1. Общее представление о восприятии, теории восприятия.
Восприятием
называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в
совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их
на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.
Уровни
восприятия:
1)
перцептивные действия: а) обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного
процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли
стимул. Следующая операция восприятия - различение,
или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного
образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии
выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого
материала и стоящей перед субъектом задачи.
2)
опознавательные действия: а) идентификация есть отождествление непосредственно
воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух
одновременно воспринимаемых объектов; б) опознание
включает также категоризацию
Восприятие
бывает преднамеренное (волевое) и непреднамеренное (в силу особенностей
воспринимаемых предметов).
Свойства
восприятия:
·
Целостность,
т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета.
·
Константность
- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные
по форме, цвету, величине и т.п. Структурность
– восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически
абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая
музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее
исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные
звуковые ощущения различны.
·
Осмысленность
восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности
предметов.
·
Избирательность
восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по
сравнению с другими.
Теории
восприятия
Структуралистская теория восприятия
определяет ощущение как единицу перцептивного образа (гипотеза суммации
ощущений) В. Вундт. Вводится понятие аналитической интроспекции - метода,
предназначенного для измерения ощущений в естественных условиях,
характеризующегося принципом постоянства. Весь мир делится на ощущения, которые
возникают, когда раздражается отдельный рецептор, и образы памяти, которые
представляют собой следы пережитых ощущений.
Гештальт теория (Фредерик
Перлз, Пол Гудман)
делает акцент на врожденный характер перцептивных процессов, основывается на
целом, а не на единицах и считает главным не элементы восприятия, а процесс, их
порождающий. Критика структурализма:
-
отвержение механизма ассоциаций как главного;
-
отвержение прошлого опыта.
Предмет
полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на
выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к
замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре (прегнантность).
Круг – наиболее равновесная фигура.
В.
Келер: принцип изоморфизма – в
стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает
объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс.
Сенсорная психофизика:
Г.Э. Мюллер: закон специфических
энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие
зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов,
которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного
соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные
ощущения затем складываются в образы (ассоциации).
Г.Т. Фехнер – сенсорная психофизика:
идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S-П
переживание. Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета):
ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция:
специальное усилие по разложению целостного образа на отдельные признаки.
Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных
признаков.
Когнитивно-ориентированные
теории: (восприятие
опирается на прошлый опыт индивида, зависит от него)
Теория восприятия У.
Найссера
включает понятие когнитивной схемы, рассматривает перцептивный цикл. Термин
«восприятие» относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема - это
та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она
модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к
воспринимаемому. Схема принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности,
изменяется под влиянием этой информации и направляет движения и
исследовательскую активность. С биологической точки зрения схема - часть
нервной системы. Результат исследования окружения - выделенная информация -
модифицирует исходную схему. Это и есть перцептивный цикл. Восприятие - это
прежде всего мотивационный процесс.
Теория восприятия Г.
Гельмгольца
основана на понятиях первичного образа, перцептивного образа, образа
представления, бессознательных умозаключений. Первичный образ - совокупность
впечатлений, формирующихся без реминисценций, и прежнего опыта, содержащих то,
что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Перцептивный образ
относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием
чувственных ощущений и прошлого опыта. Образ в представлении - отвлеченная от
текущих чувственных впечатлений реминисценция наблюдаемых ранее объектов.
Бессознательные умозаключения - психические акты обычного восприятия,
приводящие к возникновению иллюзий.
Дж. Брунер рассматривает восприятие
как процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой
категории. Процесс восприятия состоит из первичной категоризации - поиска
признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение, и вторичной
категоризации.
2. Психология группы.
Группа - ограниченная в
размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе
определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или
классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).
Наиболее
распространены классификации группы по размеру: большие, малые, микрогруппы
(диады, триады); по общественному статусу: формальные (официальные) и
неформальные (неофициальные); по непосредственности взаимосвязей: реальные
(контактные) и условные, по уровню развития: низкого уровня развития
(ассоциации, корпорации, диффузные группы.) и высокого уровня развития
(коллективы); по значимости: референтные и группы членства и т.д.
Признаки
больших социальных групп:
1)
имеют структурную и функциональную организацию;
2)
социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп
является групповое сознание, обычаи и традиции;
3)
определенный психический склад, групповая психология;
4) оказывают влияние на формирование
соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации
и т. п.;
5)
определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.
Признаки
малых группы:
1.
наличие внутренней организации;
2.
общая (групповая) цель деятельности;
3.
групповые формы социального контроля;
4.
образцы (модели) групповой деятельности;
5.
интенсивные групповые взаимодействия;
6.
чувство групповой принадлежности или членства;
7.
ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности
или соучастие;
8.
ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.
Процессы
в группе:
•
образование подгрупп по интересам;
• возникновение лидеров и их уход в тень;
•
принятие групповых решений;
•
сплочение и конфликты в группе;
•
изменение ролей членов группы;
•
воздействие на поведение;
•
потребность в присоединённости;
•
распад группы.
Изучали:
К. Левин, Филип Зимбардо, Галина Андреева,
3. Организационное изменение и развитие.
Организационное развитие — это мероприятия в области менеджмента, направленные на осуществление крупных изменений в организациях. Организационное развитие – это определенный комплекс мероприятий в области преобразований, квалификаций, деятельности, методов и приемов, которые используются с целью оказания помощи людям и организациям стать более эффективными. Организационное развитие подразумевает нормативную стратегию переобучения, направленную на оказание влияния на убеждения, оценки и отношение к работе в рамках организации с тем, чтобы она могла лучше адаптироваться к ускоренному темпу изменений в технологии, в нашем индустриальном окружении и в обществе в целом.
