1 1. Общее представление о памяти, память как высшая психическая функция, основные факты и закономерности психологии памяти.
Память – высшая психическая функция, форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
К процессам памяти, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» – «память»), относятся запоминание (или следообразование), сохранение, узнавание, припоминание (воспроизведение), забывание.
Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными: с восприятием, мышлением и речью.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.
Представления памяти делятся на единичные и общие.
Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.
В основе памяти лежат ассоциации. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности (связаны во времени или пространстве), по сходству и по контрасту (противоположные).
Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.
Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.
Закономерности памяти
Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)
Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.
Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.
Законы памяти
| |
Закон памяти
|
Практические приёмы реализации
|
Закон интереса
|
Интересное запоминается легче.
|
Закон осмысления
|
Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
|
Закон установки
|
Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
|
Закон действия
|
Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
|
Закон контекста
|
При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
|
Закон торможения
|
При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
|
Закон оптимальной длины ряда
|
Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
|
Закон края
|
Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
|
Закон повторения
|
Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
|
Закон незавершённости (эффект Зейгарник)
|
Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
|
При помощи ПЭТ-сканирования (ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография) время выполнения задачи испытуемыми было исследовано, что во время кодирования информации большая часть активированных участков мозга находилась в левом полушарии, а во время воспроизведения большая часть таких участков находилась в правом полушарии. Таким образом, различение кодирования и воспроизведения имеет четкую биологическую основу.
Протекание мнемического процесса имеет различную специфику в зависимости от того, на какое время нужно запомнить материал, — на несколько секунд или на более продолжительный срок. Говорят, что в ситуациях первого рода работает кратковременная память, а в ситуациях второго рода — долговременная память.
Уже давно известно, что кратковременная и долговременная память реализуется разными мозговыми структурами. В частности, гиппокамп — подкорковая структура, относящаяся к промежуточному мозгу, — имеет решающее значение дня долговременной памяти, но не для кратковременной, Многие относящиеся сюда данные получены в экспериментах с крысами и другими видами животных.
Сегодня исследователи памяти выделяют три вида памяти. Память, в которой человек сознательно вспоминает прошлое событие, причем это воспоминание переживается как происходящее в определенном месте и времени, принято называть эксплицитной. Следующий вид долговременной памяти связан с навыками. Такая память называется имплицитной. Третий вид памяти — кратковременная память.
2. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко).
Область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией. (по Скляровой Т.В.)
Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Задачи возрастной психологии:
- Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.
- Периодизация психического развития в онтогенезе.
- Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.
- Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.
- Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
- Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.
- Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.
- Возрастная и клиническая диагностика.
- Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.
- Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).
· Метод наблюдения
· Эксперимент:
- лабораторный;- естественный;- констатирующий;- формирующий;
Вспомогательные методы исследований:- беседа;- интервью;- анкетирование;- тестирование;- анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);- проективные.
Сравнительные методы исследования:- близнецовый;- сравнение нормы и патологии;- кросс-культурный;-биографический.
Социометрические методики: Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
Ключевое понятие возрастной психологии - понятие «развитие». Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
В целом профотбор в конкретной организации предполагает следующие основные этапы:
1. Если рассматривать новую организацию (или создание нового структурного подразделения), то еще на предварительных этапах проводится планирование структуры организации: определяется сам тип структуры и основные отношения организации и персонала.
2. Далее проводится проектирование организации, предполагающее: определение целей и результатов деятельности; определяются связи с внешней средой; разделяются процессы (по стадиям, по иерархическим уровням); группируются функции и выделяются основания для объединения отдельных этапов работ в более обобщенные цепочки - в соответствии со всем этим формируется и структура (конкретные подразделения и рабочие группы) организации.
3. На основании всего этого осуществляется общая оценка потребности в персонале.
4. Поиск и организация потока претендентов: реклама в СМИ; обращение в "рекрутинговые" агентства; обращение в службы занятости населения; использование личных контактов; ярмарки вакансий; школы, гимназии, вузы и т.п.
5. Работа с самими претендентами предполагает следующие подэтапы:
1) Сбор предварительной информации от кандидатов: предварительное собеседование; заполнение стандартной формы анкеты; прием "резюме" от самих кандидатов и т.п.
2) Формирование базы данных о претендентах; подготовка списка кандидатов на вакантные должности
3) Проверка информации, полученной от кандидатов: информация с прежних мест работы и учебы; проверка рекомендаций.
4) Тестирование кандидатов: личностные опросники; тесты интеллектуальных способностей; тесты специальных способностей; групповые (в том числе, и игровые) методы отбора; решение проблемных ситуаций и т.п. Именно здесь могут пригодиться банки психодиагностических методик под конкретные трудовые посты, составленных на основе предварительного аналитического профессиографирования.
5) При необходимости, медицинское обследование: запрос в поликлинику по месту жительства; запрос в кожно-венерологический диспансер; запрос в наркологический диспансер; запрос в психоневрологический диспансер.
6) Серия последовательных интервью: со специалистом отдела персонала (с менеджером по персоналу); с руководителем подразделения, в котором имеется вакансия; со специально созданной комиссией ("панельное интервью").
7) Окончательное решение о зачислении на работу (принимается либо решением руководства, либо специальной комиссией).
6. Особого внимания требует организуемый иногда конкурсный набор персонала на работу.
Управление ротацией кадров предполагает плановое служебное перемещение работника компании или существенное изменение его должностных обязанностей. В крупных компаниях должны быть разработаны механизмы не только вертикального, но и горизонтального роста.
Вертикальная ротация ориентирована на сохранение преемственности в компании, снижение текучести кадров, своевременное привлечение на низшие позиции новых работников, замещение более высоких постов лояльными и производительными сотрудниками.
Горизонтальная ротация необходима для повышения трудовой мотивации, которая может снижаться при длительном пребывании сотрудника в одной должности, для предотвращения ограничения его кругозора рамками одного участка, а также для стимулирования совершенствования своей деятельности новыми методами и формами.
По целям ротации разделяются на перемещения для:
· продвижения в руководящий состав;
· смены обстановки людей (когда человек занимал должность длительное время и хочет получить новые знания, навыки на другом месте);
· упреждения или разрешения конфликтов;
· подготовки специалистов как универсалов;
· обеспечения взаимозаменяемости людей в случае болезней, отпусков и т.п.;
· поиска работнику более приемлемой должности при неудовлетворительности результатов на текущей позиции; роста сплоченности коллектива компании; усиления внутренних коммуникаций и т.д.
По уровню специализации ротации подразделяют на смежные и по другой специальности, с изменением характера работы и без такового. Инициатором перемещения может быть руководство компании, работник, отдел по управлению персоналом. Как правило, по своей инициативе, при неудовлетворенности работой, в большинстве случаев перемещаются специалисты (рабочие), не относящиеся к руководящему составу.
По масштабу ротации делятся на внутренние — в пределах одного предприятия или его подразделения, внешние — между подразделениями организации, находящимися в одном регионе; межрегиональные — перевод со сменой места жительства в филиал организации в другом регионе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.