среда, 9 марта 2011 г.

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА


 Психологическая пригодность к профессии – это свойство личности, о наличии которого можно судить по двум критериям: успешному овладению профессией и степени удовлетворения человека своим трудом. Оба эти критерия относительны, а порой и субъективны. Тем не менее, только эти критерии позволяют подойти к психологической характеристике профессиональной пригодности.
     Поскольку профпригодность есть свойство личности, она, как и другие личностные свойства, формируется в процессе учебно-профессиональной и трудовой деятельности. Очевидно, профпригодность формируется в самом труде, однако вряд ли можно отрицать необходимость изучения природных предпосылок профпригодности, изучения всех её физиологических, психологических, социальных факторов, что и позволяет в каждом случае намечать прогноз и пути достижения оптимального результата.
     Каждый человек может овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится сил и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем. Период трудовой активности в жизни человека ограничен, а непродуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье, но она отражается, в конечном счёте, на всём обществе. Поэтому прогнозирование профпригодности и путей её формирования не утрачивает своего актуального значения в настоящее время.
     Известны многочисленные факты, когда человек, искренне желающий трудиться в определённой области и получивший нужную подготовку, тем не менее терпит провал, не добивается ни малейшего успеха. Чем же это можно объяснить? Легче всего предположить, что каждый человек имеет нечто вроде профессионального предназначения. Не в том ли причина неудачи, что человек пошёл «не своей дорогой в жизни» [1, с. 158].
     На базе одних и тех же природных данных или задатков происходило и происходит успешное овладение самыми разнообразными видами деятельности. Люди не рождаются потенциальными врачами, менеджерами, юристами, не всегда от них зависит, какие профессии им приходится выбирать.
     Природные особенности человека обладают громадной, хотя и не безграничной пластичностью. Человек может активно приспособиться к очень многим профессиям и притом с полным удовлетворением. Но есть и такие профессии, которыми человеку трудно овладеть, которые к психологической организации личности предъявляют повышенные требования (художник, водитель скоростного транспорта и др.).
     Требования, предъявляемые профессией к человеку, – это требования объективные, на их основе можно разделить профессии на два типа.
     Профессии первого типа предъявляют такие требования, которым могут удовлетворить люди, обладающие специальными индивидуальными чертами.
      Требования профессий второго типа к человеку таковы, что с ними может справиться каждый. Различие между двумя типами профессий можно свести к единому признаку и назвать «обучаемостью». К одним профессиям активно приспосабливается любой человек, к другим – лишь некоторые индивиды.
      Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Но так же следует отметить то, что любое качество в одном случае окажется профессионально ценным, а в другом – будет противодействовать успешной работе. Так, общительный, приветливый человек испытывает крайнюю неудовлетворённость работой, требующей сосредоточенности «в одиночку», и в конце концов меняет только что полученную специальность. Это факт несоответствия личных качеств человека требованиям профессии, факт профессиональной непригодности.
      В вопросах профпригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально ещё и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счёт разных сочетаний своих свойств личных качеств. Идея стандартизации хороша для технических объектов, а для человека необходим принцип индивидуального подхода.
     Таким образом, даже применительно к одной работе нельзя говорить о некотором едином и бесспорном перечне профессионально ценных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. В результате рождается неповторимый стиль, индивидуальный почерк в работе.
      Значит ли сказанное выше, что в области профессионально ценных качеств и профпригодности существует неодолимая неопределённость? При конкретном анализе профпригодности данного человека и при соответствующем воспитании, самовоспитании полезно помнить, что профессионально ценные качества в каждом случае не рядом расположены, а образуют нечто целое, систему. В этой системе важно не упустить пять основных слагаемых:
     1. Гражданские качества – идейный, моральный облик человека как члена коллектива, общества.
      2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности.
     3. Дееспособность (общая, не только физическая, но и умственная). Она образуется качествами, важными в очень многих и разных видах деятельности.
     4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого круга их.
      5. Навыки, выучка, знания, опыт.
      Изложенную выше структуру очень легко запомнить, объединив начальные буквы главных слов:
      ГОДЕН
      Г – гражданские качества;
     О – отношение к труду;
     Д – дееспособность общая;
     Е – единичные, частные, специальные способности;
     Н – навыки [2, с. 124].
     Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. В то же время некоторые необходимые слагаемые пригодности к профессии могут быть сформированы именно заблаговременно (такие, как гражданские качества, отношение к труду и общая дееспособность).
     Полезно различать некоторые степени профпригодности, хотя бы приблизительно. Выделим здесь четыре таких степени:
     а) непригодность (к данной профессии). Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения врачей, с работой в той или иной области. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может усугублять, усиливать имеющиеся (пока, может быть, небольшие) отклонения в состоянии здоровья;
      б) годность (к той или иной профессии или группе их). Эта степень профпригодности характеризуется тем, что нет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. При этом дело обстоит не так, что неизвестно ничего о противопоказаниях, а так: известно, что их нет;
     в) соответствие (данного человека данной области деятельности). Нет противопоказаний (известно, что их нет), и при этом можно выделить хотя бы некоторые личные качества, которые явно указывают на возможность выбора определённой профессии или группы профессий;
     г) призвание (данного человека к данной профессии, области деятельности) – это высший уровень профпригодности на данном этапе развития человека как труженика. Эта степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах её структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.