пятница, 10 марта 2000 г.

Билет 22

скачать билет 22

1.Структурный анализ сознания: статическая и динамическая модель.



Сознание – психический процесс, высшая функция психики человека, выражающаяся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен, и он сам, и его действия, и его состояния.
Сознание - главный интегративный психический процесс человека, объединяющий внимание и память, разного рода смыслы и опыт человека, восприятие, эмоции и другие психические процессы


В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1.     Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2.     Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3.     Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4.     Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5.     Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6.     Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Сознание — не только созерцание, рефлексия, но и отношение, и оценка, признание, стремление и отвержение, это свидетельство и производный компонент его реальной жизни.

Л.С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия.

А.Н. Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл.

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.

В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия. В итоге получается двухслойная уровневая структура сознания и четыре единицы его анализа

Статическая модель сознания, представляет собой вертикальную сквозную конструкцию. В такой модели фрагментарные части надстраиваются по восходящей линии в ряду: ощущение — восприятие — представление — мышление. Причем структурно фрагменты не изменяются.

В противоположность такому подходу используется динамическая модель сознания, в которой его элементы изменяются сами и вступают между собой в новые связи. Если в статической модели восприятие всегда первично, а из образов и понятий, полученных на его основе, формируется мышление. В динамической модели наряду с такими процессами могут существовать и обратные, когда мышление влияет на восприятие. Например, ранее люди видели восход солнца над горизонтом и делали вывод, что солнце вращается вокруг Земли. Однако после открытия Коперника мы уже можем воспринимать восход солнца по-другому — как проворачивание нашей планеты навстречу светилу, то есть под действием логики меняются первичные познавательные процессы.

В динамической модели - сознание конкретной личности в психологическом смысле слова всегда погружено в динамическое, не вполне осознаваемое переживание, которое образует изменчивый в своих границах фон, из которого осознание выступает, никогда не отрываясь от него. Акт сознания обычно сопровождается резонансом, который он вызывает в сфере менее осознанных переживаний.



2. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте и взаимоотношения полов.

Половое созревание - центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Его специфическими функциональными признаками являются начало регулярных менструаций у девочек и начало эякуляций (первое семяизвержение) у мальчиков. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении, интересах и самосознании.

Особенности психосексуального созревания. К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Заканчивается развитие внешних половых признаков, а также почти полностью завершается рост костей и внутренних органов. «Гормональная буря» отрочества к концу юношеского возраста начинает утихать и стабилизироваться. Формирование психосексуальной зрелости в юношеском возрасте включает биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом. Оба процесса идут не синхронно, а более или менее разделены во времени.

В сексуальном развитии юноши наряду с генетическими факторами решающее значение имеют полоролевое поведение родителей и первые собственные опыты с сексуальными партнерами.

Биологические и социальные роли могут развиваться в сторону:

1) идентификации, приводящей к гетеросексуальности;

2) отклонения от обычной идентификации, чреватого гомосексуальностью, бисексуальностью, транссексуальностью или сексуальными преступлениями;

3) амбивалентности, которая может вести к бисексуальности или различным нарушениям полового поведения.

Психосексуальная ориентация – направленность полового влечения и форм его реализации. Для последующего сексуального развития определенное значение имеют первые сексуальные опыты.

Сексуальное поведение включает не только «инстинктивные желания», но и ограничивающие их социальные рамки. Неудачный или травмирующий первый сексуальный опыт, который может относиться еще к раннему детству, часто ведет к неприятию сексуальности и предрасполагает к нарушениям в этой сфере.

По данным Аузубель на успех или неуспех психосексуальной адаптации влияют следующие условия:

1) половые роли родителей, семейные установки и качество отношений родителей с ребенком.

 2) личностные особенности.

 3) неблагоприятные факторы (физические недостатки, изоляция от группы и др.).

Стереотипы сексуального поведения меняются у каждого поколения молодых людей. В качестве основных тенденций Пагенштехер выделяет следующие изменения:

1. сексуальность приносит все больше наслаждения, все меньше конфликтов и стресса.

