скачать билет 20
1. Воля и волевые процессы
Воля
– сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности,
связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля является важным компонентом психики
человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными
процессами.
Главная
функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных
условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие
процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Признаки
волевого поведения:
1)
преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти
препятствия — внутренние (субъективные, мешает внутренняя установка или
желание) или внешние (объективные – мешают обстоятельства, люди).
2)
сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание
необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше
препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не
только по степени их сложности, но и по степени осознанности.
Непроизвольные
действия совершаются
в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо
осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный
характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить
поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание
цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее
достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно
и имеющие цель. Воля нужна при выборе
цели, принятии решения, при
осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление
препятствий требует волевого усилия — особого состояния
нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и
моральные силы человека.
Волевая
деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества
воли:
1) простые: те, при
которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким
путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что
выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом
осуществляется без борьбы мотивов.
2)
сложные выделяют
следующие этапы:
а) осознание цели и стремление достичь ее;
б)
осознание ряда возможностей достижения
цели;
в) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
г) борьба мотивов и выбор;
д) принятие
одной из возможностей в качестве решения;
е) осуществление
принятого решения;
ж) преодоление внешних
препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.
Результаты любого волевого действия имеют
для человека два следствия: первое - это достижение конкретной цели; второе
связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие
уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
Прежде чем желание превратится в
непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е.«фильтруется»
через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску.
Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции.
Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.
Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.
Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия.
Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.
Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции.
Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.
Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.
Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия.
Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.
Исполнительный этап волевого действия включает:
1.
Намерение
(обычно включает состояние готовности выполнения и схему выполнения действия.
Намерение необходимо, чтобы начать действовать)
2.
Сознательное
волевое усилие (чаще требуется чтобы продолжать действие или закончить его)
Вместе с тем в любом волевом усилии в той или
иной степени присутствует и мышечное напряжение. Например, рассматривая или
вспоминая что-то, мы напрягаем мышцы лба, глаз и т. п., но это не дает
основания отождествлять мышечные и волевые усилия.
Интенсивность волевых усилий зависит как от
внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение
волевого действия. Однако помимо ситуативных факторов существуют и относительно
устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К их числу
относятся следующие: мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем
или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая
способность следовать по намеченному пути; уровень самоуправления и
самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития
человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой
сферы.
2. Проблема социальной установки.
Социальная установка - понятие, которое в
определенной степени объясняет выбор мотива.
Существует понятие установка и аттитюд
– социальная установка.
Установка рассматривается общепсихологически
– готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен
(Узнадзе).
Установка — неосознанное
психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его
предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в
определенной ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой
формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности,
готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией
наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у
человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом
на то или иное политическое или социальное событие или явление.
Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (1888); общепсихологическая
теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований
разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (1956). Наиболее полно этапы
формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия.
Ученики Д. Н. Узнадзе Т. Т. Иосебадзе, Т. Ш.
Иосебадзе характеризуют установку как «конкретное состояние целостного субъекта,
его модус, определённую психофизиологическую организацию, его модификацию в той
или иной конкретной ситуации, готовность к совершению определённой
деятельности, направленость на удовлетворение актуальной потребности.
Аттитюд - специфический образ
действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации.
Выделяют установки:
1. Базовые – система убеждений (ядро Личности).
Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а
оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую
функцию.
2. Периферийные – ситуативные, могут меняться
от социальной обстановки.
Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема
их изменения. Наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает
конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности
зависит, естественно, от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный
объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция,
тем более устойчивой она является.
В бихевиористски
ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К.Ховланда)
в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов
используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от
того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной
установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер
социальной установки, изменять ее.
В когнитивистской
традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так
называемых теорий соответствия: Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Л.Фестингер, Ч.Осгуд,
П.Танненбаум (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Это означает, что
изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной
структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная
установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому
объекту позитивную характеристику. Несоответствия могут возникать и по
различным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения аттитюда является
потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е.
упорядоченного, "однозначного" восприятия внешнего мира.
Если социальная установка возникает в
определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно,
проанализировав изменения в самой деятельности. Среди них в данном случае
наиболее важно изменение соотношения между мотивом и целью деятельности, ибо
только при этом для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а
значит, и социальная установка (Асмолов, 1979). Такой подход позволяет
построить прогноз изменения социальных установок в соответствии с изменением
соотношения мотива и цели деятельности, характера процесса целеобразования.
3. Психология безопасности в труде.
