1. Психологические особенности больших
социальных общностей.
Социальная общность — это совокупность индивидов,
объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами,
нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.
Признаки общности:
1. сходство, близость условий
жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения
ассоциации);
2. общность потребностей людей,
субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка
возникновения солидарности);
3. наличие взаимодействия, совместной
деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в
общине, опосредованного в современном обществе);
4. формирование своей собственной
культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности,
нравственности, др.;
5. укрепление организации сообщества,
создание системы управления и самоуправления;
6. социальная идентификация членов
общности, их самопричисление к этой общности.
Психические явления в больших социальных общностях могут быть разделены по сферам психики на
когнитивные, мотивационные, аффективные и регулятивно-волевые групповые
психические явления, приобретающие в психологии больших групп свою специфику.
К когнитивной сфере относятся
|
мотивационная сфера или сфера потребностей
|
Аффективная сфера
|
Деятельностную сферу
|
коллективные представления,
социальное мышление, общественное мнение и сознание, групповой менталитет.
|
Она проявляется в общегрупповой
мотивации, групповых потребностях, ценностях, интересах, целях, установках и
идеалах.
Групповые потребности делят на:
– потребности группы как системы,
нуждающейся в определенных минимальных условиях поддержания своей
жизнедеятельности и функционирования;
– потребности большинства
личностей, входящих в данную группу, т.е. потребности типичные для группы.
Групповые потребности, интересы и ценности социальных групп составляют основу
общегрупповой мотивации.
|
состоит из социальных чувств,
эмоций и групповых настроений.
Общественные настроения
|
составляют
коллективная деятельность и групповое поведение.
|
Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в
психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи,
привычки, нравы. Предрассудки и стериотипы).
Социальные
общности классифицируют:
·
по количественному составу они варьируются
от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных
политических и экономических движений.
·
По времени продолжительности существования — от
длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до
живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.
·
По плотности связи между индивидами — от
тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных
образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.
Сложная
совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее
широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые
подразделяются на большие и малые социальные группы.
К массовым социальным общностям
относятся:
1.
этнические общности (расы, нации, народности, племена);
2.
социально-территориальные общности —
это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории,
формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным
образом жизни,
3.
социальные классы и социальные слои (это
совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные
функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с
отношением к собственности на средства производства и характером присвоения
благ.
Среди массовых общностей разделяют:
толпу - совокупность людей, находящихся в прямом
контакте, обусловленном физической близостью:
·
случайную (называется такое
скопление, где каждый преследует сиюминутные цели, например, люди на остановке)
·
конвенциальную (состоит из людей,
собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее
поставленной целью. Например, Участники религиозной службы, зрители
театрального спектакля, болельщики)
·
экспрессивную (в отличие от
конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями,
впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.
Например, карнавал в Бразилии, народные гуляния, дискотеки)
·
активную (любой из
предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается
для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы
наблюдать события или выражать свои чувства)
Активные толпы могут превратиться в:
Агрессивные – наблюдается деструктивное
поведение, разрушительные действия (для перехода толпы из состояния просто
активного в агрессивное необходим всем понятный возбуждающий стимул (например,
слух), вызывающий общее возмущение, негодование и агрессию)
Панические – отличаются полной
утратой всякой организации сильное эмоциональное возбуждение, основанное на
остром переживании страха; низкий уровень осознания своих действий; некритичное
отношение к окружающей обстановке.
Демонстрирующие, т.е. выражающими
свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом
к условиям жизни.
Перед проведением массовых акций
необходимо учитывать психологию толпы и принимать соответствующие меры
безопасности.
Характеристики состояния психики и
поведения участника толпы
– снижение интеллектуальных способностей
(некритичность мышления и восприятия информации, более легкая переключаемость
внимания, искажение информации);
– более низкий порог
психофизиологической и эмоциональной возбудимости (в толпе человек легче и
быстрее приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и
психофизиологической мобилизации);
– повышенная внушаемость;
– ощущение анонимности (т.е.
состояние нивелировки социального и личностного статуса индивида).
Особенности поведения человека в
толпе:
– непроизвольность (спонтанность и
импульсивность);
– неполная осознаваемость;
– деиндивидуализация (стирание в
поведении личностных различий, похожесть людей друг на друга через одинаковость
поведения);
– более низкая способность к
произвольной регуляции поведения (сильная зависимость поведения от внешних
воздействий большой группы людей);
– нетипичность поведения (более
частое проявление человеком в толпе неожиданных даже для него самого форм поведения:
поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть,
проявить несвойственную ему жертвенность, героичность или агрессивность).
Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических
работников потому, что ее поведение бывает чрезвычайно опасным как для самих
участников, так и для общества. Поэтому для “социально приемлемого” управления
толпой необходимо использование научно обоснованных методов регуляции массового
поведения больших групп людей типа толпы.
Масса — совокупность большого количества
людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных
контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают
специфические социально- психологические явления:
мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве
субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных
средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры.
Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются
значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные,
контактные и дисперсионные).
Публика — большая группа людей, имеющая
общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной
регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга,
демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные
экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на
основе психического заражения.
2. Общая характеристика развития в
младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст (7-11 лет) - начало школьной жизни
ребенка. Он соответствует годам обучения в начальных классах
общеобразовательной школы.
Ребенок в этом возрасте приобретает:
·
внутреннюю
позицию школьника;
·
учебную
мотивацию.