2. юношеская сексуальность ориентируется на любовь, верность и партнерство.

3. представители обоих полов и различных социальных слоев все меньше отличаются своим поведением.

Половая идентификация. Социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин, называется социальными половыми ролями, а поведение, реализующее эти нормативные ожидания или ориентированное на них, - полоролевым поведением. Автономным аспектом дифференциации половых ролей являются соционормативные представления – социально- психологические стереотипы маскулинности и фемининности. Такие стереотипы существуют как на высших уровнях культуры, так и в повседневной обыденном сознании.

Полоролевое поведение в период юности отличается следующими признаками:

1) рост интереса к другому полу;

2) все большее использование форм поведения, прямо или косвенно связанных с половой ролью.

3) опережающее устойчивое и более персонифицированное усвоение половой роли девушками.

Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Представление о «природной» сущности фемининности покоится на трех кажущихся универсальными предпосылках:

1. биологической зависимости женского организма от осуществления физических функций, связанных с продолжением рода;

2. социальной зависимости женщин от:

а) вынужденной связи с детьми в период кормления грудью

б) связанной с этим преимущественной локализации женской деятельности в домашнем хозяйстве.

Дружба в подростковом возрасте начинает носить эротический оттенок. Юноши и девушки, обгоняющие сверстников в развитии, становятся более популярными и заметными. В юношеском возрасте казаться взрослее кажется важным многим подросткам. Девушки в подростковом возрасте склонны к романтическим фантазиям и больше интересуются представителями противоположного пола более старшего возраста. Юноши, напротив, больше озабочены проблемой сношения, первый сексуальный опыт для современного подростка играет роль «посвящения» в мужчины. Надо признать, что сексуальное желание у юношей несравнимо по силе с эмоциональным влечением у девушек. Для юноши период психосексуального развития протекает более бурно и часто толкает их на необдуманные поступки, вплоть до нарушения закона.                                                                                                                                 

3. Профессиональные конфликты.

