1. Проблема характера в психологии.
Харктер (от греч. charakter — печать, чеканка) означает
совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности
и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах
поведения.
Формирование характера происходит в различных по своим
особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс,
спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая
группа является для личности референтной (референтная группа - социальная
группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета
для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных
ориентаций) и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека
развиваются соответствующие черты характера.
Классификации черт
характера на основе:
Характерных
психических процессов
|
В
соответствии с направленностью личности
|
Каково
отношение человека к людям и самому себе
|
Каково
отношение человека к деятельности
|
При
этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость,
самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др.
К
эмоциональным чертам характера относят порывистость,
впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др.
К
интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность,
находчивость, любознательность и др.
|
Направленность
личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной
активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система
убеждений.
|
Выделяют
такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость,
общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др.
Эгоизм/альтруизм
Интроверсия/
Экстраверсия;
Интернальный
(внутренний) или экстернальный (внешний) локус контроля
|
Имеется
в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но
и деятельности вообще.
Черты
характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в
устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость
интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком
самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и
содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности,
настойчивости личности.
|
Типологии характеров:
Типология Кречмера: астеник (шизотимик
- склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к
изменению установок и взглядов, аутизм, возможна шизофрения,), атлетик (иксотимик - спокойный,
маловпечатлительный, сдержанные жесты, мимика. Невысокая гибкость мышления,
трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен, возможна эпилепсия),
пикник (циклотимик - Эмоции
колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением,
реалистичен во взглядах, возможен маниакально-депрессивный психоз), диспластик
(нескладный).
Классификация Леонгарда. 12 типов акцентуаций характера. Типы: демонстративный,
педантичный, тревожный, возбудимый, гипертимный, дистимный, эмотивный,
циклотимный, застревающий, экзальтированный, экстравертированный,
интровертированный.
Классификация Личко: гипертимный, циклоидный, лабильный,
астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпелептоидный,
истероидный, неустойчивый, конформный.
Типология характеров Э. Фрома: мазахист-садист,
разрушитель, конформист-автомат.
Психологические типы К.Юнга: интроверты/экстраверты;
Архитипы Юнга: анима, анимус, персона, тень, самость, Бог. Юнг выделил четыре
базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение. На работах Юнга
основана типология Майерс-Бригс: ( с
учетом экстраверт/интроверт, ощущающий/интуитивный, мыслительный/чувствующий, решающий/воспринимающий)
всего 16 типов
|
Рациональные
экстраверты |
Иррациональные
экстраверты |
Рациональные
интроверты |
Иррациональные
интроверты |
Исследователи
(интуиция + логика) |
Джек
Лондон
Логико-интуитивный экстраверт |
|||
Гуманитарии
(интуиция + этика) |
||||
Социалы
(сенсорика + этика) |
Сенсорно-логический
экставерт
|
|||
Практики
(сенсорика + логика) |
2. Возрастные периоды взрослости и их социально-психологическая характеристика
Э. Эриксон выделяет
следующие периоды: 1. Младенчество (от рождения до 1 года) 2. Раннее детство
(1-3 лет) 3. Игровой возраст, дошкольный (3-6 лет) 4. Школьный возраст (6-12
лет) 5. Юность (12-20 лет) 6. Молодость (20-25 лет) 7. Взрослость (25-60 лет)
8. Старость (от 60 лет)
Взрослость – это период онтогенеза, условно
определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет и характеризующийся
тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и
физических способностей человека.
Выделяют: 1. раннюю
взрослость – 20–40 лет 2. среднюю взрослость – 40–60 лет.
Ряд исследователей,
занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость как
время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости
зависит от разрешения проблем предшествующих периодов – обретения доверия и
автономии, инициативы и трудолюбия.
Основное новообразование
этого периода – достижение личностной зрелости.
Содержание этого понятия
используется в психологии часто, но понимается несколько по-разному. В работе
(Холл, Линдсей, 1997) авторы, характеризуя зрелого человека, выделяли следующие
его характеристики:
1. широкие границы «Я»,
2. способность к теплым
социальным отношениям,
3. наличие самопринятия,
4. реалистичное
восприятие опыта,
5. способность к
самопознанию,
6. чувство юмора,
7. наличие определенной
жизненной философии.
Б. Ливехуд (1994)
рассматривал три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и
снисходительность; а также самосознание.
Хейвигхерст (Havighurst,
1973) выделил в жизни человека в период средней взрослости основные события,
обозначив их как жизненные задачи:
• Достижение зрелой
гражданской и социальной ответственности.
