывают меньше предложений, чем то же число людей, но работающих по-одиночке.

    Почему так происходит? Причин здесь несколько, но большинство из них — психологические. Одни исследователи критикуют групповой метод мозгового штурма за то, что в группу часто объединяются люди, которые друг друга не знают. В этих условиях они ведут себя настороженно и не очень-то спешат раскрепоститься. Во всяком случае, участники неохотно выражают свои мысли перед незнакомыми людьми даже при том, что основное правило метода запрещает любую критику высказываемых предложений. Запрет запретом, но каждый участник группы штурма опасается про себя, что другие сочтут его за «чокнутого» или «прибабахнутого». Кроме того, считают Д. Коэн, Дж. Уайтмаир и У. Фанк (1960), что поскольку группы штурма временные (создаются для решения какой-то сегодняшней проблемы), то у их участников нет долговременной, постоянной мотивации для повышения продуктивности своей деятельности (Kelley H., Thibaut J., 1969).

    Майклу Дейлу и Вольфгангу Штребе (1987) удалось добиться увеличения количества вырабатываемых группой решений лишь за счет того, что они объявили, что будет учитываться и оцениваться сумма идей, выдвинутых каждым членом группы по отдельности, а не общий результат (Уилк X., Кнеппернберг Э., 2001). Таким образом, большая продуктивность была достигнута благодаря снижению социальной лености, которая, оказывается, свойственна группам не только физического, но и интеллектуального труда.

    ОтветитьУдалить
  5. Снижают продуктивность группы брейнсторминга и когнитивные помехи, обусловленные ситуацией групповой работы. Ведь высказываться членам группы приходится по очереди, и пока один человек говорит, остальные слушают, дожидаясь своей очереди, и одновременно удерживают в памяти собственные идеи. Но поскольку возможности оперативной памяти достаточно ограничен, то участникам штурма трудно удерживать в уме уже имеющиеся у них идеи, думать над следующей, да еще и выслушивать предложения человека, говорящего в эту минуту. Таким образом члены группы вынуждены одновременно выполнять три когнитивные операции: а) сосредоточивать внимание на том, что говорит очередной выступающий; б) хранить в памяти уже имеющиеся у них идеи; в) искать новые идеи и их обдумывать. Одновременное выполнение этих операций мало кому под силу, если оно вообще достижимо.

    Все вышеперечисленные причины вызывают блокирование продуктивности групп мозгового штурма. Таким образом, даже несмотря на возможности увеличения персонального вклада каждого участника штурма в общий результат, группа в целом, работая лицом к лицу, все же менее продуктивна, чем ее члены, работающие раздельно, полагает Дж. Мак-Грас (1984).

    М. Дейл и В. Штребе на основании серии экспериментов (1987) пришли к выводу, что брейнсторминг будет более эффективным, если члены группы сначала в индивидуальном порядке станут нарабатывать и фиксировать все возникшие у них идеи, а уж затем совместно их обсуждать. При такой форме мозгового штурма продуктивность участников группы не будет тормозиться. Следовательно, на первом этапе — этапе наработки идей и решений, гораздо эффективнее действуют индивиды, объединенные в номинальную группу, то есть работающие над одной проблемой, но поодиночке.

    Совместная деятельность лицом к лицу более уместна на втором этапе, когда идеи и предложения обсуждаются, оцениваются, выбраковываются, отбрасываются и в результате отбираются оптимальные. С этой задачей группа справляется лучше, чем индивиды.

    Подводя итог, необходимо отметить, что эффективность трудовой деятельности во многом зависит от характера решаемой задачи. В некоторых случаях группа в состоянии действовать лучше, чем индивид. Так, например, если задачу можно разделить на подзадачи, полагает Иван Стайнер (1972), то каждую из них может выполнить такой человек, который обладает необходимыми знаниями, опытом и умениями. Однако когда задача не делится на составляющие или когда у членов группы нет должного мастерства и умения, результаты групповой деятельности могут оказаться ниже потенциальных возможностей группы, то есть не очень впечатляющими.

    Источник: Семечкин Н.И., Психология социального влияния, СПб, "Речь", 2004 г., с. 204-207.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.