вторник, 8 февраля 2000 г.

Билет 6

скачать билет 6


1.     Проблема характера в психологии.
Харктер (от греч. charakter — печать, чеканка) означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной (референтная группа - социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций) и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.
Классификации черт характера на основе:
Характерных психических процессов
В соответствии с направленностью личности
Каково отношение человека к людям и самому себе
Каково отношение человека к деятельности
При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др.
 К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др.
 К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений.
Выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др.
Эгоизм/альтруизм
Интроверсия/
Экстраверсия;
Интернальный (внутренний) или экстернальный (внешний) локус контроля
Имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще.
Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.
Типологии характеров:
Типология Кречмера: астеник (шизотимик - склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, аутизм, возможна шизофрения,), атлетик (иксотимик - спокойный, маловпечатлительный, сдержанные жесты, мимика. Невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен, возможна эпилепсия), пикник (циклотимик - Эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах, возможен маниакально-депрессивный психоз), диспластик (нескладный).
Классификация Леонгарда. 12 типов акцентуаций характера. Типы: демонстративный, педантичный, тревожный, возбудимый, гипертимный, дистимный, эмотивный, циклотимный, застревающий, экзальтированный, экстравертированный, интровертированный.
Классификация Личко: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпелептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.
Типология характеров Э. Фрома: мазахист-садист, разрушитель, конформист-автомат.
Психологические типы К.Юнга: интроверты/экстраверты; Архитипы Юнга: анима, анимус, персона, тень, самость, Бог. Юнг выделил четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение. На работах Юнга основана типология Майерс-Бригс: ( с учетом экстраверт/интроверт, ощущающий/интуитивный, мыслительный/чувствующий, решающий/воспринимающий) всего 16 типов

Рациональные
экстраверты
Иррациональные
экстраверты
Рациональные
интроверты
Иррациональные
интроверты
Исследователи
(интуиция
+ логика)
Джек Лондон
Логико-интуитивный
экстраверт
Гуманитарии
(интуиция
+ этика)
Социалы
(сенсорика
+ этика)
Сенсорно-логический
экставерт
Практики
(сенсорика
+ логика)

2.     Возрастные периоды взрослости и их социально-психологическая характеристика
Э. Эриксон выделяет следующие периоды: 1. Младенчество (от рождения до 1 года) 2. Раннее детство (1-3 лет) 3. Игровой возраст, дошкольный (3-6 лет) 4. Школьный возраст (6-12 лет) 5. Юность (12-20 лет) 6. Молодость (20-25 лет) 7. Взрослость (25-60 лет) 8. Старость (от 60 лет)
Взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.
Выделяют: 1. раннюю взрослость – 20–40 лет 2. среднюю взрослость – 40–60 лет.
Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов – обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия.
Основное новообразование этого периода – достижение личностной зрелости.
Содержание этого понятия используется в психологии часто, но понимается несколько по-разному. В работе (Холл, Линдсей, 1997) авторы, характеризуя зрелого человека, выделяли следующие его характеристики:
1. широкие границы «Я»,
2. способность к теплым социальным отношениям,
3. наличие самопринятия,
4. реалистичное восприятие опыта,
5. способность к самопознанию,
6. чувство юмора,
7. наличие определенной жизненной философии.
Б. Ливехуд (1994) рассматривал три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; а также самосознание.
Хейвигхерст (Havighurst, 1973) выделил в жизни человека в период средней взрослости основные события, обозначив их как жизненные задачи:
• Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности.
• Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня.
• Выбор подходящих способов проведения досуга.
• Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми.
• Усиление личностного аспекта супружеских отношений.
• Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним.
• Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.
Задача развития в зрелости – активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем и через духовную активность – установление контакта с внешним миром.
Таким образом, постепенное накопление духовности – необходимое условие развития человека в зрелости, особенно во второй ее половине. Однако понятие «духовность» наполняется различным смыслом в разных религиях, философских течениях, обыденном сознании. В психологии оно часто заменяется другими понятиями, сходными своим содержанием.
В работе (Абрамова, 1999) есть описание развития дается в терминах «задач развития», специфичных для каждого этапа.
этап
мужчины
женщины
Взросление
 (23–30 лет)
Задача личного развития – устройство и организация жизни в новой семье. В этой задаче несколько планов: физиологический, социальный, психологический. Если эта задача развития не выполняется, то реальное жизненное пространство превращается в фантом – «проявление смерти в жизни». Освоение родительской роли. Выработка собственного (семейного) стиля, который предполагает семейное единение «Мы» и свободное существование «Я» каждого члена семьи, принятие на себя определенных обязательств, ответственности
Выстроить «модель правильной жизни» для всей его семьи, которая складывается из рациональной оценки возможностей и воплощения их в жизнь
Важно найти свое «Я» не только в пространстве семьи, но и в пространстве общества
Переходный возраст 
(30–35 лет)
Стремление к достижению социальной зрелости – к выполнению социальных обязанностей и принятию ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки, и можно сказать, что задача молодости – нахождение своего пути в социуме, активное освоение внешнего мира
Для мужчины в переходном возрасте важно решение тех же задач, что и для женщины, но они имеют другой вектор. Для женщины он лежит в области чувств, для мужчины – в интеллектуальной сфере
Задача контроля и самоконтроля, чтобы приспособиться к новой ситуации. Дети подросли, и у них появляется своя жизнь, надо учиться заново проявлять чувство к мужу, чтобы оно жило, стараться не попасть в психологические ловушки несбывшихся надежд и неоправдавшихся мечтаний
Зрелость 
(36–50 лет)
Если для женщины основное место занимают семья и работа, то для мужчины не меньшее значение имеют друзья и общество в целом.
Переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, увидеть другой потенциал собственного «Я», связанный с наставничеством, руководством, учительством, примириться с физическим спадом.
Главная задача связана с философской оценкой взятых на себя обязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждают множество факторов – изменение физиологического состояния, изменение состава семьи и роли в семье (бабушка, свекровь, теща), достижение высокого профессионального уровня.
Пожилой возраст
 (51–65 лет)
Установление связей вне семьи, расширение, изменение жизненного контекста, которые переживаются как потенциально существующая готовность быть полезными другим людям своими знаниями и опытом.


3. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия.
Психология трудаэто система знаний о труде как деятельности и о трудящемся человеке как ее субъекте. Она изучает:
– проявления и развитие психики в ходе труда,
– проблемы цены и эффективности трудовой деятельности,
– соответствие качеств отдельного человека требованиям профессии.
Объектом изучения психологии труда является человек как реальный единственный субъект трудовой деятельности.
Предмет психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойств личности, через которые эта активность реализуется.
Психология труда направлена не только на облегчение труда человека, но и на то, чтобы сделать труд более продуктивным, созидательным, безопасным, приносящим его субъекту удовлетворение и материальный достаток. Она стремится приспособить труд к человеку и человека к труду. И, наконец, она отражает существенную изменчивость и индивидуальные различия в психике разных людей в процессе трудовой деятельности.
В зависимости от парадигмы исследования и разного понимания цели и задач этой науки по-разному формулируются категории ее объекта и предмета. Поскольку достоверно выделить объект изучения удается далеко не всегда, ученые чаще говорят о предмете и реже – об объекте психологии труда.
Психология труда – не только теория, но и активно развивающаяся область социальной практики.
Психологи, занимающиеся прикладной психологией труда, активно работают в сферах профессиографии, профориентации и психологической поддержки молодежи, профессиональной подготовки и переподготовки, отбора, подбора, аттестации и расстановки кадров, сопровождения трудовой деятельности, командообразования, организационного развития и т.д.
Местами их постоянной работы являются кадровые агентства, отделы человеческих ресурсов, центры профориентации, службы занятости, силовые структуры, консалтинговые и рекрутинговые центры, система ассессмента и коучинга, школы и профессиональные учебные заведения. Кроме того, в составе психологических служб они трудятся на предприятиях, в отраслевых НИИ и лабораториях, вузах, частных фирмах и компаниях. Из системы теоретического знания психология труда все больше превращается в действенный фактор жизнедеятельности общества и социальных преобразований.
Развитие психологии труда как теоретического знания и как социальной практики обусловило необходимость выделения и определения содержания специальной учебной дисциплины в структуре подготовки психологов.
Как учебная дисциплина
она отличается, прежде всего, своими целями и задачами. Если целью науки является получение нового знания, раскрытие закономерностей и механизмов психических явлений, то цель учебного предмета – передача и усвоение систематизированных, дидактически обработанных знаний, формирование соответствующих умений и навыков, развитие интеллекта и гуманистическое воспитание личности.
Задачами психологии труда как учебной дисциплины являются:
рассмотрение и усвоение сущности и структуры человека как субъекта трудовой деятельности; изучение фундаментальных основ трудовой мотивации; рассмотрение базисных положений о профессионально важных качествах и профессиональных способностях личности, о психологических основах профориентационной и профконсультационной работы и др.
Таким образом, психология труда является одной из ведущих учебных дисциплин, которые формируют базисные знания будущих психологов о важнейшей сфере жизни человека – его трудовой деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.