• Достижение и
поддержание целесообразного жизненного уровня.
• Выбор подходящих
способов проведения досуга.
• Помощь детям стать
ответственными и счастливыми взрослыми.
• Усиление личностного
аспекта супружеских отношений.
• Принятие
физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним.
• Приспособление к
взаимодействию со стареющими родителями.
Задача развития в
зрелости
– активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем и через
духовную активность – установление контакта с внешним миром.
Таким образом, постепенное накопление духовности – необходимое условие развития человека в зрелости, особенно во второй ее половине. Однако понятие «духовность» наполняется различным смыслом в разных религиях, философских течениях, обыденном сознании. В психологии оно часто заменяется другими понятиями, сходными своим содержанием.
Таким образом, постепенное накопление духовности – необходимое условие развития человека в зрелости, особенно во второй ее половине. Однако понятие «духовность» наполняется различным смыслом в разных религиях, философских течениях, обыденном сознании. В психологии оно часто заменяется другими понятиями, сходными своим содержанием.
В работе (Абрамова, 1999) есть
описание развития дается в терминах «задач развития», специфичных для каждого
этапа.
этап
|
мужчины
|
женщины
|
Взросление
(23–30 лет)
|
Задача личного развития –
устройство и организация жизни в новой семье. В этой задаче несколько планов:
физиологический, социальный, психологический. Если эта задача развития не
выполняется, то реальное жизненное пространство превращается в фантом –
«проявление смерти в жизни». Освоение родительской роли. Выработка
собственного (семейного) стиля, который предполагает семейное единение «Мы» и
свободное существование «Я» каждого члена семьи, принятие на себя
определенных обязательств, ответственности
|
|
Выстроить «модель правильной
жизни» для всей его семьи, которая складывается из рациональной оценки
возможностей и воплощения их в жизнь
|
Важно найти свое «Я» не только в
пространстве семьи, но и в пространстве общества
|
|
Переходный возраст
(30–35 лет)
|
Стремление к достижению социальной
зрелости – к выполнению социальных обязанностей и принятию ответственности за
собственную жизнь, свои решения и поступки, и можно сказать, что задача
молодости – нахождение своего пути в социуме, активное освоение внешнего мира
|
|
Для мужчины в переходном возрасте
важно решение тех же задач, что и для женщины, но они имеют другой вектор.
Для женщины он лежит в области чувств, для мужчины – в интеллектуальной сфере
|
Задача контроля и самоконтроля,
чтобы приспособиться к новой ситуации. Дети подросли, и у них появляется своя
жизнь, надо учиться заново проявлять чувство к мужу, чтобы оно жило,
стараться не попасть в психологические ловушки несбывшихся надежд и
неоправдавшихся мечтаний
|
|
Зрелость
(36–50 лет)
|
Если для женщины основное место
занимают семья и работа, то для мужчины не меньшее значение имеют друзья и
общество в целом.
|
|
Переосмыслить свое место в
изменившемся социально-психологическом пространстве, увидеть другой потенциал
собственного «Я», связанный с наставничеством, руководством, учительством,
примириться с физическим спадом.
|
Главная задача связана с
философской оценкой взятых на себя обязательств как по отношению к себе, так
и по отношению к близким. К этому ее побуждают множество факторов – изменение
физиологического состояния, изменение состава семьи и роли в семье (бабушка,
свекровь, теща), достижение высокого профессионального уровня.
|
|
Пожилой возраст
(51–65 лет)
|
Установление связей вне семьи,
расширение, изменение жизненного контекста, которые переживаются как
потенциально существующая готовность быть полезными другим людям своими
знаниями и опытом.
|
3. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия.
Психология труда – это система знаний
о труде как деятельности и о трудящемся человеке как ее субъекте. Она изучает:
– проявления и развитие психики в ходе труда,
– проблемы цены и эффективности трудовой деятельности,
– соответствие качеств отдельного человека требованиям профессии.
– проявления и развитие психики в ходе труда,
– проблемы цены и эффективности трудовой деятельности,
– соответствие качеств отдельного человека требованиям профессии.
Объектом изучения психологии труда является человек как реальный единственный субъект трудовой деятельности.
Предмет психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и
реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойств личности, через
которые эта активность реализуется.
Психология труда направлена не только на облегчение труда человека, но и на то, чтобы сделать труд более продуктивным, созидательным, безопасным, приносящим его субъекту удовлетворение и материальный достаток. Она стремится приспособить труд к человеку и человека к труду. И, наконец, она отражает существенную изменчивость и индивидуальные различия в психике разных людей в процессе трудовой деятельности.
