понедельник, 6 марта 2000 г.

Билет 18



скачать билет 18
 1.     Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.
Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.
Выделяют следующие основные функции языка:
1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта (средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений);
2) средство общения/коммуникации (позволяет оказывать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации);
3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения): человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Функции речи:
1) Сигнификативная (обозначения): отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении.
2) Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
3) функция коммуникации, т. е. передачи информации. Три стороны: информационную (проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения), выразительную (помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения) и волеизъявительную (направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего).
Виды речи:
1)  Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.
2) Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами.
2.Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
Социальная психология была подготовлена четырьмя группами школ:
 1) социальными философами (Платон, Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо и др.);
 2) пионерами философской антропологии (Лацарус, Штейнталь, Вундт);
 3) представителями английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.);
 4) ранними социологами (О. Конт, Э. Дюркгейм).
 Важную роль в возникновении социальной психологии сыграло и развитие антропологии, этнографии и археологии. Труды английского антрополога Э.Тейлора, американского этнографа и археолога Л.Г. Моргана, социолога и этнографа Л.Леви-Брюля поставили ряд важных социально-психологических проблем, дали ценный фактический материал.
Перечислим наиболее существенные социальные предпосылки:
 1) сильная миграция населения (освоение новых земель). Следовательно – большее взаимодействие и общение различных слоев и групп. Отсюда и количество проблем и социальных конфликтов;
 2) производство претерпевает существенные изменения. Концентрация производства растет, следовательно, увеличиваются проблемы с управлением больших и малых групп (проблема управления колониальными народами);
 3) все больше в обществе растет потребность в образовании и это рождает необходимость большего общения, управляемого взаимодействия между различными возрастными группами общества.
Криминология: новые формы противоправных действий, связанных с ростом больших городов. Массовое производство – управление, эффективность коллективного труда.
Патопсихология: попытки рассмотреть результаты воздействия одного человека на другого (врача на пациента) – гипноз. Идеи Дарвина, Ницше.
Выделение социальной психологии в самостоятельную науку. Этот процесс начался в середине 19 века, в период бурного развития наук, в т.ч. общественных, изучающих связи между странами. Различные области знания не могли дать ответа на некоторые междисциплинарные вопросы, отсюда возникает нужда в СΨ. Она возникает и развивается как психология индивида.
Первые исторические формы социально- психологических теорий:
·          психология народов (середина 19 века, Германия; Лацарус, Штейнталь): главная сила истории – народ, выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифох, обычаях, индивидуальное сознание – его продукт; «сверхиндивидуальная душа» подчиняется «сверхиндивидуальной целостности» – народу, нации; задача СΨ – изучение ψ-сущность духа народа, законы протекания духовной деятельности народа (теория основана на учении Гегеля о «народном духе», монадологии Лейбница и английском ассоцианизме)
·          психология масс (конец 19 века, Франция, Италия; Тард, Лебон, Сигеле): социальное поведение обусловлено подражанием и иррациональными моментами; всякое скопление людей – масса, утрачивающая способность к наблюдению; поведение человека в массе: обезличивание, преобладание чувств над интеллектом, утрата чувства личной ответственности; масса хаотична, и ей нужен вождь (элита)
·          теория инстинктов социального поведения (конец 19 века, МакДугал): причина соц. поведения, как и у животных – врожденные инстинкты; желания, стремление к цели – движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение; все, что в сознании, зависит от бессознательного начала; внутреннее выражение инстинктов – эмоции (например, инстинкт борьбыàгнев, страх, инстинкт бегстваàчувство самосохранения, инстинкт строительстваàчувство созидания, инстинкт воспроизведенияàревность, женская робость); инстинкты – основа всех социальных институтов (семья, торговля, война)
·          Экспериментальный этап (20-е гг. 20 в. – н. вр.): связан с необходимостью превращения социальной психологии в науку, обязательным атрибутом которой считался эксперимент. Но: идёт только исследование малых групп. Методы начинают носить прикладной, прагматический характер, т.е. решение практических задач в бизнесе, на производстве и пр.
Практически отторгается идея о создании научной теории. Центр науки в 20-е гг. перемещается в США («центр социально-психологической мысли») и социальная психология становится практически только американской наукой. К началу 50-х гг. экспериментальный период заканчивается, вводится использование объективных методов и накапливается большой материал, который требует теоретического осмысления. В связи с этой потребностью созданы теории среднего уровня, которые не претендовали на обхват области всей науки; каждая теория была конкретна для определённой области и ограничивались только ей. Позднее теории среднего уровня были обобщены по своим ориентациям.  (Зарубежные Курт Левин, Стэнли Милгрэм, Филипп Зимбардо, Отчечественные: Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, Г.М. Андреева)
3. Мотивационное поведение человека с точки зрения организационной психологии.
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
Под потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.
 Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Мотивационное поведение состоит в том, что потребности человека служат мотивом к действию.
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры создают такие ситуации, которые позволяют людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации.
Структура потребностей человека определяется его местом в социальной структуре или ранее приобретенным опытом. Следовательно, между людьми существует множество различий в отношении тех потребностей, которые для них важны. Что еще более важно, так это то, что есть множество путей и способов удовлетворения потребности конкретного типа.
Создание рабочих мест с более сложными задачами и большей ответственностью имеет положительный мотивационный эффект для многих рабочих, но отнюдь не для всех. Руководитель должен всегда иметь в виду элемент случайности. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что бывает эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других. Кроме того, организации по своей природе усложняют практическую реализацию теорий мотивации, ориентированных на отдельных индивидов. Взаимозависимость работ, недостаток информации о результатах работы отдельных людей, частые перемены в служебных обязанностях из-за совершенствования технологии, – все это усугубляет сложность мотивации.
В мотивации широко используется такой способ побуждения людей к эффективной деятельности, как вознаграждение. В понятии мотивации слово «вознаграждение» имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствия, с которыми чаще всего это ассоциируется. Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, различна оценка вознаграждения и его относительной ценности.
Типологическая модель мотивации Герчикова
Инструментальный тип. Сама работа не является для такого работника сколько-нибудь значимой ценностью и рассматривается только как источник заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Но его интересуют не любые деньги, а именно заработок; поэтому он будет работать с максимальной отдачей на любой работе, если его труд будет справедливо и высоко (в его понимании) оплачиваться.
Профессиональный тип. Работник этого типа ценит в работе ее содержание, возможность проявить себя и доказать (не только окружающим, но и себе), что он может справиться с трудным заданием, которое не каждому посильно. Эти работники предпочитают самостоятельность в работе и отличаются развитым профессиональным достоинством. К руководителю чаще всего относится с известной долей иронии.
Патриотический тип. Работников этого типа интересует участие в реализации общего, очень важного для организации дела. Им свойственна убежденность в своей нужности для организации, отличаются готовностью взвалить на себя дополнительную ответственность ради достижения результатов общего дела. Для них важно общественное признание участия в общих достижениях.
Хозяйский тип. Выражается в добровольном принятии работником на себя полной ответственности за выполняемую работу. Работник с таким типом мотивации будет выполнять свою работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или высокой оплате, не требуя ни дополнительных указаний, ни постоянного контроля. Самый эффективный в смысле соотношения затрат и результатов, но не терпит жесткого контроля
Избегательная. Работник этого типа обладает очень слабой мотивацией к эффективной работе. У него низкая квалификация и он не стремится ее повышать; он безответственен и старается избежать любой работы, связанной с личной ответственностью; он сам не проявляет никакой активности и негативно относится к активности других. Его основное стремление - минимизировать свои трудовые усилия на уровне, допустимом со стороны непосредственного руководителя.

