воскресенье, 6 февраля 2000 г.

Билет 5



скачать билет 5 
1.     Классификация психических явлений и процессов.

Психические явления - разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения.

Психические процессы
Психические состояния
Психические свойства личности
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяют на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные (активные, пассивные) и волевые (решение, исполнение, усилие)

Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
 Эмоциональные: эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация, радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть.
Волевые: 1) Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти); 2) Праксические состояния возникают как следствие определенных условий трудовой деятельности: психическое утомление, монотония, психическая напряженность, тревожность, эмоциональная стресс, отсутствие мотивации.
Гностические (высшие эмоции): любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность
психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны.  Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.


2. Проблема социально-психологической адаптации в социальной психологии.

Социально-психологическая адаптация - это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные потребности.

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для дезадаптации - не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной. Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.

Общество людей: 1. подавляет, 2. ущемляет, 3. предъявляет требования, 4. является источником конфликтов с другими.

Адаптивное поведение характеризуется:

1. успешным принятием решений,

2. проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.

Признаки эффективной адаптации:

1. в сфере социальной активности - приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;

2. в сфере личностных отношений - установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.

Критерии, указывающие на адаптивный процесс:

1. адекватность когнитивных механизмов обработки информации;

2. показатели личностной зрелости;

3. показатели социальной зрелости;

4. клинический критерий (по Братусю) - отсутствие клинически выраженной психопатологии;

5. статистический критерий: адаптированная личность - личность, наиболее чаще встречаемая в популяции;

6. социальный критерий - это социальная адаптация (социально-одобряемое поведение)

3. Удовлетворенность работой как психологическое явление.

Удовлетворенность работой – совокупность психологических установок по отношению к трудовой деятельности, осуществляемой работником в организации. В процессе профессиональной адаптации и самоидентификации важную роль играют мотивация трудовой активности и удовлетворенность трудом.

Трудовая мотивация – процесс выбора профессии, модели профессиональной активности и обоснования участия человека в трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом в первую очередь зависит от соответствия результата труда внутренним потребностям индивида.

Ф. Герцберг выделил две группы факторов, влияющих на удовлетворенность работой.

гигиенические факторы
мотивы
условия труда и быта, организацию труда, режим работы, обеспечение льготами и жильем.
 Эта группа факторов влияет на производственные отношения
включает удовлетворение внутренних потребностей, в том числе признания достижений успехов в работе, глубинную интеграцию в содержание трудовой деятельности, ответственность, инициативу.

Личностные качества, влияющие на удовлетворенность работой Д. Шульц:

1. возраст – с возрастом удовлетворенность работой возрастает;

2. пол – зачастую оплата женского труда ниже мужского;

3. статус – удовлетворенность трудом тем выше, чем выше у работника должность;

4. расовая принадлежность – дискриминация по расовому признаку в первую очередь отражается на статусе кандидатов и финансовом положении;

5. когнитивные способности – несоответствие рабочей деятельности уровню интеллекта ведет к неудовлетворенности трудом либо по причине нереализованных возможностей, либо из-за излишней сложности задания;

6. конгруэнтность работы – удовлетворенность зависит от соответствия заданий способностям исполнителя;

7. отношение к работнику в компании – справедливое или несправедливое, по мнению работника, отношение влияет на удовлетворенность работой в целом;

8. состояние здоровья;

9. стаж работы – удовлетворенность работой нарастает со стажем;

10. эмоциональная стабильность и адаптивность – чем выше адаптивность и эмоциональная стабильность, тем выше и удовлетворенность работой;

11. организация досуга – удовлетворенность работой повышается, если существуют корпоративные праздники, секции и т. д.;

12. семья и другие внерабочие интеракции – уважительное отношение семьи к рабочим обязанностям индивида повышает удовлетворенность.

Восемь характеристик работы, от которых достаточно устойчиво зависит степень удовлетворенности работой:

• характер и содержание работы;

• объем выполняемой работы;

• состояние рабочего места и его окружения (шум, освещенность, комфортность, температура воздуха и т.п.);

• сослуживцы;

• руководство (начальство, стиль руководства, участие в управлении);

• оплата труда (все формы компенсации);

• возможности продвижения по работе;

• распорядок, правила поведения и т. п.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.