В зависимости от парадигмы исследования и разного понимания цели и задач этой науки по-разному формулируются категории ее объекта и предмета. Поскольку достоверно выделить объект изучения удается далеко не всегда, ученые чаще говорят о предмете и реже – об объекте психологии труда.
Психология труда – не только теория, но и активно развивающаяся область социальной практики.
Психологи, занимающиеся прикладной психологией труда, активно работают в сферах профессиографии, профориентации и психологической поддержки молодежи, профессиональной подготовки и переподготовки, отбора, подбора, аттестации и расстановки кадров, сопровождения трудовой деятельности, командообразования, организационного развития и т.д.
Местами их постоянной работы являются кадровые агентства, отделы человеческих ресурсов, центры профориентации, службы занятости, силовые структуры, консалтинговые и рекрутинговые центры, система ассессмента и коучинга, школы и профессиональные учебные заведения. Кроме того, в составе психологических служб они трудятся на предприятиях, в отраслевых НИИ и лабораториях, вузах, частных фирмах и компаниях. Из системы теоретического знания психология труда все больше превращается в действенный фактор жизнедеятельности общества и социальных преобразований.
Развитие психологии труда как теоретического знания и как социальной практики обусловило необходимость выделения и определения содержания специальной учебной дисциплины в структуре подготовки психологов.
Как учебная дисциплина она отличается, прежде всего, своими целями и задачами. Если целью науки является получение нового знания, раскрытие закономерностей и механизмов психических явлений, то цель учебного предмета – передача и усвоение систематизированных, дидактически обработанных знаний, формирование соответствующих умений и навыков, развитие интеллекта и гуманистическое воспитание личности.
Задачами психологии труда как учебной дисциплины являются:
рассмотрение и усвоение сущности и структуры человека как субъекта трудовой деятельности; изучение фундаментальных основ трудовой мотивации; рассмотрение базисных положений о профессионально важных качествах и профессиональных способностях личности, о психологических основах профориентационной и профконсультационной работы и др.
Таким образом, психология труда является одной из ведущих учебных дисциплин, которые формируют базисные знания будущих психологов о важнейшей сфере жизни человека – его трудовой деятельности.
Психология труда направлена не только на облегчение труда человека, но и на то, чтобы сделать труд более продуктивным, созидательным, безопасным, приносящим его субъекту удовлетворение и материальный достаток. Она стремится приспособить труд к человеку и человека к труду. И, наконец, она отражает существенную изменчивость и индивидуальные различия в психике разных людей в процессе трудовой деятельности.
В зависимости от парадигмы исследования и разного понимания цели и задач этой науки по-разному формулируются категории ее объекта и предмета. Поскольку достоверно выделить объект изучения удается далеко не всегда, ученые чаще говорят о предмете и реже – об объекте психологии труда.
Психология труда – не только теория, но и активно развивающаяся область социальной практики.
Психологи, занимающиеся прикладной психологией труда, активно работают в сферах профессиографии, профориентации и психологической поддержки молодежи, профессиональной подготовки и переподготовки, отбора, подбора, аттестации и расстановки кадров, сопровождения трудовой деятельности, командообразования, организационного развития и т.д.
Местами их постоянной работы являются кадровые агентства, отделы человеческих ресурсов, центры профориентации, службы занятости, силовые структуры, консалтинговые и рекрутинговые центры, система ассессмента и коучинга, школы и профессиональные учебные заведения. Кроме того, в составе психологических служб они трудятся на предприятиях, в отраслевых НИИ и лабораториях, вузах, частных фирмах и компаниях. Из системы теоретического знания психология труда все больше превращается в действенный фактор жизнедеятельности общества и социальных преобразований.
Развитие психологии труда как теоретического знания и как социальной практики обусловило необходимость выделения и определения содержания специальной учебной дисциплины в структуре подготовки психологов.
Как учебная дисциплина она отличается, прежде всего, своими целями и задачами. Если целью науки является получение нового знания, раскрытие закономерностей и механизмов психических явлений, то цель учебного предмета – передача и усвоение систематизированных, дидактически обработанных знаний, формирование соответствующих умений и навыков, развитие интеллекта и гуманистическое воспитание личности.
Задачами психологии труда как учебной дисциплины являются:
рассмотрение и усвоение сущности и структуры человека как субъекта трудовой деятельности; изучение фундаментальных основ трудовой мотивации; рассмотрение базисных положений о профессионально важных качествах и профессиональных способностях личности, о психологических основах профориентационной и профконсультационной работы и др.
Таким образом, психология труда является одной из ведущих учебных дисциплин, которые формируют базисные знания будущих психологов о важнейшей сфере жизни человека – его трудовой деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.