скачать билет 10
1. Виды памяти и процессы памяти.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и
последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное
использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Основные процессы:
1) запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации,
которая является необходимым условием обогащения его опыта новыми знаниями и
формами поведения.
2) сохранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий
его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения
человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира)
процессов, мышления и речи.
3) воспроизведение – процесс, в результате которого происходит актуализация
закрепленного ранее материала, путем извлечения его из долговременной памяти и
перевода его в оперативную память. Виды воспроизведения: узнавание, собственно
воспроизведение, припоминание.
4) забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания
ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание
может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным
(невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное
забывание.
Виды памяти:
I по степени произвольности:
1) произвольная – с установкой что-то запомнить,
2) непроизвольная – без установки.
II по осмысленности. Разделяется в
зависимости от приема заучивания (мнемическая деятельность):
1) механическая – без переработки сознанием, в той форме, в которой воспринимается,
2) смысловая/логическая – запоминание не внешней формы, а смысла.
III по чувственной модальности:
1) наглядно-действенная – память на движения, действия,
2) наглядно-образная – на образы визуальные, обонятельные,
3) словесно-логическая – на смысл, логику, соотношение элементов,
4) эмоциональная – на переживания и чувства.
IV по времени:
1) кратковременная (несколько минут) – сохранение информации после
однократного или непродолжительного восприятия,
2) долговременная – в интересах длительное сохранение информации (после
многократного повтора),
3) оперативная – сохранение материала на время, необходимого для выполнения
определенной задачи или конкретной деятельности (включ. 1 и
Причины, влияющие на
продуктивность запоминания и сохранения информации в памяти: 1) субъективные (тип запоминания, предшествующий опыт, установка,
интерес, состояние организма), 2) объективные (характер материала – осмысление,
связность, понятность, ритмичность, наглядность, количество материала,
обстановка).
1) Характеристики памяти: 1) точность – свидетельствует о способности памяти
удерживать определенное время в сознании нужную информацию, 2) объем – отражает
количественные показатели и возможности запечатлеваемой, сохраняемой и воспроизводимой
информации, 3) быстрота – способность человека с определенной скоростью
обрабатывать и использовать информацию, 4) готовность – одна из важнейших
характеристик памяти, свидетельствует о предрасположенности человека и его
сознания активно использовать запечатленную информацию, 5) длительность – виды
по времени.
2. Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии.
Можно
выделить три основных направления в исследовании структуры психологических отношений
в малых группах:
1.
Социометрическое – связано с именем Дж.Морено. Суть концепции:
Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры
отношений: макроструктуру
(своеобразное «пространственное» размещение индивидов в различных формах их
жизнедеятельности) и микроструктуру (структуру
психологических отношений индивида с окружающими. его людьми). Согласно Морено,
все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением
микро и макроструктур (ближайшим окружением оказывается не обязательно
окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей). Задача
состоит в перестраивании и макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в
соответствие с микроструктурой. Этой цели и служит социометрическая методика,
выявляющая симпатии и антипатии с тем, чтобы узнать, какие же перемещения
необходимо произвести. Предполагается, что социометрией измеряется уровень
позитивных и негативных оценок, кот. индивид дает другим членам группы. На
основании этой методики возникло целое направление исследования малых групп.
Оценка: страдает существенной ограниченностью, т.к. процесс исследования м.
групп был сведен к исследованию эмоциональных контактов и нет ответа на вопрос
о мотивах выбора.
2.
Социологическое направление связано с исследованиями Мэйо,
которые носили строго прикладной характер. Цель: выявить, как влияет на
производительность труда различные условия труда. При введении новшеств, улучшающих
условия труда, производительность труда повышалась. Когда все нововведения были
отменены, она, хотя и несколько снизилась, но осталась на уровне более высоком,
чем первоначальный. Теоретически Мэйо истолковал это 1) как проявление особого
чувства социабельности – потребности
ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе и 2) явилась идея о
существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как
раз обозначались, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их
личной «судьбе» в ходе произв. процесса. Теоретическое значение открытий Мэйо
для социальной психологии состоит в том, что был получен новый факт –
существование в м. группе двух типов структур: наряду с формальной еще и
неформальной структуры.
