среда, 28 июля 1999 г.

Аддиктивное поведение на примере интернет-аддикции

ПРОБЛЕМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ И СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЙ)

Панова Екатерина Вячеславовна

Мирзоян Лилит Кароевна

студенты 5 курса, кафедра общей и прикладной психологии и конфликтологии Московского Гуманитарного Института им. Е.Р. Дашковой, г. Москва

Е-mail: pookipoo@yandex.ru

Черникова Надежда Васильевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Московского Гуманитарного Института им. Е.Р. Дашковой, г. Москва



Проблема зависимого поведения широко известна, особенно подробно исследована химическая аддикция (наркомания, алкоголизм, никотинизм и другие). Однако в последние годы можно все чаще встретить «экологичных» наркоманов. Под этим термином мы имеем в виду лиц, страдающих различного рода эмоциональной зависимостью, в частности: созависимых личностей и Интернет-аддиктов.

Цель статьи: выявить проблемы эмоциональной зависимости, в частности созависимости и Интернет-аддикции.

В связи с этим мы выделяем такие задачи, как:

1.раскрыть актуальность проблемы созависимости и Интернет-аддикции;

2.предложить практические рекомендации по профилактике эмоциональной зависимости.

Для того чтобы обозначить актуальность данной статьи, необходимо более подробно рассмотреть вопрос возникновения эмоциональной зависимости.

Практически каждый молодой человек сейчас знает, что такое онлайн игры, социальные сети и видеоблоги. Достаточно зайти на популярные Интернет-ресурсы, обратиться к статистике просмотров развлекательных новостей и актуальных видеороликов ― миллионные цифры отражают масштаб интереса людей к сети Интернет.

В последних десятилетиях XXвека, когда только начиналось активное внедрение кибертехнологий в общественную жизнь, выделялись обособленные группы людей и «индивидуалы», которые называли себя компьютерные «хакеры». В то время, активное и грамотное использование Интернета было скорее привилегией, а проявление компьютерной зависимости происходило у обозначенных малых групп. В XXIвеке ситуация кардинально изменилась: Интернет-аддикция зачастую игнорируется людьми, так как использование глобальной компьютерной сети стало неотъемлемой частью современной жизни.

Итак, мы переходим к рассмотрению классификации Интернет-зависимости, её причин и последствий.

Интернет-зависимость, как расстройство, описал доктор Иван Голдберг в 1995 году. Он выделил следующие симптомы:

·использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние и дистресс;

·использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу [4, с. 84―89]

Чуть ранее, в 1994 году врач психиатр Кимберли Янг провела исследование Интернет-зависимости с помощью разработанного ей и опубликованного тест-опросника, с последующим написанием монографии. Автор называет следующие признаки Интернет-зависимого поведения:

· навязчивое желание проверить E-mail;

· постоянное желание следующего выхода в Интернет;

· жалобы окружающих на то, что человек слишком много времени проводит в Интернет;

· жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [3, с. 24]

Также К. Янг определила пять основных типов зависимости от Интернета:

1. обсессивное пристрастие к работе с компьютером: играм, программированию и другим;

2. компульсивная навигация по Всемирной паутине, поисковая деятельность;

3. патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

4. зависимость от социального аспекта Интернета (общение в чатах, групповых играх, вебинарах и онлайн конференциях), что может вызвать у человека желание замены реальных жизненных ценностей виртуальными;

5. зависимость от «киберсекса» (посещение порнографических сайтов, обсуждение сексуальной тематики в чатах или форумах «для взрослых» [3, с. 24―29]

Причинами зависимости от Интернета могут стать: возможность свободно выражать свои мысли, поиск общественной поддержки, ограниченная возможность удовлетворения сексуальных и эмоциональных потребностей, склонность к самоизоляции, наличие определенных акцентуаций характера, поиск легкого заработка и многие другие.

