пятница, 4 февраля 2000 г.

Билет 4



скачать билет 4 
1. Теории внимания.

Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. 
Метафора волны в теории Э.Титченера

Концепция внимания Э. Титчинера. Э Титченер различал:

Первичное внимание (непроизвольное) моментальная реакция на раздражитель. Вторичное внимание – произвольное - мы способны удерживать только с помощью усилия. Вторичное внимание всегда включает в себя конфликт между волевым усилием и попыткой первичного внимания завладеть сознанием человека.

Первичное производное внимание, определяемое как возвращение к первичному вниманию, но на другом витке. Оно наблюдается тогда, когда объект, на котором мы старались удержать вторичное внимание, начинает интересовать нас сам по себе. Например, книга, которая вначале показалось неинтересной, но которую вы читали по необходимости, постепенно увлекает вас настолько, что вы уже не слышите, ни шума за окном, ни даже телефонных звонков.

Э.Б. Титченер привлек для иллюстрации процесса внимания дополнительную метафору волны -  представление о том, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперципируется).

Также Титченер описал явление «аккомодации внимания». Принцип аккомодации может быть ответом на следующий вопрос: если два стимула одновременны и равны по интенсивности, какой из них первым достигнет гребня волны внимания? По мнению Титченера, преимущество получит тот стимул, которое лучше согласуется с текущим содержанием сознания. Эффект аккомодации внимания тесно связан с явлением инерции внимания. Действительно, нам легче, например, поддерживать нить уже начатого разговора даже среди многочисленных помех, чем переключиться на новый.

Комплексная, или волевая, теория внимания Н.Н. Ланге

Русский психолог Н.Н. Ланге определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Именно критерий моментальности позволяет отделить внимание от других приспособительных реакций организма. По мнению ученого, акт внимания имеет три фазы: первичное внимание, --> реакция, улучшающая восприятие, --> и собственно улучшенное восприятие.

Так, рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении). Инстинктивное внимание опосредуется эмоциональным состоянием организма (например, реакция удивления).

 Волевое внимание включает в себя сознательное предвосхищение того, что предстоит воспринимать в будущем. Оно тесно связано с процессом усиления интенсивности представления и памятью.

Н.Н. Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для возникновения процесса восприятия. Именно поэтому мы часто видим или слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле.

Теория внимания Т. Рибо

Он считал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается определенными изменениями физического и физиологического состояния организма.

Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.

Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания.

Теория установки Д.Н. Узнадзе

Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

Внутренне установка и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — "объективация").

Концепция П.Я. Гальперина

Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

2. По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

2. Методическое обеспечение как процесс мыследеятельности преподавателя, понятие «материализованные средства представления содержания обучения».

Термин КУМО (комплексное учебно-методическое обеспечение) используется в двух смыслах: процесса и результата. Методическое обеспечение как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. КУМО как результат (чаще в этом случае называют учебно-методическим комплексом – УМК) – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. В этом смысле КУМО является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.

Методическое обеспечение как процесс, кроме всего, интегрирует в себе такие виды деятельности, как методическое руководство, методическая помощь, создание методической продукции, методическое обучение.

 Материальные и идеальные средства обучения

Материализованные средства обучения – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.)

Идеальные средства обучения — это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Л.С. Выготский (Собр. соч. Т. 1. С. 103) приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. В общем случае идеальное средство —это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей. Усвоенная информация, ставшая знанием, является также и «первоначальным арсеналом» методов и средств обучения. Из нее учащийся черпает способы рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания.


3. Теория лидерства в организации.

Лидерство - это способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.

Подходы к изучению лидерства:

1.     Подход с позиции личных качеств (1930-е гг.) объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств. Однако практикой наличие стандартного набора качеств, который приводит к достижению успеха во всех ситуациях, не подтверждено.

2.     Поведенческий подход (1940-50-е гг.) рассматривает лидерство как набор образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным. Это теории «X» и «Y» Д. МакГрегора, теория лидерства К. Левина (д, к, л), континуум стилей руководства Р. Лайкерта, управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутана, теория Э. Фляйшмана и Э. Харриса и др.

3.     Ситуационный подход (начало 1960-х гг.) утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик.

4.     Современные подходы (1990-е гг.) постулируют эффективность адаптивного руководства — руководства, ориентированного на реальность. Оно означает применение всех известных стилей управления, методов и способов влияния на людей, сообразуясь с конкретной ситуацией. Это позволяет трактовать лидерство не только как науку, но и как искусство управления.

Поведенческие теории:

Теория Р. Лайкерта На основании своих исследований, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Системы по Р. Лайкерту:

1) эксплуататорско-авторитарный (ориентирован на задачу, жесткий и авторитарный лидер); 

2) благосклонно-авторитарный (отношения авторитарны, но присутствует также ограниченное участие подчиненных в принятии решений); 

3) консультативно-демократический (отношения руководителя и подчиненного в значительной степени доверительны и открыты); 

4) основанный на участии (подчинённые принимают участие в принятии решений). 

Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи.