3.
Школа «групповой динамики» связано с рядом идей амер. Левина. Идя от
ортодоксальной гештальтпсихологии, Левин создал свою «теорию поля», которая и
была положена в основу изучения малых групп. Центральная идея теории поля в
том, что законы социального поведения следует искать через познание
психологических и социальных сил, его детерминирующих, и эта идея была развита
применительно к науке о группах, которая должна способствовать анализу этих
сил, их локализации и измерению. Важным методом анализа сил психического поля
явилось создание в лаб. условиях групп с заданными характеристиками и последующее
изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований
получила название «групповой динамики». Основная проблематика исследований:
какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с
индивидами и с др. группами, каковы условия их успешного функционирования.
Отвечая на главный вопрос – какие потребности двигают социальным поведением
людей – «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых
конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях
кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.
Так как
члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают
процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих
процессов:
• образование
подгрупп по интересам;
•
возникновение лидеров и их уход в тень;
•
принятие групповых решений;
•
сплочение и конфликты в группе;
•
изменение ролей членов группы;
•
воздействие на поведение;
•
потребность в присоединённости;
•
распад группы.
4. Интеракционистская концепция рассматривает
группу как систему взаимодействующих индивидов, функционирование которых
описывается тремя понятиями:
1)
индивидуальная активность;
2)
взаимодействие, как систематическое устойчивое выполнение действий, направленных
на вызов ответной реакции партнера, которая порождает реакцию воздействующего.
Взаимодействие складывается из физического контакта, перемещения в
пространстве, совместного группового или массового действия, духовного
вербального и невербального информационного контакта. В структуру
взаимодействия входят субъекты взаимодействия, их взаимная связь, воздействие и
изменение;
3)
отношение
Групповая
динамика применяется при проведении бизнес-тренингов, групповой терапии,
использовании гибкой методологии разработки программного обеспечения.
Ни
в одном из направлений не задан в качестве основополагающего принцип реализации
в малой группе определенного вида обществественных отношений. Поэтому, все
подходы в разной степени страдают абстрактностью и не дают программы
исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе
общества.
3. Профессиографический анализ.
Профессиографический анализ - метод установления требований профессии к работнику, его возможностям и
способностям. Анализу подвергаются вид памяти, мышления, особенность
восприятия, широта поля зрения, скорость реакции, темперамент, скорость
принятия решения, возбудимость и т. д. Основные инструменты
профессиографического анализа — наблюдение за работником в процессе труда с
помощью психофизиологических измерений, хронометража, фотографии, анализа
рабочего времени; построение социометрических матриц взаимодействия работников;
анализ информационных потоков. Профессиографический анализ базируется на мнении
опытных работников, занимающих данное рабочее место (или рабочее место, схожее
с оцениваемым), и вышестоящего руководителя. Результатом профессиографического
анализа является разработка профессиограмм.
Профессиогафический анализ - изучение требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека, направлен на обеспечение максимально эффективного взаимодействия человека и профессии, оптимизацию и повышение эффективности профессионального труда. Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические.
Процесс изучения отдельной профессии – профессиографирование, включает проведение профессиографического анализа и составление профессиограмм.
Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы. Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.
Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:
o требования к должностным обязанностям работника;
o требования к рабочему месту;
o возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
o варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.
Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).
Профессиогафический анализ - изучение требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека, направлен на обеспечение максимально эффективного взаимодействия человека и профессии, оптимизацию и повышение эффективности профессионального труда. Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические.
Процесс изучения отдельной профессии – профессиографирование, включает проведение профессиографического анализа и составление профессиограмм.
Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы. Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.
Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:
o требования к должностным обязанностям работника;
o требования к рабочему месту;
o возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
o варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.
Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.