Необходимо отметить, что последствия Интернет-аддикции могут быть крайне серьезными. В период формирования и становления ценностных ориентаций в подростковом, юношеском возрасте виртуальные стереотипы жизни могут оказать существенное влияние на личность. Чрезмерное увлечение онлайн играми, социальными сетями зачастую лишает человека собственного мнения, ограничивает кругозор, приводит к социальной дезадаптации [4, с. 84―89]

Что же касается созависимых отношений, данная проблема все чаще поднимается различными специалистами в области медицины и психологии, однако созависимость еще недостаточно изучена в мире.

В последнее десятилетие с завидной регулярностью Мировое сообщество сталкивается с экономическими кризисами, общественными волнениями, политическими скандалами, ухудшающейся экологией. Несомненно, эти и многие другие причины влияют на распространение созависимого поведения.

Рассматривая причины возникновения созависимости, особое внимание уделяют возрастному развитию личности. У детей с раннего возраста и по мере взросления воспитываются гендерные различия. Это может проявляться в играх, общении с взрослыми и сверстниками. Девочки играют в более маленьких группах. В их играх меньше агрессивности, больше взаимности, девочки чаще подражают взаимоотношениям взрослых. Тем самым, для них становится более приемлемой взаимозависимость: они приобретают собственную индивидуальность в социальных связях. Мальчики же отдают предпочтение большим группам и совместной целеполагающей деятельности. В подростковом и юношеском возрасте эти гендерные различия становятся отчетливее. В разговорах молодые люди чаще концентрируются на задачах, а девушки ― на отношениях между людьми. Мужской стиль общения принято определять, как стремление к независимости, а женский ― к созависимости.Таким образом, девушки становятся более склонны к формированию созависимости [1, с. 78―85]

Данный вид эмоциональной зависимости выражается в неспособности человека ощущать себя самодостаточным или чувствовать себя спокойно без сторонней о нем заботы. Сложнее всего таким людям переносить одиночество.

В основе созависимых отношений лежит убеждение, что источник любви находится в другом партнере. Когда два потенциально склонных к психологической зависимости человека устанавливают взаимоотношения друг с другом, они полностью перекладывают на партнера ответственность за реализацию своих желаний, что значительно мешает личностному росту, саморазвитию, и самоактуализации человека [5, с. 140―147].

К основным симптомам созависимости относятся:

· поиск внимания и одобрения других, чтобы чувствовать себя хорошо;

· вера в то, что другим виднее, что для вас лучше и что вы сами не сможете позаботиться о себе;

· ощущение пребывания в ловушке унижающих вас, контролирующих взаимоотношений;

· страх быть отвергнутым;

· попытки доказать другим, что вы достаточно хороши, чтобы вас любить;

· потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны;

· ощущение своего бессилия что-либо изменить в неудовлетворяющих отношениях;

· чувство вины, когда дела идут плохо, потребность в алкоголе, пище, работе, сексе или в каких-либо других внешних стимуляторах для отвлечения от своих переживаний;

· сложно сказать «нет» в ответ на просьбу, делаете все, чтобы угодить другим, даже когда вам этого не хочется;

· идеализация других и разочарование, когда они живут не так, как вы надеялись;

· неспособность испытывать чувство истинной близости и любви [2, с. 51―57]

Кроме того, причина зависимости кроется в неудовлетворительных отношениях с родителями противоположного пола в детском возрасте, в неудовлетворительных отношениях с эмоционально незрелыми родителями и воспитателями.

Созависимость также создает внутриличностный конфликт, который проявляется на уровне взаимодействия с близкими или значимыми людьми.

Созависимым отношениям могут быть подвержены как супруги и дети алкоголиков или наркоманов, так и те, кто зависит от эмоционального привязки, психического состояния партнера или близкого по духу человека.

Чаще всего, личности с созависимым поведением считают себя здоровыми и не стремятся к коррекции данного отклонения.

С целью практического изучения проблематики эмоциональной зависимости мы провели серию эмпирических исследований.

