скачать билет 3
1. Культурно-историческая парадигма в психологии.
Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов.
Культурно-историческая парадигма (теория) была разработана советским психологом Л. С. Выготским и получила дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева. В основу ее были положены идеи французской социологической школы: историзма и социальной обусловленности психики. До этого в психологии существовала естественно-научная парадигма, отличия которой от парадигмы культурно-исторической показаны в таблице:
Культурно-историческая парадигма (теория) была разработана советским психологом Л. С. Выготским и получила дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева. В основу ее были положены идеи французской социологической школы: историзма и социальной обусловленности психики. До этого в психологии существовала естественно-научная парадигма, отличия которой от парадигмы культурно-исторической показаны в таблице:
Естественно-научная парадигма
|
Культурно-историческая парадигма
|
1. Понимание хода развития как процесса социализации.
2. Подчеркивание роли наследственного фактора в развитии (одаренность, задатки, способности человеку даны от природы).
3. Отсутствие существенных различий между ребенком и животным.
4. Трактовка процесса развития как приспособления, адаптации ребенка к среде.
|
1. Человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества.
2. Специфика развития ребенка состоит в том, что он не подчиняется действию биологических законов, как у животных.
3. Психическое развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
4. Условия развития: морфологические особенности мозга и общение.
|
Согласно взглядам Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева в качестве источника развития высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов.
Движущая сила психического развития — обучение (при этом развитие и обучение — это разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, то есть пробуждает и приводит в движение у ребенка внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношений со взрослыми и сотрудничества со сверстниками.
Движущая сила психического развития — обучение (при этом развитие и обучение — это разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, то есть пробуждает и приводит в движение у ребенка внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношений со взрослыми и сотрудничества со сверстниками.
2. Общая характеристика дошкольного возраста, психологическая готовность к обучению в школе.
Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.
Активно развивается речь и возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.
Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
Виды деятельности:
В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.
Активно развивается речь и возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.
Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
Виды деятельности:
· Игра – первый и основной вид деятельности;
· Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность;
· Элементы трудовой деятельности.
Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе. К концу дошкольного возраста появляется готовность к школьному обучению и общественно полезному труду.
Интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п.
Продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность ребенка к школе должна проявляться в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.
Развитие мышления к моменту поступления в школу должно находиться на уровне свободного оперирования образами и начала формирования отвлеченных понятий. Необходимо наличие произвольного внимания.
Умения поступающего в школу ребенка проверяются с помощью различных методик. Одна из самых популярных и широко применяемых – тест Керна-Йирасека:
1. нарисовать человека (мужскую фигуру). Обращается внимание на то, все ли детали внешности присутствуют, есть ли одежда, как нарисованы и соединены с корпусом конечности.
2. скопировать написанную письменными буквами фразу (проверка мелкой моторики рук)
3. срисовать расположенную определенным образом группу точек.
По тому, как это выполнено, можно судить о сосредоточенности и устойчивости внимания.
Психологическая готовность к школе включает:
1. личностно-социальную готовность ( готовность к ответственности, к общению со сверстниками и взрослыми, самоконтроль)
2. мотивационную готовность (желание учиться, положительная мотивация к школе, к учителям, к учебной деятельности)
3. эмоционально-волевую готовность ( готовность к трудностям, терпение, настойчивость, дисциплинированность, аккуратность коммуникативных качеств: общительности, отзывчивости, умения оказать помощь другому и самому обратиться за помощью).
3. Условия возникновения конфликтной ситуации в организации и меры по ее урегулированию.
Условия возникновения конфликтов – совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые создают предпосылки развития обычной ситуации социального взаимодействия в предконфликтную и ее эскалацию в конфликт.
Конфликтная ситуация обязательно предусматривает противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний и т.д.
Конфликт – столкновение противоречий
или противоречивых тенденций, сопровождающихся обычно негативными эмоциями и чувствами.
По
составу участников конфликта они бывают: межличностные, межгрупповые (между двумя
группами), между личностью и группой, внутриличностные.
По
содержательному признаку конфликты делятся на: когнитивные (противоречивая информация, когнитивный диссонанс), ценностные (кто-то считает ценностью бриллианты,
кто-то стихи), эмоциональные
конфликты.
Распространенные причины конфликтов:
Организационные:
• Ограниченность ресурсов (качество, количество).
• Взаимозависимость заданий.
• Различия в целях.
• Отсутствие четких регламентов и инструкций.
• Отсутствие отрегулированных правил взаимодействия.
• Новый этап в развитии организации, структурной единицы.
|
Личностные:
• Различия в представлениях и ценностях.
• Различия в манере поведения и жизненном опыте.
• Неудовлетворительные коммуникации.
• Личностное неприятие.
• Утаивание информации.
• Нетерпимость к критике.
• Несправедливая оценка..
|
Конфликтогенные особенности личности:
1. Искаженное восприятие, например, «Иллюзия собственного благородства».
2. Акцентуация характера.
3. Самооценка личности и уровень притязаний.
4. Стиль общения. Недостаток общей культуры.
5. Когнитивный диссонанс. Заблуждения и стереотипы, препятствуя адекватному отражению.
Для возникновения конфликта необходимо наличие компонентов:
1. потенциальной напряженности в данной конфликтной системе, вызванной имеющимся объектом конфликта;
2. объекта конфликта;
3. перехода потенциальной напряженности в реальную;
4. возникновение на этой основе конфликтной ситуации;
5. осознание социальными группами противоположности своих интересов и формирование субъекта конфликта;
6. создание инцидента для завязывания реального конфликтного взаимодействия;
7. конфликтное взаимодействие.
Предмет конфликта должен быть:
1.
Необходимым
(каждая сторона конфликта должна испытывать в нём потребность)
2.
Объект
должен быть в дефиците
3.
Стороны
должны осознавать важность предмета конфликта
Основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта:
· устранение объекта конфликта;
· раздел объекта конфликта между сторонами;
· установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;
· компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
· разведение сторон конфликта;
· перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса.
Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности. Управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т. д.
В управлении конфликтами большое значение имеет ведение переговоров с целью достижения взаимного согласия. Выдвигая конкретные предложения по конкретным проблемам, партнеры по переговорам ставят целью одновременное удовлетворение своих интересов и интересов других сторон. Результатом переговоров является план решения проблемы, выяснение доли участия партнеров в ее решении и взаимные обещания конкретных действий.
Кеннет У. Томас и Ральф Х. Килманн в 1972 году разработали модель, описывающую пять возможных стратегий разрешения конфликта: Соперничество (конкуренция), Компромисс, Сотрудничество, Уход (избегание), Приспособление.
Методы разрешения конфликтов:
1. подавление (руководство требует прекратить конфликт, наказывает участников и т.д.)
2. переговоры (5 стратегий поведения)
3. организация совместной деятельности
4. тренинг преодоления конфликтов
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.