Организационные изменения - это формирование нового организационного устройства, адекватного характеру изменений внешней среды. Организационные изменения сопровождаются сломом привычных и разделяемых сотрудниками ценностей, норм и шаблонов действия, а также традиционных способов принятия решений, которые становятся препятствием в адаптации организации к темпу и направлениям рыночных изменений.
Всестороннее
сопротивление персонала (рабочих, служащих, менеджмента) является неотъемлемой
составляющей любых качественных преобразований в организации. Чем масштабней
планируются преобразования, тем интересы большего числа работников будут
затронуты, тем больше будет сопротивление.
Пассивное
'большинство' поддерживает статус-кво и гасит инициативы. Сопротивление
проявляется в возрастании конфликтов, несоблюдении сроков работ (принцип 'трех
гвоздей'), чрезмерно придирчивом отношении к деталям ('ловле блох'), появлении
пугающих слухов и других многочисленных феноменах. Все это приводит к
блокированию или растягиванию во времени конструктивной активности. Проблемы
проведения преобразований в компании объясняются тем, что нововведения
сопровождаются сломом привычных и разделяемых сотрудниками ценностей, норм и
шаблонов действий, а также традиционных способов принятия решений. Возникает
сопротивление персонала, которое проявляется в возрастании конфликтов,
несоблюдении сроков работ, чрезмерно придирчивом отношении к деталям, появлении
пугающих слухов и других многочисленных феноменах.
Модели развития организации:
Период функционирования организации образует жизненный цикл, состоящий (как минимум) из пяти этапов.
1. Зарождение включает в себя принятие решения о создании фирмы, разработку и утверждение соответствующей документации, регистрацию фирмы и создание условий для ее деятельности.
2. Рост организации - увеличение доли ее продукции на рынке.
3. Развитие - это поиск новых направлений и форм деятельности параллельно с развитием уже существующих.
4. Зрелость - это устойчивое существование предприятия без расширения и совершенствования деятельности.
5. Завершение деятельности может быть связано с разорением фирмы или достижением поставленных перед ней целей.
Специалисты выделяют три цели организационного развития — изменение отношения к работе, модификация поведения и стимулирование к изменениям в структуре и политике компании.
Модели развития
организации:
Циклы развития бизнеса (по Леону Данко)
Развитие
организации (по Л. Грейнеру)
Этап
1: Творчество. Характерные черты: основное внимание на производство и сбыт нового
продукта, общение между сотрудниками довольно интенсивно и носит скорее неформальный̆
характер. Долгие часы работы вознаграждаются сравнительно невысокими (средними)
зарплатами, в придачу с надеждами или обещаниями будущей̆ выгоды от участия в
собственности. Организация быстро реагирует на любые запросы клиентов.
Этап
2: Направленный̆ рост. Характерные черты: наличие функциональной организационной̆
структуры с четко
определенными ролями и должностными
обязанностями; внедрение (или более активное использование) чёткой̆ системы
учета и отчетности; коммуникации (формы общения) становятся более формальными
и обезличенными; новый̆
менеджер и его/ее ключевые помощники задают направление
и берут на себя
лидирующие роли.
Этап
3: Рост через делегирование. Менеджеры децентрализованной̆ оргструктуры,
обладающие большей̆ властью, способны быстрее отвечать на запросы клиентов,
лучше адаптируя к их запросам и развивая свои продукты и качество рабочей̆
среды.
Этап
4: Рост через координацию. Характерные черты: внедрение и/или серьёзный̆
пересмотр формальных процедур
планирования; найм (или обучение)
специального корпоративного персонала для
инициирования программ
мониторинга и контроля; функционирование групп разработки новых продуктов как
«индивидуальных центров
затрат»; использование возможностей̆ выпуска акций предприятия и участия
в его прибылях с целью
поощрения и стимулирования развития у сотрудников чувства собственности и своей̆
связи с компанией̆ в целом.
Этап
5: Рост через сотрудничество. Характерные черты: фокус на решение проблем через
командное взаимодействие менеджеров; команды комбинируются по кросс
функциональному принципу с целью решения конкретной̆ проблемы (внедрение
матричных организационных структур); снижение численности корпоративного
персонала; внедрение программ образования, повышения квалификации и информационные
системы, работающие в режиме реального времени,
внедряются в практику повседневной̆
работы;
Организационные
изменения. Модель Курта Левина:
Для
достижения целей организационного развития требуется целостное и
профессиональное управление изменениями, объединяющее аспекты так называемых
твердых факторов (системы информационных технологий, рабочая сила,
организационные структуры, логистика и т.п.) с аспектами мягких факторов
(персональные ценности, кооперация, доверие, стиль лидерства и т.п.).
Левин
разбил организационные изменения на три последовательных шага:
1.Размораживание
(осознание необходимости изменений и факторов, способствующих и препятствующих
им)
2.Осуществление
изменений (процесс изучения и освоения нового)
3.Замораживание
(подкрепление нововведений на основе позитивных результатов).
В
основе этой методологии лежит концепция
"поля сил". Левин предложил рассматривать любую организацию или
ситуацию как находящуюся при определенном балансе или равновесии между
движущими и сдерживающими силами изменения. Из анализа поля сил вытекает, что
гораздо проще ослабить сдерживающие силы, чем наращивать движущие силы
изменений. Именно для этого и необходим такой важный этап как
"размораживание".
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.