База исследования: юноши и девушки в возрасте 19―21 лет, в количестве 60 человек, учащиеся образовательных учреждений в городе Москва. Использовались такие методики, как:

· Опросник межличностных отношенийА.А. Рукавишников (ОМО),

· Определение степени созависимости Уайнхольда,

· Методика степени выраженности созависимости Дж. Фишера,

· Тест на выявление Интернет-зависимости (шкала Чена),

· Тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг (адаптация ― В. Буровой),

· Тест Рокича «Ценностные ориентации»,

· Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова.

В первой части экспериментального исследования мы рассматривали гендерные особенности созависимых отношений в юношеском возрасте (размер выборки ― 30 человек).

Проанализировав данные проведенного исследования, мы можем говорить о том, что созависимость у большинства девушек (70 %) наиболее выражена, в то время как у 60 % юношей созависимость умеренно выражена. Это проявляется также и в созависимых моделях поведения.

Следует отметить, что в межличностных отношениях у девушек высокие показатели по шкалам «включение» и «аффект», которые означают принятие остальных, принадлежность к различным социальным группам, а также стремление к близким, интимным отношениям с людьми.

Что касается юношей, то у 70 % доминируют значения по шкалам «контроль» и «аффект», то есть требуемое поведение, которое означает попытку контролировать и влиять на остальных, стремление к руководству.

Вторая часть эмпирического исследования была направлена на выявление взаимосвязи между Интернет-аддикцией и ценностными ориентациями в юношеском возрасте (количество испытуемых ―30 человек).

В данном случае критерии оценки мы определили следующие:

1.Интернет-зависимое поведение: риск возникновения зависимости, склонность и устойчивое аддиктивное поведение, также самоконтроль в использовании сети Интернет;

2.Ценностные ориентации подразделяются на два класса: терминальные (цель стоит средств) и инструментальные (устойчивое предпочтение в действиях и свойствах личности). Дополнительно выделяются шкалы: «приятное времяпрепровождение», «высокое материальное благосостояние», «поиск и наслаждение прекрасным», «помощь и милосердие к другим людям», «любовь» и другие.

Результаты исследования показали, что склонность к Интернет-зависимости наблюдается у 40 % молодых людей. Ведущими ценностями для них являются: активная и продуктивная жизнь, развитие, самоконтроль, высокие запросы и другие.

Необходимо отметить, что у лиц не подверженных Интернет-аддикции выявлены такие ценностные ориентации, как: здоровье, воспитанность, наличие хороших верных друзей и так далее.

Таким образом, наблюдается определенное различие в ценностных ориентациях у лиц, склонных к Интернет-аддикции, и обычных пользователей Сети.

Подводя итоги, необходимо отметить, что актуальность проблемы эмоциональной зависимости очень высока в наши дни. Хотя, мы предприняли попытку исследовать некоторые актуальные аспекты обозначенной проблематики, остается множество возможностей для научной деятельности в направлении изучения аддиктивного поведения. Также, важно сказать, что результаты эмпирических исследований актуальны на конкретной выборке, и для более подробного изучения Интернет-аддикции и созависимых отношений возможно проведение дальнейшего расширенного исследования.

В заключение, мы предлагаем некоторые практические рекомендации по профилактике эмоциональной зависимости у молодежи, в частности Интернет-аддикции и созависимости:

1.Информирование лиц юношеского возраста о причинах возникновения и негативном влиянии Интернет-зависимости и созависимых отношений на личность посредством тематических семинаров, открытых уроков и так далее.

2.Привлечение молодежи к актуальным ЗОЖ-ориентированным Интернет-ресурсам, развивающим программам, переориентация молодых людей с «сидячего» образа жизни на спортивную направленность с помощью тематических мероприятий и акций.

3.Разработка психокоррекционных программ и актуальных тренингов для снижения риска возникновения эмоциональной зависимости.



Список литературы:

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. ― М.: МГУ, 1976. ― 142 с.
Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. ― СПб.: Речь, 2007. ― 190 с.
Кимберли С. Янг. Диагноз ― интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Internet. ― № 2. ― 2000.
Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo addictus: Человек зависимый. ― М.: Психотерапия, 2006. ― 480 с.
Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости. ― 2-у изд. ― М.: Психотерапия, 2007. ― 224 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.