Стимулирование работников с разными типами мотивации
Виды стимулирования
Типы мотивации
Инструментальная
Профессиональная
Патриотическая
Хозяйская
Избегательная
Негативные (наказания, угроза потери работы и т.п.)
применимы в денежной форме
запрещены
применимы в знаковой форме
запрещены
базовые
Денежные
базовые
применимы
нейтральные
применимы
нейтральные
Натуральные (покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.)
применимы в денежной форме
применимы при целевой договоренности
применимы в знаковой форме
применимы при целевой договоренности
базовые
Моральные
запрещены
применимы
базовые
нейтральные
нейтральные
Патернализм (забота о работнике)
запрещен
запрещен
применим
запрещен
базовый
Организационные (содержание, условия и организация работы)
нейтральные
базовые
нейтральные
применимы
запрещены
Карьера, развитие
применимы
базовые
нейтральные
применимы
запрещены
Участие в совладении и управлении
нейтральные
применимы
применимы
базовые
запрещены
Законы мотивации Р.М. Йеркса и Дж.Д. Додсона — эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. В первом законе определяется, что соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Во втором законе определяется, что при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации.
Подход Митчела и Хауса “путь - цель” приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
1)      разъяснение того, что ожидается от подчиненного;
2)      оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех;
3)      направление усилий подчиненных на достижение цели;
4)      создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить;
5)      удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.