среда, 1 марта 2000 г.

Билет 13

скачать билет 13

1. Основные направления развития представлений об эмоциях.


Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.

Впервые эмоционально-выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Теория З. Фрейда и психоанализ в целом касались, прежде всего, отрицательных аффектов. Поскольку такой аффект отрицательный и связан с конфликтно окрашенным представлением, он может ограничивать функции «Я» и способствовать психическим заболеваниям.

М. Клейн (1976), выдвинул концепцию императивного предвосхищения, считая, что однажды испытанный аффект приобретает значение, которое возникает раньше сенсорного удовольствия или неудовольствия.

Согласно Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П.В.Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой: Э = П (Н – С).

Из данной формулы следует, что:

1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности – если система вполне информирована;

2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации;

3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности.

Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).

Джеймс и независимо от него Ланге предложили "периферическую" теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением – осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим".

В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольд, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил: "Мы боимся, потому что мы дрожим", то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Плутчик (Plutchic, 1962) рассматривал эмоции как приспособительные средства, которые играли важную  роль в выживании индивидов на всех эволюционных уровнях. Эмоция по Р. Плутчику  - это комплексный ответ, соответствующий одному из адаптивных биологических процессов, общих для всех живых организмов. Он рассматривает первичную эмоцию как преходящую и обычно запускаемую внешним стимулом. Плутчик утверждает, что его теория эмоций может быть использована при изучении личности в психотерапии. Он предположил, что личностные черты могут рассматриваться как вторичные эмоции, представляющие две или несколько первичных. Плутчик указывал, что восемь первичных эмоций дают 28 парных комбинаций и 56 тройных комбинаций, т. е. всего 84 различные эмоции одного уровня интенсивности. Например:

·         гордость = гнев + радость;

·         любовь = радость + принятие;  

·         любопытство = удивление + принятие; 

·         скромность = страх + принятие;

·         ненависть=гнев + удивление;

·         вина= страх + радость или удовольствие;

·         сентиментальность = принятие + горе.

Существуют также Двухфа́кторная тео́рия эмо́ций Стенли Шехтера (1962) — социально-психологическая теория, рассматривающая эмоции как сочетания двух компонентов (факторов):  физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения.

Лазарус и его сотрудники (1969; 1972) представили теоретическую конструкцию, в которой каждая эмоция является комплексным ответом, состоящим из трех компонентов.

·         Первый компонент состоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.

·         Второй компонент — оценивающая подсистема. Она определена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.

·         Третий компонент системы эмоционального ответа включает три типа категорий ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный.

С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы.

1.Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (окраска, тон отдельного ощущения или выражение разлитого органического самочувствия организма (беспредметная тоска).

2. Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

3. Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Помимо чувств С.Л.Рубинштейн описывает аффекты и страсти, которые отличны от чувств, но родственны им.

По А.Н.Леонтьеву, эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Они отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни. К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события.


2. Проблемы возрастного развития. Понятие возраста.


Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени. Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма.

Возраст – это категория в психологии, обозначающая определенные признаки индивидуального развития. Первая попытка системного анализа категории  психологического возраста (ПВ) принадлежит Л.С.Выготскому. Психологический возраст он рассматривал как новый тип строения личности и деятельности и характеризовал его с позиции тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Он подчеркивал, что возраст имеет историческое происхождение и культурное. Он рассматривал возраст как замкнутый цикл, имеющий свою структуру и динамику.

Структура ПВ:

1.             Социальная ситуация развития – определяет место ребенка в обществе, определяет то место в системе общественных отношений, в которые ребенок входит. Д.Б.Эльконин конкретизировал это определение и обозначил социальную ситуацию развития, как «ту конкретную форму отношений, в которую вступает ребенок со взрослым в каждый, данный период развития.»

2.             Ведущий тип деятельности – деятельность, в которой дифиренцируются другие виды деятельности, формируются и перестраиваются частные психические процессы и развивается личность ребенка (Леонтьев).