Управленческая решетка Блейка-Моутона

1. 1. - страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

1. 9. - дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

9. 1. - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

5. 5. - организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9. 9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

Ситуационный подход

Основными ситуационными теориями лидерства являются модель руководства Ф. Фидлера, подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса, теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара, модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона и др.

В основе большинства ситуационных моделей лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в результате анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов.

Ситуационная модель руководства Фидлера

Одной из первых теорий ситуационного подхода стала модель руководства Ф. Фидлера. Она сосредоточила внимание на ситуации и выделила три фактора, влияющие на поведение руководителя: 1) отношения между руководителем и подчиненными (степень доверия и уважения); 2) труктура задачи (регламентация труда); 2)власть руководителя (объем должностных полномочий).

Теория Фидлера установила два важных факта, связанных с обеспечением эффективного руководства.

·          Руководители, ориентированные на выполнение задачи, обеспечивают более высокую производительность группы в благоприятных и неблагоприятных ситуациях.

·          Руководители, ориентированные на отношения, обеспечивают более высокую производительность группы в промежуточных состояниях;

Эффективность работы руководителя зависит как от степени благоприятности ситуации, так и от стиля лидерства.

Решающим фактором является соответствие стиля руководства и ситуации, в которой работает коллектив. Добиться этого можно двумя способами:

·          приспособить лидера к ситуации (посредством его подбора, стимулирования, обучения, переобучения, в крайнем случае — замены);

·          изменить ситуацию (путем наделения руководителя дополнительными полномочиями).

Условием оптимальности стилей управления является ориентация на решение производственных задач и на установление благоприятных взаимоотношений в коллективе. Данная теория утверждает, что эффективный руководитель должен демонстрировать оба стиля и применять их в зависимости от характера текущей управленческой ситуации.

Важен и вывод о том, что каждая ситуация, в которой проявляется руководство, всегда есть сочетание действий руководителя, поведения его подчиненных, времени, места и других обстоятельств. И это сочетание чаще неблагоприятно, чем благоприятно.

Подход Митчела и Хауса “путь - цель”: руководитель может влиять на подчиненных, увеличивая долю личной выгоды подчиненных при выполнении какой-либо работы. Он также может сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде. Руководитель может:

1)      разъяснение того, что ожидается от подчиненного;

2)      оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех;

3)      направление усилий подчиненных на достижение цели;

4)      создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить;

5)      удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

Стили руководства по Хаусу: 1) стиль поддержки, 2) инструментальный, 3) поощряющий участие подчиненных в принятии решений, 4) ориентированный на достижение.

Теория жизненного цикла Херси и Бланшара

Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от “зрелости” исполнителей. Зрелость отдельных лиц и групп подразумеваем способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Зрелость не одинакова в различных ситуациях. Руководитель может:

1) давать указания; (годится для подчиненных с низким уровнем зрелости)

2) “продавать”;(подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости)

3) участвовать; (подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания)

4) делегировать (подчиненные и могут, и хотят нести ответственность).

Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона

1) Руководитель сам решает проблему или принимает решение, используя имеющуюся у него на данный момент информацию

2) Руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам решает проблему. Роль подчиненных в принятии решений - представление необходимой информации, а не поиск и оценка альтернативных решений

3) Руководитель излагает проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается и выслушивает их идеи и предложения, но не собирает их вместе в одну группу. Затем принимает решение, которое отражает или не отражает влияние подчиненных.

4) Руководитель излагает проблему группе подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем он принимает решение, которое отражает или не отражает влияние подчиненных

5) Руководитель излагает проблему группе подчиненных. Все вместе находят и оценивают альтернативы и пытаются достичь согласия касательно выбора альтернативы.

Лидерство на основе модели эмоционального интеллекта

Данная концепция была разработана Д.Гоулманом, профессором Чикагского университета в 1980-90 гг. 20 века. Согласно данной концепции, эффективное лидерство означает управление эмоциями других людей. 

Навыки и компетенции лидера с высоким эмоциональным интеллектом:

1.     Осознание собственных чувств – умение замечать и осознавать свои чувства, тонко дифференцировать их. 

2.     Управление собственными чувствами – умение справиться с разрушительными импульсами и контролировать негативные эмоции; гибко приспосабливаться к ситуации, «настроить» себя на нужный лад – на победу, выигрыш и т.д. 

3.     Осознание чувств другого человека – умение проявлять эмпатию (сопереживание чувствам других людей), понимание и быть участливым. 

4.     Управление чувствами других людей – умение оказывать эмоциональное воздействие в различных ситуациях взаимодействия с подчиненными, влиять и воодушевлять, урегулировать конфликты, создавать команду и укреплять командный дух, укреплять и поддерживать личные взаимоотношения с работниками, помогать другим в самосовершенствовании, инициировать изменения и вести работников в новом направлении. 

С точки зрения теории лидерства модель эмоционального интеллекта предлагает руководителю обратить внимание на развитие и совершенствование всех четырех способностей, связанных с осознанием и управлением эмоциями и чувствами. Данная теория подтверждается целым рядом практических исследований.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.