Конфликтом называют отсутствие согласия между представителями двух и более сторон (лицами, группами). Каждая сторона стремится к тому, чтобы была принята ее точка зрения.
Производственно-деловым конфликтом принято считать проблемную ситуацию, которая возникает на производстве в процессе выполнения трудовых обязанностей.
Причинами возникновения производственно-делового конфликта могут быть конкурентная борьба, авторитарное управление, производственные противоречия неправильное или несправедливое распределение ресурсов; различие целей; плохая структуризация (неясные, нечетко поставленные задачи); различные представления и ценности членов коллектива и групп; манеры и стиль поведения и руководства; проблемы различных уровней образования и культуры; плохие организационные коммуникации; неправильная ориентация руководителей (на задачи или на человека); организационные факторы (недогрузка или перегрузка в работе). и т. д.
Установлено, что бесконфликтность (безразличие всех ко всему) и очень высокая конфликтность обусловливают снижение эффективности деятельности организации. Таким образом, существует оптимальный уровень конфликтности, обеспечивающий нормальное функционирование организации. Появление и преодоление конфликтов в организации может стать полезным способом анализа возникшей проблемы с разных сторон, способом нахождения оптимального решения проблемы.
Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.
Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.
По внешним признакам выделяют конфликты: межгрупповые, межличностные, конфликт между личностью и группой, кроме того, могут быть внутриличностные конфликты. В организациях выделяют также конфликты:
·          внутриорганизационные (на почве неправильного распределения властных прав, полномочий и ответственности между уровнями управления — вертикальные; на одном уровне — горизонтальные; между линейными и функциональными подразделениями — линейно-функциональные конфликты);
·          ролевые конфликты (из-за неопределенности и конфликта ролей, предоставляемых работнику).
Этапы развития конфликта:
1) формирование источников противоречия, конфликта (скрытая фаза);
2) осознание участниками конфликтной ситуации ее причин, своей позиции, вариантов возможного развития конфликта и их последствий;
3) принятие решения участниками: а) о необходимости активных действий или б) об игнорировании создавшейся конфликтной ситуации;
4) активное развитие конфликта при решении действовать активно, который из скрытой латентной формы превращается в очевидное противостояние сторон, разрешение конфликта меняет начальную ситуацию; либо отсутствие активных действий и дальнейшее накопление противоречий.
Эффективный (функциональный) и неэффективный (дисфункциональный) способы разрешения профессиональных конфликтов
Функциональный способ разрешения конфликта
Дисфункциональный способ разрешения конфликта
Проблема решается способом, приемлемым для всех сторон, участники переживают причастность к решению проблемы
Проблема решается с позиции интересов своей группы, усиливается преданность своей группе, возрастает конкуренция с другими группами организации
Стороны ориентированы на сотрудничество, а не на антагонизм в будущих аналогичных конфликтных ситуациях
Сворачиваются взаимодействие и общение между конфликтующими сторонами
Устраняются трудности в осуществлении решения: враждебность, чувство несправедливости
Увеличивается враждебность между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения. Чаще проявляется неудовлетворенность трудом, растет текучесть кадров, снижается производительность труда
Уменьшается вероятность группового мышления и синдрома «покорности»
Меньшая степень сотрудничества в будущем. Культивируется образ «врага», односторонность в положительных оценках своих решений и отрицательных качествах и целях другой стороны
Улучшается качество процесса принятия решения, люди не боятся высказывать идеи, что способствует всестороннему обсуждению проблемы
Смещение акцента: придается больше значения «победе» в конфликте, чем решению проблемы
Две группы методов разрешения профессиональных конфликтов:
1) организационно-структурные (1)приказы, распоряжения, директивы, 2) методы «разведения» участников конфликта по ресурсам, целям, средствам труда  3) методы «страхования» от конфликтов (через создание резервных запасов финансовых и материальных средств); 4) методы объединения участников конфликта; 5) методы с использованием интеграционных механизмов (антикризисные комитеты, введение постов заместителей, кураторов, координаторов.
 2) методы воздействия на межличностные отношения, сознание отдельных участников конфликта.
Организационно-структурные методы используют для оптимизации управления трудовыми процессами, оптимизацию информационных потоков, упорядочение полномочий представителе разных служб, введение единоначалия, создание общих целей пр. Эти методы опираются на выявленные противоречия в совместном труде в рамках организации и совершенствуют формы совместной деятельности работников с учетом этих противоречий, компенсируя выявленные дисбалансы.
Если источником конфликта оказываются главным образом несогласованности в системе ценностей, культурных традиции симпатий, порождающие межличностные конфликты, разрешение таких конфликтов требует воспитательной и организационной работы, в острых случаях — перестановки кадров в организации.
Различаются полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п.
Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе. Перманентное возрождение одного и того же конфликта в преобразованном виде на ином уровне характерно для многих его типов. Например, соперничество политических партий в условиях парламентской системы — это закономерность. Оно не прекращается, пока те или иные партии существуют и функционируют.
Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. Подавление конфликтов нередко осуществляется вышестоящим руководством, не оставляя участникам конфликта никакого выбора.
Разрешение конфликта с помощью переговоров предполагает пять стратегий поведения в конфликте:
1)     уход (проигрыш-проигрыш)
2)     приспособление (проигрыш-выигрыш) (означает сдать позиции и приспособиться к условиям соперника)
3)     борьба (выигрыш-проигрыш) (означает отвоевать позиции у соперника любой ценой, склонить его к признанию поражения)
4)     компромисс (невыигрыш-непроигыш) (взаимные уступки, неполные решения, то что не вполне, но частично устроило обе стороны)
5)     сотрудничество (выигрыш-выигрыш)
Предпосылки разрешения конфликта:
1. Достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих противоположных интересов и позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства.
2. Потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить.
3. Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических, наконец, человеческих.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.