скачать билет 5
1. Классификация психических явлений и процессов.
Психические явления - разного рода
особенности поведения и психической жизни человека, доступные для
непосредственного наблюдения.
Психические процессы
|
Психические состояния
|
Психические свойства
личности
|
Психический процесс – это течение
психического явления, имеющего начало, развитие и конец. Психические процессы
вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и
раздражениями, исходящими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяют
на познавательные (ощущение,
восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные (активные, пассивные) и волевые (решение, исполнение, усилие)
|
Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности
в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Эмоциональные:
эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности,
настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация,
радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и
неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность,
подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть.
Волевые: 1) Мотивационные
(желания, стремления, интересы, влечения, страсти); 2) Праксические состояния
возникают как следствие определенных условий трудовой деятельности:
психическое утомление, монотония, психическая напряженность, тревожность,
эмоциональная стресс, отсутствие мотивации.
Гностические
(высшие эмоции):
любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение,
озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность
|
психическими
свойствами личности понимаются устойчивые психические явления,
существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным
образом с социально-психологической стороны. Это психические явления, которые реализуются
в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими
людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и
способности.
|
2. Проблема социально-психологической адаптации в социальной психологии.
Социально-психологическая
адаптация
- это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она
использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки
социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или
внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать
ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные
потребности.
Адаптация происходит на трех
уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом
уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои
параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при
изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация
обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии
внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование
развития событий и др.).
Социальная адаптация обеспечивает
приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения
анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в
сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в
соответствии с главными целями деятельности.
Выделяют
две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся
социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм
поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет
использования патологических форм поведения, вызванных функциональными
расстройствами психики).
Дезадаптированная
личность
не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою
социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание
личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм
для дезадаптации - не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает
значение проблемной. Для понимания особенностей адаптивного процесса следует
знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность
начинает свою адаптивную активность.
Общество
людей: 1. подавляет, 2. ущемляет, 3. предъявляет требования, 4. является
источником конфликтов с другими.
Адаптивное
поведение характеризуется:
1.
успешным принятием решений,
2.
проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.
Признаки
эффективной адаптации:
1.
в сфере социальной активности - приобретение индивидом знаний, умений и
навыков, компетентности и мастерства;
2.
в сфере личностных отношений - установление интимных, эмоционально насыщенных
связей с желаемым человеком.
Критерии,
указывающие на адаптивный процесс:
1.
адекватность когнитивных механизмов обработки информации;
2.
показатели личностной зрелости;
3.
показатели социальной зрелости;
4.
клинический критерий (по Братусю) - отсутствие клинически выраженной психопатологии;
5.
статистический критерий: адаптированная личность - личность, наиболее чаще
встречаемая в популяции;
6.
социальный критерий - это социальная адаптация (социально-одобряемое поведение)
3. Удовлетворенность работой как психологическое явление.
Удовлетворенность
работой
– совокупность психологических установок по отношению к трудовой деятельности,
осуществляемой работником в организации. В процессе профессиональной адаптации
и самоидентификации важную роль играют мотивация трудовой активности и
удовлетворенность трудом.
Трудовая мотивация – процесс выбора
профессии, модели профессиональной активности и обоснования участия человека в
трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом в первую очередь зависит от
соответствия результата труда внутренним потребностям индивида.
Ф.
Герцберг выделил две группы факторов, влияющих на удовлетворенность работой.
гигиенические факторы
|
мотивы
|
условия труда и быта, организацию труда, режим
работы, обеспечение льготами и жильем.
Эта
группа факторов влияет на производственные отношения
|
включает удовлетворение внутренних
потребностей, в том числе признания достижений успехов в работе, глубинную
интеграцию в содержание трудовой деятельности, ответственность, инициативу.
|
Личностные
качества, влияющие на удовлетворенность работой Д. Шульц:
1.
возраст – с возрастом удовлетворенность работой возрастает;
2.
пол – зачастую оплата женского труда ниже мужского;
3.
статус – удовлетворенность трудом тем выше, чем выше у работника должность;
4.
расовая принадлежность – дискриминация по расовому признаку в первую очередь
отражается на статусе кандидатов и финансовом положении;
5.
когнитивные способности – несоответствие рабочей деятельности уровню интеллекта
ведет к неудовлетворенности трудом либо по причине нереализованных
возможностей, либо из-за излишней сложности задания;
6.
конгруэнтность работы – удовлетворенность зависит от соответствия заданий
способностям исполнителя;
7.
отношение к работнику в компании – справедливое или несправедливое, по мнению
работника, отношение влияет на удовлетворенность работой в целом;
8.
состояние здоровья;
9.
стаж работы – удовлетворенность работой нарастает со стажем;
10.
эмоциональная стабильность и адаптивность – чем выше адаптивность и
эмоциональная стабильность, тем выше и удовлетворенность работой;
11.
организация досуга – удовлетворенность работой повышается, если существуют
корпоративные праздники, секции и т. д.;
12.
семья и другие внерабочие интеракции – уважительное отношение семьи к рабочим
обязанностям индивида повышает удовлетворенность.
Восемь
характеристик работы, от которых достаточно устойчиво зависит степень
удовлетворенности работой:
•
характер и содержание работы;
•
объем выполняемой работы;
•
состояние рабочего места и его окружения (шум, освещенность, комфортность,
температура воздуха и т.п.);
•
сослуживцы;
•
руководство (начальство, стиль руководства, участие в управлении);
•
оплата труда (все формы компенсации);
•
возможности продвижения по работе;
•
распорядок, правила поведения и т. п.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.