Мировой
и отечественный опыт показывает, что большинство травм как на производстве, так
и в быту происходит по вине самих пострадавших. Все это связано с низким
уровнем профессиональной подготовки в вопросах, касающихся безопасности, слабой
установкой специалиста на соблюдение безопасности, пребыванием людей в
состоянии утомления, недостаточным воспитанием, допуском к опасным работам лиц
с повышенным риском травматизации или других психических состояниях, которые снижают
безопасность деятельности.
Факторы,
которые усиливают подверженность работников опасности несчастных случаев,
делятся на две большие группы по Л.Д. Столяренко:
факторы, которые устойчиво повышают подверженность
работника опасности
|
факторы, которые временно повышают
подверженность работника опасности
|
1. функциональные изменения в нервной системе
и других органах, имеющие болезненный характер (сахарный диабет, сердечные
заболевания, периодические приступы слабости, головные боли, недомогания,
бессонница, депрессия, подавленность и т.п.). 2.изъяны органов чувств: частичная потеря
зрения или глухота, и т.п. 3.нарушение связи между двигательными и сенсорными
центрами высших отделов нервной системы.
4.слабость или инертность нервной системы
(меланхолики, флегматики).
5.злоупотребление алкоголем, наркотики,
6.неудовлетворенность своей работой,
отсутствие интереса к ней
|
1.неопытность и недостаточная
профессиональная подготовленность работника, неосторожность
2. усталость, временная нетрудоспособность,
неудовлетворительное функциональное состояние.
|
Совершенствование технических устройств и
производственных технологий сопровождается уменьшением степени риска в трудовых
процессах, однако полностью его исключить невозможно.
Мероприятия по профилактике аварийности и ошибочных действий должны основываться
на согласовании требований работы и возможностей человека. К ним можно отнести:
• мероприятия по повышению мотивации к
безопасной деятельности;
• мероприятия по оптимальной организации труда
(информирование об опасных случаях, аварийная сигнализация и пр.);
• мероприятия, направленные на обучение моделям
безошибочного поведения, алгоритмам действий в аварийных ситуациях;
• осуществление специального отбора работников
для выполнения опасных и ответственных заданий.
Функциональное
состояние
- это комплекс, включающий следующие функциональные процессы:
·
химизм
тела, сердечно-сосудистые изменения,
·
мимику
(лицевые маски) и пантомимику (осанка, походка, жесты, шея),
·
интонационные
окраски,
·
ритм
и способ дыхания,
·
строй
мышления и картину мира,
·
поведенческие
установки и программы,
·
фиксирующие
весь этот комплекс кинестетические ощущения.
Функциональное
состояние -
душевное и физическое состояние человека, определяемое не его стабильной
конституцией, а тонкими настройками. То, что постоянно перестраивается под
текущие задачи ситуации и взаимодейтствия с окружающими. Это все то, что
называют "эмоции и чувства", сюда же разные режимы работы интеллекта,
разный уровень энергетики и бодрости.
Совокупность внутренних функциональных
возможностей субъекта труда определяется понятием работоспособности. К снижению работоспособности приводит вредное
воздействие факторов производственной среды, монотония, низкая эргономичность
рабочего места, утомление от работы.
Психологические методы оценки функциональных
состояний включают в себя субъективные опросники и шкалирование. Опросники
обычно рассчитаны на диагностику строго определенного состояния (стресс, утомление,
монотония), т.е. заранее предполагается наличие определенного вида состояния.
Применение шкал для изучения состояний основывается на оценке переживаний возникающих
в процессе того или иного состояния.
К основным функциональным состояниям относятся утомление (проявляющееся во временном
снижении работоспособности, изменениях физиологических функций,
сопровождающееся чувством усталости в результате выполнения интенсивной или
длительной работы), монотония (характеризующееся
снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных
раздражителей, т.е. снижением внешней стимуляции), готовность к деятельности и др.
Общая и ситуативная психологическая готовность к деятельности включает
компоненты:
• мотивационные (потребность успешно выполнить
поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха);
• познавательные (понимание обязанностей,
задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели, представление
вероятных изменений обстановки);
• эмоциональные (чувство ответственности,
уверенность в успехе, воодушевление);
• волевые (управление собой и мобилизация сил,
сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление
сомнений, боязни).
В частности, в условиях дефицита информации
(аварийная ситуация) психологическая готовность человека определяет успешность
его поведения. Для формирования требуемого уровня готовности необходимы тренировки,
развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт
для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность
переключения с одной установки на другую, а также способность к прогнозированию
и предвосхищению
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.