Дети в этом возрасте отзывчивы и
впечатлительны, что позволяет формировать у них такие качества, как
эмоциональное сопереживание, альтруизм...
Ведущей становится учебная деятельность.
На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются
соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же
потребности и мотивы учения.
От характера и результативности
учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника.
Развивается интеллектуальная сфера,
происходит познание начал наук (освоение науки и культуры).
Школьная успеваемость является
важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.
Статус отличника или неуспевающего
отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии.
Успешная учеба, осознание своих
способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к
становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который
наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным
новообразованием младшего школьного возраста.
Если чувство компетентности в
учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает
чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и
мотивация. Учебная деятельность- социальная деятельность по усвоению
теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети: овладевают
умением учиться; способностью оперировать теоретическими знаниями.
Эта деятельность характеризуется усвоением
начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей
формируются основы ориентации в теоретических формах отражения
действительности.
Анализ психологических достижений
ребенка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость
психического его развития от содержания и методов обучения. Если обучение
строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, которые
лежат в основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, то
при полноценном становлении учебной деятельности у ребенка формируются фундаментальные
психические новообразования: произвольность психических процессов
(позволяет ребенку сознательно регулировать свое поведение, деятельность,
внимание, благодаря чему ребенок включается в учебный процесс).
Активно развиваются: 1)Самоконтроль
2)Внутренний план действий (интеллектуальное
новообразование) 4) Рефлексия (на собственное поведение, на собственные
действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ,
осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности,
внутренней жизни.
Таким образом, младший школьный
возраст это возраст интенсивного интеллектуального развития. На основе
интеллекта развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация
всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает
произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить
внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для
решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее
достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти
достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя (рефлексия), в результате
учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему
возрастному периоду, который завершает детство.
3. Влияние группы на поведение и
установки работников.
Факторы группового поведения:
Индивидуальные: возраст, пол (женщины — более), внушаемость, статус в группе, уровень образования, соц. статус.
Групповые: величина группы, степень сплоченности, композиция группы, структура коммуникативных сетей.
Характер профессиональной деятельности человека: те, кто принимает участие в групповой слаженной деятельностити более склонны к конформизму (оркестранты)
Конформность — подверженность мнению группы. Бывает внешняя, когда мнение принимается, но внутреннего согласия нет. И внутренняя, когда индивид усваивает мнение группы.
Возможны: самостоятельность, когда решение принимается правильно независимо от группы, конформность — принимается решение вместе с группой, и негативизм, когда решение принимается вопреки группе.
Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
Индивидуальные: возраст, пол (женщины — более), внушаемость, статус в группе, уровень образования, соц. статус.
Групповые: величина группы, степень сплоченности, композиция группы, структура коммуникативных сетей.
Характер профессиональной деятельности человека: те, кто принимает участие в групповой слаженной деятельностити более склонны к конформизму (оркестранты)
Конформность — подверженность мнению группы. Бывает внешняя, когда мнение принимается, но внутреннего согласия нет. И внутренняя, когда индивид усваивает мнение группы.
Возможны: самостоятельность, когда решение принимается правильно независимо от группы, конформность — принимается решение вместе с группой, и негативизм, когда решение принимается вопреки группе.
Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
Аш: проводил исследование, в котором
надо было определить, какой из трех отрезков равен данному. Индивидуально все
справлялись, но при помещении в подставную группу 37% склонялись к неверному
мнению группы. Остальные 63% делились на уверенных в правильности собственного
выбора и негативистов, т.е. тех, кто всегда был против.
Келмен:
1.
Подчинение, пока есть источник влияния, внешний характер;
2.
Идентификация — уподобление аспекту влияния на основе симпатии;
3.
Интернализация — совпадение мнений группы с ценностной системой личности.
Петровский: три типа поведения:
внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы,
конформность — осознание внешнего согласия при внутреннем расхождении. И
коллективизм — коллективистическое самоопределение — относительное единообразие
поведения в результате солидарности с группой.
Дойч и
Джерард: давление
может оказывать не только большинство, но и меньшинство. Соответственно есть 2
вида группового влияния: нормативное и информационное. Инф. процесс
осуществляется с пом. 2-х различных типов соц сравнения: сравнительного
оценивания и отраженно-социального оценивания.
Московиси: влияние группового меньшинства.
Что-то вроде выработки единообразия группового поведения через соц. контроль за
поведением каждого…
Особое влияние имеют референтные группы, которые служат для
человека образцом, системой отсчета для оценки самого себя и других, а также
одной из основ формирования социальных установок, норм поведения и ценностей.
Каждый из нас подпадает под влияние
референтной группы, которое может проявляться в трех формах.
1. Информационное влияние: факты,
теории, сравнения, слухи, сплетни и проч.
2. Утилитарное влияние, когда на
решение индивида влияют вкусы и предпочтения: коллег по работе, в соответствии
с ожиданиями которых он стремится себя вести; людей, с которыми у него имеются
какие-либо другие общественные контакты.
3. Оценочное влияние, при котором
потребитель чувствует, что: какой-либо поступок или решение улучшит его имидж в
глазах окружающих, позволит показать другим людям, кем он является или хотел бы
быть (успешным деловым человеком, решительным, умным и т.п.); те, кто поступает
так же обладают теми характеристиками, которыми и он хотел бы обладать; такие
люди вызывают восхищение и уважение других людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.