четверг, 1 июля 1999 г.

Работа классного руководителя с подростками «Группы риска»

Работа классного руководителя с подростками «Группы риска»

О.Л. Гончарова, (кандидат педагогических наук, ГБОУ СПО Политехнический колледж № 31 г. Москва)

«Гуманитарные науки», № 4-2011

В статье речь идёт о работе классного руководителя с подростками «группы риска», даётся характеристика подросткам «группы риска», рассматриваются особенности подростков «группы риска», методы и приёмы воздействия на подростков «группы риска», используемые классным руководителем в воспитательно-коррекционной, профилактической работе, о взаимодействии классного руководителя с родителями подростков «группы риска».

На сегодняшний день работа классного руководителя с подростками «группы риска» является актуальной проблемой в связи с тем, что в образовательных учреждениях постоянно растёт число детей данной категории. Данная категория детей является очень сложной, поэтому классному руководителю необходимо знать, какие дети относятся к подросткам «группы риска», характеристику этих подростков, их особенности, каким образом осуществляется воспитательно-коррекционная, профилактическая работа с ними и взаимодействие с их родителями.

Подростки «группы риска» – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативными внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшими причиной дезадаптации несовершеннолетних.

К подросткам «группы риска» относятся следующие категории:

1) подростки с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) подростки, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) подростки из неблагополучных, асоциальных семей;

4) подростки из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) подростки с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации [1, 3].

Подростки «группы риска» характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины.

У подростков «группы риска» ярко выражена склонность к отклоняющемуся (девиантному) поведению.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Выделяют три основные группы отклоняющегося (девиантного) поведения:

деликвентное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. У подростков преобладают следующие виды деликвентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками;
асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. В подростковом возрасте наиболее распространены уход из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, субкультурные девиации (шрамирование, татуировки);
аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, пищевая зависимость, компьютерная зависимость, суицидальное поведение [1, 3].
В отношениях со взрослыми у них проявляются переживания своей ненужности, утрата своей ценности для другого человека.

Подростки «группы риска» имеют следующие особенности:

отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;
проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;
эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;
среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;
«подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска – те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел; о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;
повышенный уровень тревожности и агрессивности;
стремление к легкой жизни, удовольствиям;
искажение направленности интересов – свободное времяпровождение в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска) [1, 3].
Работа классного руководителя с подростками «группы риска» осуществляется через воспитательно-коррекционную работу во внеурочное время. К воспитательно-коррекционной работе во внеурочное время относятся следующие виды деятельности: общественно полезная, трудовая, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, игровая (привлечение подростка в кружки, секции, дежурство, субботники, спортивные соревнования, походы, экскурсии, конкурсы, концерты, КВН, выставки).

Деятельность становится интересной и значимой для подростков, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели. Не менее важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на подростков является включение их в позицию активного участника данного вида деятельности.

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе и попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Работа классного руководителя с подростками «группы риска» может также осуществляться через профилактическую работу во внеурочное время. Профилактическая работа предполагает проведение разнообразных мероприятий (классные часы, беседы, дискуссии). Характер классных часов, бесед, дискуссий должен носить предупреждающий характер.

Классный руководитель должен постоянно контактировать с родителями подростков «группы риска». Родителей подростков «группы риска» рекомендуется вовлекать в учебно-воспитательный процесс. Родители могут принимать вместе с детьми участие в спортивных мероприятия, походах, экскурсиях. Если родители не идут на контакт, необходимо подключить администрацию образовательного учреждения.

В своей работе с подростками «группы риска» классный руководитель может применять следующие методы и приёмы воздействия: позитивное подкрепление, стимулирование позитивной мотивации, метод проектирования будущего, метод убеждения, прием оценки негативных последствий.

Метод позитивного подкрепления предполагает целенаправленное применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Для этого необходимо знать, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного подростка.

Метод стимулирования позитивной мотивации – побуждение подростка к выполнению определенных действий.

Метод проектирования будущего – подробное описание своего будущего при сохранении отклоняющегося (девиантного) поведения и без него.

Метод убеждения предполагает переубеждение подростка в неправильном выборе поведения.

Приём оценки негативных последствий – оцениваются негативные последствия от конкретного вида отклоняющегося (девиантного) поведения по отношению к друзьям, родителям, родственникам.

Классный руководитель в работе с подростками «группы риска» при использовании методов и приёмов педагогического воздействия может подключить класс. В этом случае будут использоваться следующие педагогические приёмы:

доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение класса, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
поддержки классных проявлений – поощрение и одобрение класса усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
недоверия – класс высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы – класс заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;
осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;
включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным классными делами, умение сотрудничать с одноклассниками [2, 3, 4, 5].
При работе с подростками «группы риска» классному руководителю рекомендуется обращаться за помощью к специалистам: педагогу-психологу, социальному педагогу.

Таким образом, воспитательно-коррекционная, профилактическая работа, проводимая классным руководителем с подростками «группы риска», способствует коррекции имеющихся отклонений в поведении подростков, преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 228 с.
2. Комаров К.Э. «Трудные» дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие. – М.: «Генезис», 2009. – 224 с.
3. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
4. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения / Авт.-сост. В.И. Екимова. – М.: АРКТИ, 2007. – 84 с. (Школьное образование).
5. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009. – 320 с.
© О.Л. Гончарова, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.