3.             Новообразования развития – новый тип строения личности и деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени  и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. (Выготский)

4.             Возрастные кризисы – переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого. (Выготский) Зарубежные психологи, современники Выготского рассматривали возрастные кризисы как болезни роста или результат нарушения детско-родительских отношений и считали, что кризисов может и не быть. В идеале развитие должно быть литическим (плавным). Выготский считал, что литического развития не бывает. Возрастные кризисы он считал нормативным явлением, необходимым для поступательного развития личности. Сущность любого кризиса он видел в разрешении противоречий между социальной ситуацией развития, с одной стороны, а с другой стороны – новыми возможностями и, соответственно, потребностями ребенка, которые возникают на данной ступени развития, к концу возраста накапливаются, перерастают в социальную ситуацию развития и приводят к ее взрыву. Взрыв социальной ситуации развития -  это сущность любого кризиса. Леонтьев – основное противоречие – это противоречие между процессом (ведущая деятельность) и образом (представление о мире).

3. Групповое принятие решения.


Осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура группового принятие решений предполагает обязательное согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая групповому принятию решений.

В отдельных случаях групповое принятие решений используется в условиях ограниченного обмена информацией, когда члены группы могут только сообщить о своих первоначальных решениях.

Экспериментальное изучение процесса группового принятия решений было начато К. Левином, рассматривавшим влияние групповой дискуссии на характер принимаемых решений. В рамках этого направления были установлены феномены сдвига к риску и групповой поляризации, свидетельствующие о том, что групповые решения не могут сводиться к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия. Имеются данные о более высоком качестве групповых решений по сравнению с индивидуальными. В то же время отмечается, что в процессе дискуссии могут возникать некоторые деформации (в частности, сдвиг к риску), снижающие качество групповых решений.

Были выявлены две важные закономерности:

1. Групповая дискуссия позволяет помочь увидеть участникам разные стороны проблемы, тем самым, уменьшая их сопротивление новой информации;

2. Решение, инициированное группой, превращается в групповую норму, и поддерживается всеми присутствующими.

Групповое принятие решения также позволяет преодолеть недостатки индивидуального восприятия.

Кроме этого, многие сложные проблемы не могут быть решены одним человеком, так как он не обладает всеми необходимыми знаниями, опытом.

Групповое принятие решений применяется для решения сложных задач, которые не могут быть формально системно описаны, когда технология решения проблемы неизвестна и процесс решения должен носить творческий характер. результатом коллективной разработки и принятия решения является разумный компромисс, основанный на взаимных сознательных уступках, построенных на взаимопонимании и стремлении к общей цели.

Таблица 1. Положительные и отрицательные стороны группового принятия решений.

Положительные стороны
Отрицательные стороны
· повышается готовность осознанно выполнять принятое решение; · разделяется ответственность за принятие решения; · повышается удовлетворенность работой; · облегчается координация работы; · улучшаются коммуникации; · увеличивается разнообразие рассматриваемых альтернатив.
· увеличивается время принятия решение; · есть вероятность попасть под влияние авторитетов; · происходит отвлечение большего числа сотрудников от основной деятельности; · для групповой работы требуется специальное помещение; · возможность использования группы для увеличения своего влияния; · иногда невозможность принятия решения из-за конфликтов и разногласий.

Групповое принятие решения лучше всего использовать в ситуациях, когда важны качество и точность приятия решения, и имеется определенный резерв времени. Практика выработала целый ряд приемов и методов группового принятия решения. Мозговой штурм. Применяется в групповой работе на этапе выработки альтернатив принятия решения. Суть метода в том, что создается такая атмосфера, при которой высказываемые идеи не критикуются, а каждый может использовать идею другого для стимулирования собственного мышления. Любая оценка и критика идей откладывается до тех пор, пока процесс их выработки не окончен. Метод номинальной группы ограничивает обсуждение или общение друг с другом до определенного предела. Члены группы действуют независимо. Основное преимущество метода в том, что он не ограничивает независимость мышления каждого. На этапе окончательного принятия решения используется голосование, которое может быть открытым и тайным. При тайном голосовании исключается влияние авторитетов на высказывание индивидуального мнения, а также исключается возможное оказание давления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.